Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 7. Экологическая психология. Выпуск 43 – 2017
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.96+613.8
Березянская В.В.
частный психолог, аспирант кафедры психодиагностики и клинической психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко., г. Киев
Стратегии личностной адаптации онкологических больных. Транзакционный подход
Внимание данной статьи приковано к изучению адаптационных стратегий личности онкобольных и их сценарных диспозиций, сознательно или подсознательно могут обусловливающих онкозаболевания. Было использовано 4 психодиагностические методики, две из которых разработаны в транзактном анализе. В результате установлено, что наиболее доминирующими драйверами являются «Будь сильным», «Будь совершенным» и «Радуй других». Выявлено, что преобладающими стратегиями адаптации исследуемых онкобольных являются «Блестящий скептик», «Ответственный трудоголик». Установлено наличие корреляции между драйвером «Старайся» и шкалой «Почти все в моей жизни соответствует идеалу», что для наших респондентов становится источником роста субъективного восприятия стресса. личность онкобольного, транзактный анализ, драйверы\директивы, стратегии личностной адаптации
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 10-20 (pdf)
УДК: 159.922
Верник А.Л.
докторант, старший научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии, доцент кафедры социальной работы Киевского национального университета имени Тараса Шевченко., г. Киев
Репетиторство как способ экологизации семейной и образовательной сред жизнедеятельности подростка
В статье анализируется проблема экологизации жизнедеятельности подростка, связанная с его учебной деятельностью. Утверждается, что снижение ее успешности может быть следствием как деформации взаимоотношений с семейной, школьной образовательной средами, так и негативного влияния личностных факторов. Необходимым условием улучшения школьной успеваемости является устранение вышеуказанных причин через восстановление соответствующих отношений. Одной из ключевых в данном процессе фигур может стать репетитор, поскольку его функциональное место позволяет быть равноудаленным от «заинтересованных сторон», устанавливать паритетные и доверительные отношения с молодым человеком. Таким образом, предлагается рассматривать репетиторство в данном контексте как способ экологизации семейной и образовательной сред жизнедеятельности подростка личность, подросток, жизнедеятельность, экологичность, репетитор, семейная среда, образовательная среда
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 21-30 (pdf)
УДК: 159.922
Вовчик-Блакытна Е.А., Гурлева Т.С.
Ведущий научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии имени Г. С. Костюка, кандидат психологических наук, г. Киев
старший научный сотрудник Института психологии имени Г.С. Костюка, кандидат психологических наук, г. Киев
Ребенок и жизненная среда: Экологизация пространства
В статье дается определение развивающей, экологически ориентированной среды, как объединяющей элементы, способствующие развитию функционального состояния организма человека, активизации его психологических ресурсов, сопротивляемости по отношению к негативным воздействиям, достижению и поддержанию эмоционального комфорта, а также индуцируют процессы саморазвития личности. Рассматривается семейная среда, как часть системы «человек-жизненная среда». Акцентируется внимание на информационном пространстве, которое является разновидностью жизненной среды и может потенциально деструктивно или конструктивно влиять на становление и самосовершенствования личности, развивать или деформировать мировоззрение, гармонизировать или разрушать внутреннюю картину мира ребенка, юноши, взрослого человека. жизненная среда, ребенок, экологически ориентированная, развивающая среда, техногенная среда, семейная среда, экологическая система, информационное пространство, масс-медиа
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 31-40 (pdf)
УДК: 159.93
Кирпенко Т.М.
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Функция воли в системе психологической регуляции образа жизни
В статье изучались направления исследований по проблеме волевой регуляции образа жизни личности. Описаны отдельные характеристики проявлений воли. Теоретически обозначены значения и функции волевой регуляции, как основы поведенческого и социального самоконтроля в процессе психической регуляции жизнедеятельности личности. Определено, что в процессе жизнедеятельности формируется индивидуальный стиль проявления волевой регуляции личности, который определяет успешность, результативность, качество ее деятельности и образа жизни в целом. Констатируется, что в жизнедеятельности личности определяющими являются ее внутренние волевые усилия. Определена актуальность исследуемой проблемы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. личность, воля, саморазвитие, саморегуляция, настойчивость, образ жизни, мотивация, жизнедеятельность
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 41-48 (pdf)
УДК: 159.937.2+159.942
Климанская М.Б.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Львовского национального университета имени Ивана Франко., г. Львов
Психологические особенности восприятия жилых зданий
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального восприятия студентами типичных зда-ых зданий г.Львова. Исследование осуществлено с помощью проективного интерпретационного метода путем демонстрации изображений типичных домов и фиксации рассказов респондентов о них. Обобщение данных контент-анализа результатов опроса дало возможность определить 9 основных категорий, характеризующих восприятие домов (особенности эмоционального восприятия, характер потребностей жителей и уровень их удовлетворенности, социальные характеристики жителей, виды деятельности, тип дома, психологический климат дома, внутренние физические особенности здания, детали окружения, временная перспектива). Охарактеризованы особенности восприятия 6 типичных жилых домов г.Львова. восприятие зданий, эмоции, потребности, психологический климат дома, взаимодействие жителей, социальные характеристики жителей
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 49-60 (pdf)
УДК: 159.9
Клименко И.В.
кандидат психологических наук, начальник Департамента кадрового обеспечения Национальной полиции Украины, г. Киев
Ситуация неопределенности и роль толерантности как составляющей социально-психологической адаптации курсантов-правоохранителей
В статье представлены результаты исследования взаимосвязей толерантности к неопределенности с отдельными показателями социально-психологической адаптации курсантов - будущих правоохранителей в контексте программы психологического сопровождения. Проблема толерантности к неопределенности и адаптивности личности является предметом исследований широкого круга наук, в том числе и социально-психологического спектра. Такая постановка проблемы, часто обусловлена тем, что толерантность к неопределенности и адаптивность - это взаимосвязанные социально-психологические феномены, характеризующие личность. Как указывает ряд исследователей, толерантность является движущей силой личностного роста и социальной адаптации, которая характеризует отношение к миру, к самому себе, наполняя смыслом поведение, поступки и позиции личности. В связи с этим, мы рассматриваем толерантность к неопределенности как необходимую психологическую характеристику современных полицейских, важное условие их социально-психологической адаптации. В исследовании было установлено, что у курсантов, обучающихся в контексте программы психологического сопровождения отдельные компоненты толерантности к неопределенности актуализируют такие составляющие социально-психологической адаптации как принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт и внешний контроль, а также снижают их дезадаптацию. В группе курсантов, обучающихся в рамках обычной программы толерантность к неопределенности актуализирует только эмоциональный комфорт и эскапизм. Таким образом, взаимосвязи толерантности к неопределенности и социально-психологической адаптацией курсантов включенных в программу психологического сопровождения свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки программы психологического сопровождения учебы курсантов в системе высшего полицейского образования, направленной на оптимизацию толерантности к неопределенности. курсанты, высшее полицейское образование, программа психологического сопровождения, социально-психологическая адаптация, толерантность к неопределенности
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 61-70 (pdf)
УДК: 159.9.072
Котик И. А.
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Винницкий социально-экономический институт Открытого международного университета развития человека «Украина», г. Винница
Ценностно-смысловая регуляция социальных границ и аутентичности в системе личностной надежности человека
В статье освещается понятие «личностная надежность человека». Определяются специфические особенности собственно регуляции социальных границ и надежной аутентичности. Ведущим фактором признается именно ценностно-смысловая регуляция. Содержательными свойствами, которые составляют основу указанного явления, есть определенные возрастно-половые, нейродинамические свойства, конституциональные и физиологические особенности, черты характера, особенности когнитивной сферы, ценностные ориентации человека, в том числе ответственность, устойчивость, волевые качества, дисциплинированность. Психологическая природа надежной аутентичности личности отражается в научной литературе в таких понятиях, как сверхнормативная активность, побочный продукт, интеллектуальная инициатива, самодеятельность, бескорыстный риск и надситуативная активность, инициация мыслительной деятельности, целеполагание, личностный выбор, а также человек как субъект жизни, субъект профессиональной деятельности и семейных отношений. аутентичность, надежность, личностная надежность человека, социальные границы, ценностно-смысловая сфера личности
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 71-83 (pdf)
УДК: 159.97:616.89-008.441.3
Литвинчук Л. М.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии им. С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Современные взгляды на проблему психологической зависимости наркоманов
В статье рассматривается проблема психологической зависимости наркоманов. Целью данной статьи является раскрыть современные взгляды на проблему психологической зависимости наркоманов. Учитывая индивидуальную для каждой зависимой личности модель мира, что объясняет природу ее психологической зависимости, представляется возможным совершенствование психотерапевтических и психокорекційних мероприятий в условиях реабилитационного процесса, что, несомненно, будет способствовать повышению его эффективности. Психическая зависимость в литературе рассматривается как психическое влечение к наркотику и способность достижения психического комфорта в состоянии опьянения. Такое влечение не всегда осознается и возникает на ранних стадиях наркотизации и остается на всю жизнь. Причем, психическая зависимость распространяется на все виды наркотических веществ. влечение, зависимость, психический комфорт, психическая защита, психическое состояние, потребность, компенсаторные механизмы, эйфория, успокоение
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 84-94 (pdf)
УДК: 159.9 (075.8)
Люта Л.П.
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев
Институциализация туризма на основе анализа динамики туристических запросов
В статье проанализированo институционализацию туризма на основе динамики туристических запросов. Результаты получены в ходе проведения опроса менеджеров туризма. Продемонстрировано, что для современного этапа развития характерно появление туристических интересов, которые пришли на смену потребностям. Выявлено, что туризм снова становится индивидуальным. Доказано, что сложность в работе менеджера заключается в умении выделить из большого спектра актуальных стремлений то, что окажется доминирующим и соотнести его содержание имеющимся туристическим продуктом. Доказано, что туризм развивается по сетевому принципу запросы туристов, туристические интересы, организационные формы туризма, институционализация
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 95-102 (pdf)
УДК: 159.9: 316.6
Овчиннікова А.С.
аспирантка Института психологии АПН Украины им. С. Костюка., Г. Харьков
Психологическая компетентность специалистов социономических специальностей
В статье рассматривается проблема психологической компетентности как составляющей профессиональной компетентности специалистов социономических профессий. В исследовании освещены основные научные подходы к определению понятий: «компетентность», «профессиональная компетентность», «психологическая компетентность». Определена структура, составляющие, содержание и особенности проявления психологической компетентности специалистов профессий социономического типа компетентность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, профессии социономического типа
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 103-115 (pdf)
УДК: 159.9:316.6:316.645
Паниотова Д.Д.
магистр, аспирантка Университета им. Адама Мицкевича в Познани, Польша
Взаимосвязь идеологии либерализма и консерватизма с важностью заботы об окружающей среде – эмпирическая верификация на примере Украины, Польши и Швейцарии
В статье рассматривается проблема взаимосвязи идеологической приверженности и важности заботы об окружающей среде в категории моральных ценностей либерализма и консерватизма на примере Украины, Польши и Швейцарии. Произведен анализ базы данных Европейского социального опроса в результате которого было выявлено взаимосвязь идеологической приверженности и заботы об окружающей среде в Швейцарии и Украине идеологическая приверженность, консерватизм, либерализм, окружающая природная среда
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 116-126 (pdf)
УДК: 159.922.6
Рудмино-Дусятская Е.В.
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экологической психологии, Института психологии имени Костюка АПН Украины, г. Киев
Организационно-методические основы исследования идентичности личности как детерминанты экологически-ориентированной жизнедеятельности
В статье представлены теоретические положения и программа эмпирического исследования идентичности личности как фактора организации жизнедеятельности, которая не вредит окружающей среде. Констатируется, что усиление негативного влияния человеческой жизнедеятельности на окружающую среду, требует от человека умения самоопределяться в отношении своих потребностей. Важной составляющей самоопределения является идентичность личности. Основными аспектами идентичности являются социальная идентичность, ориентированная на социальные категории и группы и личностная идентичность, ориентированная на уникальность опыта человека. Универсальными проявлениями идентичности личности в ее повседневной жизнедеятельности является персонализация и психологическое «присвоение» объектов жизненного окружения. Обоснована гипотеза о существовании различий в проявлениях персонализации и психологического «присвоения» объектов жизненного окружения у людей с развитой личностной и социальной идентичностью. Эти различия обуславливают экологичность жизнедеятельности в первом случае и неэкологичность во втором. Представлены: процедура операционализации исходных понятий и положений исследования, его методический инструментарий, ожидаемые зависимости между выделенными переменными психология жизнедеятельности, личностная идентичность, социальная идентичность, персонализация, психологическое «присвоение»
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 127-135 (pdf)
УДК: 159:343.95:343.138
Савченко А.В.
научный корреспондент лаборатории психологии обучения Института психологии имени Костюка АПН Украины, г. Киев
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов психологической сущности правоприменительной деятельности судьи. Раскрывается социономическое содержание судейской деятельности. Определяются ведущие психологические детерминанты профессиональной компетентности судьи. Определяются пути формирования профессионально-психологической готовности юриста к судейской деятельности. Можно констатировать, что коммуникативные качества судьи, как субъекта социономической профессиональной деятельности, обусловленные особенностями профессионального общения - в том числе прогнозирования возможных вариантов поведения собеседника, наличием индивидуальных «техник» общения, умениями устанавливать психологический контакт с элементами ролевого поведения. Это обусловливает особые требования к профессионально-психологической подготовленности судьи, выступает основой его психологической готовности к социономическим особенностям правоприменительной деятельности социономическая профессия, судья, правоприменительная деятельность, профессиональная компетентность, коммуникация, взаимодействие, профессионально важные качества
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 136-147 (pdf)
УДК: 159:9
Тамара Ткач
Психосоциальный характер перемен в жизненном пространствепрофессор, Политехника Ржеживская имени Игнацего Лукашевича, Ржеж, Польша
В тексте статьи представлен анализ, в котором существенный вывод состоит в утверждении, что человек на протяжении всей жизни подвергается изменениям и сам является инициатором определенных изменений. Аспект непредсказуемости свидетельствует или о возможностях направленности жизни непосредственно через взрослого человека или через характер взаимодействия с окружающей средой. Заметное преобладание процессов ассимиляции способствует тому, что человек не меняет образа своего поведения, несмотря на меняющиеся обстоятельства и ограничения, которые следуют согласно возрасту. Например, продолжается, юношеский стиль жизни в среднем возрасте, не принимая во внимание ни физические возможности, ни социальные ограничений. Характерные приспособления охватывают широкий диапазон изменений, описывающих многочисленные способы поведения в отношении задач и требований развивающего, социального и индивидуального (цели и стремления) характера. Они остаются под влиянием окружающей среды, основных тенденций и собственной активности субъекта период зрелости, жизненные задачи и вызовы, кризисы нормативные и ненормативные, процессы ассимиляции и аккомодации, понимание мира, определение смысла собственной жизни, аутонаррация и история жизни
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 148-157 (pdf)
УДК: 159:9
Швалб Ю.М.
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологической психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Сложные жизненные обстоятельства как объект психологических практик
В статье предложен экосистемный подход к пониманию сложных жизненных обстоятельств как разновидности ситуаций жизнедеятельности. Ситуация рассматривается как сложный когнитивный конструкт, который объединяет представление личности о структуре жизненных условий и осознаваемые содержания значащих жизненных целей, который обеспечивает формирование задачной программы жизнедеятельности. Показано, что сложные жизненные обстоятельства возникают вследствие определенного события как непредвиденного ситуативного фактора, который делает невозможным дальнейшую реализацию устойчивого образа жизни. Доказано, что основным психологическим условием преодоления сложных жизненных обстоятельств является субъективная готовность индивида к самоизменению и выработке новых стратегий деятельности. жизненная ситуация, событие, сложные жизненные обстоятельства, осознание, личность, стратегии поведения, жизнедеятельность
Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 158-169 (pdf)