Актуальные проблемы психологии, том 6, выпуск 12 – 2016

АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ

Содержание

 

УДК 159.943

Музыка А.Л.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Ценностное взаимодействие как фактор развития одаренной личности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируется взаимодействие социальных и личностных ценностных факторов в становлении и развитии одаренной личности. Личностно-ценностное взаимодействие рассматривается как форма референтных связей, в результате которых происходит реципрокное взаимовлияние и социальная валидизация, ценностный обмен и взаимная ценностная поддержка личностных ценностей субъектов и осуществляется становление и ценностное развитие одаренной личности.

Ключевые слова: одаренная личность, личностно-ценностное взаимодействие, реципрокное взаимовлияние, социальная валидизація, ценностный обмен, ценностная поддержка.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 5-20 (pdf)


УДК 004.9

Антонов В.Н.

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Киев

Методы исследования акме-одаренной личности

Язык статьи: украинский

Анотация: Рассмотрены методы исследования акме-одаренной личности на основе инновационной компьютерной технологии: кибернетическая акмеология, проблема влияния морального фактора на качества подготовки будущих учителей, их личного развития и формирования системы моральных качеств личности. Проблема исследуется с учетом принципов нейропедагогики, психогенетики и нано-технологии

Ключевые слова: одаренность, метод, нейропедагогика, психогенетика, нано-технология, мораль, образование, акмеология, кибернетика.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 21-33 (pdf)


УДК 159.923

Бастун Н.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Личностные ценности как системообразующий фактор жизненной активности человека

Язык статьи: украинский

Анотация: Анализируется генезис понятия цінностей в социальных науках и психологической персонологии. Ценности являються ключевым понятим в гуманистической и экзистенциальной психологи. Это понятие также является продуктивным в психологической практике. Описывается влияние родительських установок, детских впечатлений-инсайтов и психической травмы на становление личностных цінностей. Делается взвод о системообразующем характере ценностных ориентаций личности и значимость их влияния на поведение человека.

Ключевые слова: личность, ценности, ценностные ориентации, аксіологія, иерархия, система, системообразующий фактор, скрипт, личностный кризи.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 34-42 (pdf)


УДК 159.928.23

Била И.Н.

Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

Развитие способностей в условиях ценностного взаимодействия

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье выяснено, что в развитии интеллектуальных и творческих потенций детей, кроме генетических предпосылок, определяющими являются внешние факторы, которые включают, помимо педагогических систем и уровня образования, благосостояние семьи, условия и образ жизни, социальные и экономические условия. Это подтверждает анализ биографий и художественных произведений о жизни талантов. Описываются причины, препятствующие реализации потенциала детей (факторы окружения, индивидуальные факторы, объективные причины и т.п.). Упоминается, что неотъемлемой частью обучения является многосторонняя психологическая диагностика, получение информации о каждом ребенке с акцентом на ее сильных сторонах. Отмечается значение квалифицированного сопровождения, поддержки и личностно-ориентированного подхода, развития внутреннего познавательного и личностного потенциала подрастающего поколения.

Ключевые слова: ребенок, способности, потенциал, условия развития способностей, взаимодействие со взрослым, личность.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 43-53 (pdf)


УДК 159.923

Володарская Н.Д.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Влияние контактного окружения на творческое приспособление личности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проведен теоретико-методологический анализ роли контактного окружения в творческом приспособлении личности. Обозначены особенности творческого приспособления личности в прохождении возрастных кризисов. Определено влияние контактного окружения на творческое приспособление личности к кризисным жизненным ситуациям. Рассмотрено понятие творческого приспособления в гештальт-подходе. Раскрыта специфика диалогово-феноменологического подхода в смене устоявшихся стереотипов поведения. Выделены составляющие изменений жизненных целей в развитии личности: переживания, осознавания, выбора. Уточнено рассмотрение функций эмоциональной составляющей – переживание, чувственность, выбор. Очерчен круг способностей к творческому приспособлению личности: способность к контакту, к взаимодейстию и сочувствию, осознанию собственных потребностей в контакте с другими, с миром вцелом.

Ключевые слова: творческое приспособление, возрастные кризисы, контактное окружение, стереотипы поведения.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 54-60 (pdf)


УДК 159.956.2

Губенко А.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Социально-психологические аспекты взаимодействия одаренной личности с социальным окружением в процессе продвижения в обществе

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируются политико-психологические и социально-психологические условия, которые способствуют развитию и продвижению интеллектуально одаренных личностей в обществе. Рассматриваются положительные и отрицательные факторы, которые влияют на это развитие. Проанализированы некоторые из обстоятельств, которые влияют на продвижение таланта в обществе или тормозят этот процесс. Среди них исследовались, в частности, такие, как зависть и механизм отрицательной селекции. Они рассматриваются как факторы, которые сдерживают продвижение талантов. Выделяются также политический и экономический монополизм, которые мешают общественной и хозяйственной креативности.

Ключевые слова: одаренная личность, творчество, каталитические условия, факторы, продвижение таланта, общество, креативность, интеллект.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 61-68 (pdf)


УДК 159.955

Гулько Ю.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Детское экспериментирование как показатель индивидуальных особенностей ума дошкольника

Язык статьи: украинский

Анотация: Детское экспериментирование наряду с игрой является ведущей деятельностью дошкольников. Отмечая обучающие и развивающие функции детского экспериментирования (как в форме самостоятельной исследовательской активности, так и в форме исследовательской активности организованной педагогами), нужно так же сосредотачивать научный интерес на его диагностических возможностях. Детское экспериментирование является таким видом творческой исследовательской деятельности в котором ярко проступают две стороны целостного процесса понимания: создание новых знаний и создание новых действий и операций (как в предметно-практическом так и в умственном планах). Наблюдения за деятельностью дошкольников дают основания говорить о том, что экспериментирование пронизывает любую детскую деятельность и именно благодаря внесению компонента экспериментирования происходит усложнение и развитие деятельности. Для изучения особенностей умственной деятельности дошкольникам предлагалось экспериментировать с набором разнообразных предметов. Наблюдения за деятельностью детей в процессе выполнения диагностического задания дало возможность выяснить, что умственную деятельность в процессе экспериментирования характеризуют следующие показатели: выбор, характер усложнения деятельности, общая направленность ума ребенка.

Выбор оценивается по количеству предметов веденых ребенком в свою деятельность из числа предложенных инструкцией. Характер усложнения определяется по тому какими новыми оригинальными связями ребенок объединяет предметы с которыми действует; протекает ли деятельность по замыслу; происходит ли трансформация замысла и обуславливает ли трансформация замысла переходы от одного вида деятельности к другому в рамках решения той задачи которой ребенок занят; происходит ли порождение и понимание новой информации благодаря перетеканию одного вида деятельности в другой; возвращается ли ребенок к тому виду деятельности которым начинал и включает ли в него новые знания, результаты понимания. Общая направленность ума ребенка определяется по предпочитаемой направленности действий направленных на поиск аналогов или вариантов комбинаций.

Ключевые слова: детское экспериментирование, выбор, усложнение деятельности, общая умственная направленность.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 69-77 (pdf)


 

 

УДК 159.922.2+37.013.41:37.061

Демченко Е.П.

Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженка, Глухов

Субъектность социально одаренной личности в культурно-образовательном пространстве

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируется проблема создания культурно-образовательного пространства для развития социальной одаренности, определены его параметры, показана необходимость формирования субъектности социально одаренной личности в процессе ее активного взаимодействия с социальным, культурным и образовательным окружением.

Исследование теоретических и практических аспектов развития социальной одаренности важно осуществлять в контексте концепции образовательного пространства, что позволит моделировать благоприятные условия для самореализации одаренной личности. Для успешной «селекции» детей с признаками социальной одаренности уместно наполнение среды социокультурными смыслами. Дефиницию «культурно-образовательное пространство для развития социальной одаренности» рассматриваем в ракурсе субъект-субъектного подхода, который предусматривает взаимодействие сред и личностей. Формирование субъектности социально одаренной личности является целью создания такого пространства.

Ключевые слова: социальная одаренность, субъект, субъектность, пространство, образовательное пространство, культурно-образовательное пространство, культурно-образовательное пространство для развития социальной одаренности.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 78-90 (pdf)


 

УДК 159.9:378-051

Дубчак Г.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Связь типа поведения в стрессовой ситуации с уровнем психического напряжения студентов

Язык статьи: украинский

Анотация: Статья посвящена актуальной проблеме стрессоустойчивости студентов социономических профессий, профессиональная деятельность которых является одной из наиболее напряженных в психологическом плане видов трудовой активности. Описана процедура исследования с использованием опросника самодиагностики типа поведения в стрессовой ситуации (Бойко В.В.) и шкалы психологического стресса PSM-25. Проанализированы особенности психического напряжения, типов поведения в стрессовых ситуациях и специфика этих проявлений у современных украинских студентов высших и средних учебных заведений. Эмпирически подтверждено связь типа поведения в стрессовой ситуации с уровнем психического напряжения студентов: чем выше уровень психического напряжения, тем чаще люди используют стрессогенные типы поведения.

Ключевые слова: социономические профессии, студенты, стресс, стрессоустойчивость, уровень психического напряжения, тип поведения в стрессовой ситуации.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 91-99 (pdf)


УДК 159.9.072.4

Загурская И.С., Ткачук О.Р.

Житомирский государственный университет имени Ивана Франка, Житомир

Роль ценностного взаимодействия в восприятии образа справедливого учителя подростками з высоким и низким уровем учебной успеваемости

Язык статьи: украинский

Анотация: Результатом теоретического анализа проблемы восприятия подростками учителей стало выделение таких основных его факторов как уровень социальной рефлексии, особенности образа «Я», ценности и предыдущий опыт взаимодействия с учителями. Результаты эмпирического исследования показали, что образ справедливого учителя в представлении учащихся с высоким уровнем учебной успешности состоит из взаимосвязанных конструктов морального и деятельностного содержания, отражающие особенности учебной деятельности. В представлении учащихся с низким уровнем учебной успешности справедливый учитель выступает как такой, который ориентирован на межличностное общение (преобладание оценочных конструктов морального содержания).

Ключевые слова: ценностное взаимодействие, образ учителя, справедливость, моральностные и деятельностные ценности.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 100-107 (pdf)


УДК 925 159.923

Ивашкевич Э.З.

Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно

Феномен мудрости и структура социального интеллекта педагога

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проанализированы психологические исследования, посвящённые обоснованию феномена мудрости. Описаны причины, которые положены в основу возникновения индивидуальных различий в характеристиках мудрости людей. С учётом психологических исследований по проблемам развития способностей личности к творчеству обоснована проблема становления социального интеллекта личности. Предложена и описана авторская концепция социального интеллекта педагога. Указано, что социальный интеллект педагога состоит из трёх компонентов: когнитивного, мнемического и эмпатийного. Мудрость личности автор публикации считает своеобразной метакогницией, которая представлена на уровне мнемической составляющей социального интеллекта педагога.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, мудрость, одарённость, межличностное взаимодействие, когниции, метакогниции, когнитивная, мнемическая и эмпатийная подструктуры социального интеллекта.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 108-118 (pdf)


УДК 159.937

Кокарева М.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Соотношение восприимчивости студентов к рекламной информации с их творческой направленностью

Язык статьи: украинский

Анотация: На основе анализа соотношения восприимчивости студентов к информации рекламного содержания и их творческой направленности выделены и описаны типы восприятия студентами рекламной информации. Описаны психологические особенности восприятия рекламной информации выделенных типов по показателям творческой направленности студентов: склонность к риску, любознательность, сложность, воображение. Показаны отличия между типами восприятия студентами рекламной информации по доминирующей перцептивной модальности (визуальной и аудиальной). Поданы практические рекомендации для студентов, которые воспринимают рекламную информацию и для тех, кому необходимо более эффективно презентовать определенную информацию.

Ключевые слова: восприимчивость, творческая направленность, рекламная информация, восприимчивость студентов к рекламной информации, типы восприятия студентами рекламной информации.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 119-126 (pdf)


УДК 159.9.07

Мытнык А.Я.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев

Психологические особенности межличностного взаимодействия преподавателей с одаренными студентами

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассматривается актуальный вопрос психологических особенностей межличностного взаимодействия преподавателей с одаренными студентами. Преподавательская деятельность осуществляется через межличностную взаимодействие. В статье отмечается, что традиционные условия педагогического процесса, направленного на репродукцию умений, как правило, не соответствуют уровню индивидуальных достижений, высоким потенциальным возможностям одаренных и приводят к конфликтам. Раскрываются психологические особенности одаренных студентов, и описываются особые требования к организации процесса межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, одаренность, взаимодействие, психологический барьер, конфликт, совместная деятельность, дифференцированность обучения, репродуктивные задачи.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 127-135 (pdf)


 

УДК 316.159.9

Москаленко В.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Способности личности и процесс социализации

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируется связь индивидуальных способностей личности с процессом ёё социализации; утверждается, что рассматривать индивидуальные способности необходимо в широком плане как процесс формирования и развития социальности личности, в котором способности являются системообразующим феноменом. В этом плане можно говорить о методологической функции теории социализации по отношению к анализу проблемы способностей личности. В статье показано, что развитие способностей детерминируется соціально-исторической практикой людей.

Общие социальные способности, в которых опредмечен соціально- культурный опыт человечества и отражены социально-исторические потребности, определены как «родове» способности человека. «Родовые способности» рассматриваются как надиндивидный феномен взаимодеятельности людей определённой исторической епохи, который проявляется в социальном типе личности и выполняет функцию «нормы» для развития индивидуальных способностей.

Ключевые слова: социализация личности, индивидуальные способности, родовые способности, социально-исторический тип личности, актуальные способности, потенциальные способности, распредмечивание форм культуры.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 136-143 (pdf)


УДК 159.943

Музыка Е.А.

Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

Референтные отношения в развитии потребностно-мотивационной сферы студентов с признаками музыкальной одаренности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируются особенности референтных отношений и их роль в развитии лиц с признаками одаренности. Описывается характер влияния отдельных референтных групп на формирование специфических потребностей, определяющих в развитии музыкальной одаренности.

Ключевые слова: референтность, референтные отношения, музыкальная одаренность, музыкальные способности, потребностно-мотивационная сфера личности.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 144-155 (pdf)


УДК 159.923 + 159.928

Никончук Н.А.

Житомирский государственный университет имени Ивана Франка, Житомир

Как научить младших школьников оценивать достижения друг друга

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье обосновывается необходимость ценностной поддержки признания в младшем школьном возрасте. Аргументированно целесообразность применения устного народного творчества (пословиц и поговорок) для ценностной поддержки развития способностей учащихся начальных классов. Описывается техника ценностной поддержки предоставления и получения оценивания и техника ценностной поддержки оценивания собственных достижений. Предлагается подбор пословиц и поговорок трех групп: 1) паремии для построения ситуаций оценивания; 2) паремии, которые могут использоваться как средства оценивания детьми достижений окружающих и собственных достижений; 3) паремии, в которых зафиксированы правила оценивания.

Ключевые слова: младший школьный возраст, способности, оценивание, пословицы и поговорки, рефлексия, учебная деятельность, ценностная поддержка.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 156-168 (pdf)


УДК 316.6:159.923

Петрунько O.В., Рафиков A.Р.

Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

Социальный оптимизм как психологический механизм ценностного взаимодействия с референтным окруженцем

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассматривается феномен социального оптимизма и представления об этом феномене, существующие в обыденном сознании. Проанализована мировоззренческо-ценностная природа социального оптимизма. Показано, что одним из базовых элементов социального оптимизма являются убеждения як относительно устойчивая система взглядов на мир, опосредующая отношения индивида к референтному окружению и особенности взаимодействия с ним. Акцентировано внимание на социальном характере представлений человека о мире и взаимодействии с ним и доказано, что одной из форм организации этих представлений в индивидуальном и массовом сознании являются имплицитные модели мира. Предложена реконструированная эмпирическим путем модель социального оптимизма, существующая в сознании студентов. Показаны прогностические возможности предложенной модели в случае применения ее на примере других целевых выборок респондентов.

Ключевые слова: социальные представления, убеждения, имплицитные модели мира, социальный оптимизм, ценности, референтное социальное окружение.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 169-178 (pdf)


УДК 159.9.075

Портницкая Н.Ф., Атаманская А.А.

Житомирский государственный университет имени Ивана Франка, Житомир

Содержательные составляющие потребностных механизмов творческой активности одаренных юношей

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлен анализ структуры потребностной сферы юношей, включенных в творческую деятельность. Выяснено, что основными потребностями, «удерживающими» студентов в поле творчества, являются процессуальные, возможность достижения высоких результатов, а также социальные потребности в похвале и признании. Описаны «перекрестные» потребности, которые обеспечивают специфику развития творческой одаренности юношей. На основе анализа динамики доминирующих потребностей совершена попытка объяснения колебаний интенсивности творческой активности студентов во время обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: одаренность, творчество, потребности, юношеский возраст, фотобиографический метод.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 179-186 (pdf)


УДК 159.923.2

Савченко Е.В.

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк

Трансформация структуры рефлексивной компетентности личности в юношеском воздасте

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируются количественные (по показаниям степени организации) и качественные (по показаниям высоты организации) изменения в характере организации рефлексивной компетентности личности как целостной интегративной системы рефлексивных способностей, которые формируются и развиваются в процессе приобретения субъектом рефлексивного опыта. Установлено, что в процессе развития рефлексивной компетентности в юношеском возрасте не наблюдается существенных изменений в степени и высоте ее организации. Увеличивается уровень сформированности оценочно-мотивационного компонента рефлексивной компетентности за счет развития прогностических способностей и возрастает уровень организации системы знаний субъекта о специфике рефлексии и формах рефлексивной активности.

Ключевые слова: рефлексивность, рефлексивные способности, рефлексивный опыт, рефлексивная компетентность, степень организации, высота организации.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 187-200 (pdf)


УДК 159.923.2

Сердюк Л.З.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологические основы мотивации профессионального становления личности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проанализированы психологические факторы профессионального становления личности. Определены личностные основы профессионального становления личности. Установлено, что одним из условий успешного профессионального становления и развития личности в профессиональной деятельности является самодетерминация, основанная на ее осознанной и адекватной мотивации, которая создает внутреннюю готовность ставить и достигать целей профессиональной деятельности, преодолевать трудности, самосовершенствоваться и самореализовываться.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное развитие, самодетерминация, развитие личности, самодетерминация профессионального развития.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 201-209 (pdf)


УДК.159.928.22

Соловей Я.Г.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Теоретико-методологические подходы понимания сути ценностей музыкально одаренной личности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье раскрывается суть ценностей музыкально одаренной личности. Определены основные функции ценностей, которые влияют на жизнь и развитие музыкального дарования. Обозначено, что для музыкально одаренной личности ценной является музыкальная деятельность, которая с опытом воздействует на эмоциональное сферу личности, на такой ее элемент, как переживание. Процесс переживания не только является одним из операционных составляющих музыкальной деятельности, но и выражает суть самой деятельности, музыкально-слуховую. Доказано, что ценности и ценностные ориентации, могут рассматриваться, как духовные потребности самой музыкально одаренной личности, когда некие ценности «интериоризованы» (то есть превратились во внутреннее состояние личности) и выступают как желания, интересы.

Ключевые слова: одаренная личность, музыкальная деятельность, развитие, ценности, личностные ценности, эмоциональное переживание, внутренняя потребность.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 210-217 (pdf)


УДК 159. 922.8:681.306

Тичина И.Н., Байдюк А.П.

Житомирский государственный университет имени Ивана Франка, Житоми

Психологический анализ ценностей современных подростков в процессе идентификации с медийными героями

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье описываются некоторые особенности формирования ценностей подростков в процессе идентификации с медийными героями. Процесс идентификации современных подростков со значимыми для них персонами рассматривается как принятие определенной системы ценностей, которая становится регулятром поведения и личностного развития. Показано, что в младшем подростковом возрасте объектами для идентификации могут быть вымышленные персонажи фильмов, мультфильмов, книг, компьютерных игр и медийные образы ральных людей – актеров, музыкантов, певцов, спортсменов. Выявлены отличия в типах и ценностном наполнении образов медийных персон в сознании подростков с разным уровнем учебной успеваемости и с признаками одаренности к разным деятельностям.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, процесс идентификации, герои-симулякры, одаренность, признаки одаренности.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 218-225 (pdf)


УДК 159.923

Чиханцова Е.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости личности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассматривается проблема жизнестойкости, которая является одной из интегральных характеристик личности. Проанализированы современные теоретические подходы к определению сущности понятия «жизнестойкость». Рассмотрены факторы, способствующие формированию жизнестойкости личности.

Определено, что жизнестойкость может быть фактором экономической, оптимальной самореализации и психологической качества жизни личности и является ключевой личностной переменной, которая опосредует влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

Ключевые слова: жизнестойкость, компоненты жизнестойкости, адаптационный механизм личности.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 226-233 (pdf)


УДК [378: 159.9 -051]:316.752

Шестопалова Е.П.

Криворожский государственный педагогический университет, Кривой Рог

Проблема аксиологизации системы практической подготовки психологов при преподавании курсов консультирования и психокоррекции

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье приведен анализ динамики становления, а также особенности иерархии ценностей профессиональной деятельности у будущих психологов. Эмпирически выявлены мотивационные установки и «ядро» аксиологического потенциала профессиональной идентичности будущих психологов. Проведена теоретическая демаркация вариантов искажения профессионального самосознания в виде «комплекса спасения» и манипулятивно-потребительского отношения к субъектам профессиональной деятельности. Получила дальнейшее развитие идея аксиогенеза профессиональной жизни психологов как вариант личностно-ориентированной практики. Предложена програма коррекционно-развивающей работы по методу логоанализа в преподавании курсов консультирования и психокоррекции.

Ключевые слова: аксиологизация, «ядро» аксиологического потенциала, профессиональное самосознание психолога, логоанализ.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 234-243 (pdf)


УДК 159.923

Яблонская Т.Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Развитие идентичности одаренных детей в семне

Язык статьи: украинский

Анотация: Статья посвящена проблеме развития идентичности одаренного ребенка в системе семейных взаимоотношений. На основе эмпирического исследования проведено сравнение содержания и структуры идентичности одаренных детей и представителей контрольной группы, а также особенностей семейных взаимоотношений этих групп детей. Установлено, что одаренные дети характеризуются более высоким уровнем развития идентичности, что проявляется в более сложной ее структуре и содержании, высоком статусе, когнитивно сложном и дифференцированном образе Я, осознанных смысло-жизненных ориентациях. При этом выявлено, что в семьях одаренных детей складываются более благоприятные условия для развития идентичности, которые проявляются в сбалансированных семейных взаимоотношениях (оптимальная сплоченность и адаптация) и особенностях семейного воспитания (высокий позитивный интерес, отсутствие директивности и враждебности по отношению к ребенку).

Ключевые слова: идентичность, развитие идентичности, одаренные дети, сбалансированность семьи, воспитательные практики родителей.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 244-252 (pdf)


УДК 159.922

Яворская-Ветрова И.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Динамика становления ситуативной рефлексии при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье освещена проблема рефлексии как одного из психологических механизмов становления личностной эффективности школьника. Установлено, что выделяются три вида личностной рефлексии: ситуативная, ретроспективная и перспективная. Показано, что ситуативная рефлексия, обеспечивающая развитие навыков самоанализа в актуальной деятельности, развернутость процессов обдумывания ситуации, принятия решений, имеет в учащихся 3–6-х классов средний уровень развития и тенденцию к его повышению с возрастом, особенно у высокоэффективных школьников. В то же время на грани перехода от младшего школьного к подростковому возрасту выявлена нестабильность показателей этого вида рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, ситуативная рефлексия, личность, личностная эффективность, уровни ситуативной рефлексии, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 253-261 (pdf)


УДК 159.928:616.89-008

Гончарук Е.В.

Территориальное медицинское объединение «Психиатрия», Киев

Развитие творческих способностей как способ психосоциальной реабилитации людей с психическими расстройствами

Язык статьи: украинский

Анотация: Творческая деятельность является одним из направлений реабилитационного процесса для обеспечения полноценного социального функционирования людей с особыми потребностями, в том числе с психическими расстройствами. Развитие творческих способностей рассматривается как способ самоактуализации, раскрытия творческого потенциала, повышения самооценки личности, что будет способствовать преодолению стигматизации и самостигматизации, поиску новых ценностей и смысла жизни.

Ключевые слова: творческие способности, развитие, психосоциальная реабилитация, психические расстройства.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 262-271 (pdf)


УДК159.99

Загурская Э.В.

Киевская театральная школа-студия, Киев

Д.Н. Овсянико-Куликовский как один из основоположников психологии одаренности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье сделана попытка проанализировать психологические основы и концепции Д.Н. Овсянико-Куликовского – литературоведа, литературного критика, мемуариста, психолингвиста, исследователя психологии художественного творчества и одаренности. Намечены пути дальнейшего исследования психологического наследия ученого, которые заключаются в переосмыслении критики психологических взглядов Д.М. Овсянико-Куликовского, дешифровке психологических понятий ученого с позиции достижений современной науки; исследовании концепции одаренности в контексте личностного подхода, которым руководствовался Д.М. Овсянико-Куликовский; определение национально-культурной принадлежности Д.М. Овсянико-Куликовского как украинского ученого-энциклопедиста.

Ключевые слова: психология одаренности, психологический метод, подсознание, личностный аспект одаренности, концепция гениальности, «экономия мысли».

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 272-279 (pdf)


УДК 159 928

Мельник М.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Ценностное взаимодействие с социальной средой как фактор становлення одарённой личности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы ценностного взаимодействия личности с социальной средой как фактора и детерминанты становления одарённой личности. В частности, рассматривается влияние системы ценностных приоритетов макро- и микросреды, ценностных характеристик типа образовательной среды и стиля семейного воспитания на особенности проявления и развития одарённости. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей опыта социального взаимодействия в семье старшеклассников, идентифицировнных как одарённые. Намечены перспективы исследования проблемы ценностной детерминации становления одарённой личности на этапе ранней юности.

Ключевые слова: одарённость, интеллектуальная одаренность, становление одарённой личности, ценности, личностные ценности, социальная середа.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 280-289 (pdf)


УДК159.9.07

Нечаева О.С.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Ценностные аспекты познавательной деятельности младших школьников с признаками одаренности

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности и ее значение для формирования ценностно-смысловой сферы интеллектуально одаренной личности на начальном этапе школьного обучения. На основе анализа литературных источников и опыта практической работы делается предположение о том, что формирование и развитие ценностно-смысловой сферы учащихся с признаками интеллектуальной одаренности в значительной мере определяются ожиданиями референтных взрослых, которые осуществляют психологическое сопровождение детей в младшем школьном возрасте. Приводятся данные о методах исследования социальных установок родителей и учителей, касающиеся творческого самовыражения изучаемой категории учащихся, устойчивых мотивационных тенденций и достижений в интеллектуальной сфере, характеризующих данный возрастной период.

Ключевые слова: одаренная личность, интеллектуальная одаренность, познавательная деятельность, познавательная потребность, ценностно-смысловая сфера, ценностное отношение, интериоризация ценностей, социальные установки, мотивация.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 290-298 (pdf)


 

УДК 159.928.22 – 053.6 (049.2)

Процык Л.С.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киве

Развитие конструктивных механизмов психологической защити интеллектуально одаренных подростков

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье описаны особенности обособленных групп интеллектуально одаренных подростков с выраженной, скрытой формой одаренности и обычных подростков. Доказано, что механизмы психологической защиты, которые используют интеллектуально одаренные подростки (замещение, компенсация, вытеснение) более конструктивны по сравнению с механизмами, которые применяют обычные подростки (отрицание, регрессия). Дана подробная характеристика особенностей коррекционно-развивающей работы с интеллектуально одаренными подростками. Приведены факторы, которые нужно учитывать в процессе коррекционной работы с такими подростками. Проанализировано эффективность и результативность проведения коррекционно-развивающей программы с подростками со скрытой формой одаренности.

Ключевые слова: подросток, интеллектуальная одаренность, интеллектуальные способности, механизмы психологической защиты, копинг-стартегии, коррекционно-развивающая работа.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 399-306 (pdf)


 

УДК 159.92

Чекрыжова М.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Личностные качества в структуре самооценки профессиональных способностей будущих врачей

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки личностных качеств будущих врачей в структуре их профессиональных способностей. Выявлена динамика личностно-профессиональных качеств студентов в зависимости от года обучения. Определен перечень наиболее стабильных личностных качеств в структуре профессиональных способностей будущих врачей. Изучены особенности самооценки личностных качеств по показателям дифференцированности и уровня оценки их развития в зависимости от учебной успешности студентов, их пола и курса обучения. Выявлено, что уровень оценки качеств и ее дифференцированность в структуре профессиональных способностей студентов-будущих врачей связан с их учебной успеваемостью и курсом обучения.

Ключевые слова: самооценка, личностные качества, профессиональные способности, студенты медицинского ВУЗа, профессиональное становление.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 307-317 (pdf)


 

УДК 159.923.2

Чигирин Т.А.

Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

Система ценностей как фактор самопрезентации будущих психологов

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования системы ценностей как фактора самопрезентации будущих психологов. Сравниваются среднестатистические показатели системы ценностей в группах исследуемых будущих психологов с эффективной, достаточным уровнем эффективности и неэффективной самопрезентацией. Было диагностировано, что в группе испытуемых с эффективной самопрезентацией высокий среднестатистический ранг имеют: терминальная ценность – «здоровье», инструментальная – «честность». В группе с достаточным уровнем эффективности самопрезентации высокий среднестатистический ранг имеют: терминальная ценность – «здоровье», инструментальная – «жизнерадостность». У исследуемых с неэффективной самопрезентацией обнаружено, что самый высокий среднестатистический ранг имеют: терминальная ценность – «активная деятельная жизнь», инструментальная – «воспитанность». Таким образом, в исследуемых группах с разным уровнем эффективности самопрезентации среднестатистические ранги ценностей отличаются.

Ключевые слова: эффективность, эффективная самопрезентация, ценность, система ценностей, неэффективна самопрезентация, самопрезентация с достаточным уровнем эффективности.

Aktual_probl_psihol 2016, 6(12): 318-326 (pdf)