Актуальные проблемы психологии. Том 5, выпуск 14 – 2014
Аннотации и сведения об авторах
УДК: 159.938
Болотникова И.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Особенности профессионального самоосуществления и самоактуализации работников профсоюзов.
Язык статьи: украинский
Анотация: Работа посвящена актуальной проблеме личностного и профессионального самоосуществления человека. В статье анализируются результаты экспериментального исследования, которое проводилось в профсоюзных организациях, подчиненных Киевской городской совете профсоюзов. В ходе экспериментального исследования изучались профессиональное самоосуществление и самоактуализация работников профсоюзных организаций. В результате анализа результатов проведенного эмпирического исследования устанавливаются психологические закономерности составляющих профессионального самоосуществления работников профсоюзов.
Ключевые слова: профессиональнаядеятельность; профессиональноесамоосуществление; признаки самоосуществления; самоактуализация.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 3-11 (pdf)
УДК: 159.938
Бохонкова Ю. А.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля. Луганск. Украина.
Психологические особенности проявления адаптационных ресурсов личности под влиянием самооценки.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье приведены особенности проявления стрессовых переживаний личности на психологическом уровне: анализируются характерные перестройки в мотивационной структуре деятельности, роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эффективность переработки информации, индивидуальные приемы компенсации и преодоления трудностей. Внимание уделено теоретическому анализу проблемы влияния самооценки личности на ее адаптацию к стрессовой ситуации. Выяснено адаптационные ресурсы личности в стрессовой ситуации. Приведен анализ понятия «адаптационный потенциал личности», обговорено содержание данного феномена.
Ключевые слова: поведение, жизнестойкость личности, стрессовая ситуация, душевное (психическое) здоровье, стратегии поведения, ресурсы личности, стрессовый порог, адаптация, адаптационный потенциал.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 11-18 (pdf)
УДК: 159.938
Войтович М.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Особенности профессионального самоосуществления практических психологов в области среднего образования.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионального самоосуществления практических психологов разного возраста и с разным опытом работы в области среднего образования. В процессе профессиональной деятельности практических психологов среднего образования уровень их профессионального самоосуществления возрастает.
Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление, профессиональная деятельность практических психологов в среднем образовании.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 19-33 (pdf)
УДК: 159.938
Гуменюк Г.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Профессиональное самоосуществление учёного: постановка проблемы и алгоритм исследования
Язык статьи: украинский
Анотация: . В статье изложен теоретический анализ проблемы исследования самоосуществления личности в профессиональной деятельности, в результате которого отражены основные подходы относительно сущности понятий «субъект», «самоосуществление», «профессиональное самоосуществление». Обосновывается необходимость и возможность целенаправленного исследования профессионального самоосуществления в единстве психологических и психодинамических особенностей. Представлен алгоритм исследования профессионального самоосуществления учёных в психофизиологическом аспекте.
Ключевые слова: профессионал, личностно-профессиональное развитие, субъект, самоосуществление, профессиональное самоосуществление.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 34-45 (pdf)
УДК: 159.938
Дзвоник Г.П.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Профессиональное самоосуществление менеджеров коммерческих организаций.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье представлены результаты экспериментальных исследований особенностей профессионального самоосуществления менеджеров различного возраста и профессионального опыта в коммерческих организациях. Нами установлено повышение как внешне-профессионального уровня самоосуществления, так и внутренне-профессионального уровня самоосуществления менеджеров в процессе профессиональной деятельности в коммерческих организациях.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, профессиональная деятельность менеджеров коммерческих организаций, внешне-профессиональный уровень и внутренне-профессиональный уровень профессионального самоосуществления менеджеров.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 45-60 (pdf)
УДК: 159.938
Дулова А.О., Проскурняк О.П.
Черновецкий национальный университет имени Юрия Федьковича. Черновцы. Украина.
Психологические особенности формирования ценностного отношения к семье у детей.
Язык статьи: украинский
Анотация: Характер отношений и психологическая атмосфера между членами семьи, активное участие обеих родителей в воспитании детей и схожесть их взглядов на воспитание, организация деятельности и досуга семьи, умение анализировать и понимать мотивы поведения партнера и собственные действия и поступки, наличие умения развязывать конфликтные ситуации, которые возникают при взаимодействии - все это влияет на воспитание у детей качеств семьянина и формирует ценностное отношение к семье.
Ключевые слова: гендерная идентификация, поло-ролевое поведение, паттерны поведения, сиблинги, внутрисемейное взаимодействие.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 60-69 (pdf)
УДК: 159.938
Завадская Т.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Профессиональное самоосуществление воспитателей детских дошкольных заведений.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального самоосуществления воспитателей детских дошкольных заведений, их самоэффективности и мотивации профессиональной деятельности. У большинства исследованных определен средний и више среднего уровни общего (82,0%), внутренне-профессионального (81,0%) и внешне-профессионального (75%) самоосуществления. Тестирование профессиональной самоэффективности показало средний и више среднего уровни самоэффективности у большинства воспитателей (соответсвенно 21,6% та 56,0%). Высокая внутренняя мотивация определена у 93,0% воспитателей, високая внешне-позитивная у 48,0%; високая внешне-негативная мотивация – у 62,0%. Мы получили достоверные корреляции между большинством показателей профессионального самоосуществления (7 з 10), уровнем самоэффективности и видами мотивации. Таким образом, большинство воспитателей данной выборки имеют преимущественное большинство признаков профессионального самоосуществления.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, самоэффективность, мотивация, воспитатель.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 70-81 (pdf)
УДК: 159.938
Завязкина Н.В.
Киевський национальный университет имени Тараса Шевченко. Киев. Украина.
Проблема смыслового уровня регуляции деятельности при обосновании категории ограниченной вменяемости
Язык статьи: украинский
Анотация: . В статье рассмотрена проблема смысла и смысловых образований личности при обосновании категории ограниченной вменяемости. Разработанные на сегодняшний день психологические модели уровневой регуляции деятельности, смысловых личностных образований, мотивов, нарушений смысловой сферы личности представляют особый интерес при проведении экспертиз с участием психолога по содержательному насыщению обоснования экспертных выводов при различных психических расстройствах.
Ключевые слова: смысловая регуляция, экспертиза, ограниченная вменяемость.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 82-89 (pdf)
УДК: 159.938
Кокун О.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Особенности профессионального самоосуществления специалистов разного возраста и профессий.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье изложены результаты эмпирических исследований, представляющие особенности профессионального самоосуществления специалистов разных возрастов и профессий. Установлено существенное повышение уровня профессионального самоосуществления специалистов по достижении 40-летнего возраста: этот уровень существенно повышается на этапе вторичного профессионализации и дальше еще продолжает расти на этапе профессионального мастерства. Рост уровня внешнепрофессионального самоосуществления более выражен, чем внутреннепрофессионального. Наивысший уровень профессионального самоосуществления у специалистов творческих профессий, наименьший – у специалистов профессий обслуживания.
Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление, профессиональное становление, признаки самоосуществления, специалисты.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 90-99 (pdf)
УДК: 159.938
Корнияка О.М., Лахтадыр Е.В., Гоменюк В.О.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев; Педагогический институт Киевского университета имени Бориса Гринченка. Киев Украина; Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Эмпирическое изучение особенностей профессионального самоосуществления преподавателя высшей школы.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье представлено понимание сущности профессионального самоосуществления преподавателя высшей школы. Даны результаты эмпирического исследования профессионального самоосуществления преподавателя в зависимости от возраста. Установлено существенное повышение общего уровня профессионального самоосуществления и отдельных его составляющих у профессионалов научно-педагогического профиля в меру взросления – в возрасте 40 лет и старше. У этих профессионалов развитие внутрипрофессионального самоосуществления превосходит в определенной степени развитие внешнепрофессионального самоосуществления.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, признаки (показатели, составляющие) профессионального самоосуществления, профессиональная эффективность, профессионализм, профессионалы научно-педагогического профиля.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 99-109 (pdf)
УДК: 159.938
Кружевая Т.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Профессиональное самоосуществление: система понятий
Язык статьи: украинский
Анотация: . В статье изложены теоретические положения относительно понятия «профессиональное самоосуществление», проанализировано его содержание с привлечением понятий «профессионал», «профессионализм», «профессиональная компетентность», «жизненное самоосуществление». Намечены пути экспериментального исследования возможных критериев и детерминант профессионального самоосуществления ученых-исследователей.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, жизненное самоосуществление, профессионализм.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 109-116 (pdf)
УДК: 159.938
Малхазов А. Р.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Метод расчета минимальных временных порогов активизации коррекционных процессов при управлении двигательной деятельностью.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье представлены результаты экспериментальных исследований разработки и научного обоснования метода расчета минимальных временных порогов активизации коррекционных процессов при управлении двигательной деятельностью. Доказана возможность выявлять индивидуальные минимальные пороги чувствительности и особенности функционирования, интегративно связанных между собой иерархически расположенных уровней организации, построения и управления циклическими движениями. Минимальные временные пороги обладают способностью изменяться в зависимости от предварительного настроя тонических и тетанических загрунтовок (лабильности), степени сформированности тактик и стратегий поиска психикой индивида соответствующих энграмм, матриц на различных уровнях управления.
Ключевые слова: минимальный временной порог, коррекционные процессы, механизм сличения, лабильность, энграммы, матрицы, мгновенный специфический сенсорный комплекс.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 116-129 (pdf)
УДК: 159.938
Мельник А.И.
Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова. Киев. Украина.
Мотивация профессиональной деятельности учителя в условиях работы с гиперактивными младшими школьниками.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье изложены результаты эмпирических исследований по мотивации профессиональной деятельности учителя в условиях работы с гиперактивными младшими школьниками. Исследование мотивационных установок будущих учителей к работе с гиперактивными младшими школьниками осуществлялось в контексте наличия личностно значимых ценностных ориентаций и установок на профессиональную деятельность, сформированности доминирующих мотивов будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивы, профессиональная деятельность, психологическая готовность, младшие школьники, гиперактивность.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 129-137 (pdf)
УДК: 159.938
Немеш О.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Психологические основы интернет-коммуникации.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье рассматриваются психологические особенности компьютерно опосредованного межличностного общения. Очерчены перспективы исследований онлайн-коммуникаций. Изучаются источники и искатели информации как равноправные участники Интернет-общения. Выявляется смысловой аспект активности в системе онлайн-коммуникаций. Анализируются разные стороны реального и виртуального опыта «Я».
Ключевые слова: система коммуникаций, Интернет, компьютерно опосредованное общение, виртуальное «Я».
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 138-146 (pdf)
УДК: 159.938
Неурова А.Б.
ВКСС Академии Сухопутных войск имени гетьмана Петра Сагайдачного. Львов. Украина.
Подходы к толкованию эмоциональной устойчивости как научное основание ее определения в специалистов с чрезвычайных ситуаций.
Язык статьи: украинский
Анотация: На основе теоретико-психологического анализа выявлены синергетически-двух¬фак¬тор¬ной, синергетически-трехфакторной психопроцессуальный, синергетически-трехфактор¬ной моторно-процессуальный, синергетически-четырехфакторной, физиологический, динамично-стереотипный, динамично-экстремальный, чувственно-деструктивный, аффективно-неадекватный, нервно-психоэнергетический, личностный, интегративный и эмоционально-центрический подходы к пониманию и толкованию эмоциональной устойчивости субъекта деятельности в экстремальных условиях.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, экстремальные условия деятельности, синергетически-четырехфакторной подход, динамично-экстремальный подход, эмоцио¬наль-но-центрический подход, личностный подход, интегративный подход.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 146-155 (pdf)
УДК: 159.938
Панасенко Н.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональное самоосуществление врача
Язык статьи: украинский
Анотация: . В статье изложены результаты эмпирического исследования, освещающие особенности влияния синдрома эмоционального выгорания на профессиональное самоосуществление врача. Установлено негативное влияние симптомов эмоционального выгорания как на общий уровень профессионального самоосуществления врача, так и на его внешнепрофессиональное и внутрипрофессиональное самоосуществление. Самоэффективность врача зависит от общего уровня профессионального самоосуществления, от наличия у него проекта собственного профессионального развития, постоянной постановки и достижения новых профессиональных целей. Уровень развития внутренней мотивации врача влияет на общий уровень его профессионального самоосуществления, на потребность в профессиональном совершенствовании, на использование собственного профессионального опыта и достижений другими специалистами и раскрытия личностного потенциала и способностей в профессии.
Ключевые слова: врач, профессиональное самоосуществление, мотивация, самоэффективность, синдром эмоционального выгорания.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 155-164 (pdf)
УДК: 159.938
Панасенко Н.Н., Гомонюк В.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Особенности развития профессиональных качеств у программистов.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье изложен теоретический анализ особенностей развития профессиональных качеств у программистов. Установлено, что к числу особо важных профессиональных качеств программиста следует отнести способность к обучению в течение всего периода его профессиональной деятельности, быструю адаптацию и умение объективно оценивать возможности технологий и их использование в каждом конкретном случае, иначе через несколько лет его ценность как специалиста может заметно снизиться. Особое значение имеют такие качества, как терпение и выдержка, поскольку они совершенно незаменимы в его работе.
Ключевые слова: программист, профессиональные качества, профессиональное самоосуществление, мотивация, самоэффективности.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 165-170 (pdf)
УДК: 159.938
Петренко И.В.
Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев. Украина.
Психологические механизмы развертывания социального диалога в образовательном пространстве.
Язык статьи: украинский
Анотация: Статья посвящена анализу проблемы разворачивания социального диалога в ходе коммуникативного взаимодействия субъектов общения, осуществляемого в сфере образования. Социальное партнерство, в основе которого лежит социальный диалог, рассматривается как многогранный процесс по определению и сближению позиций, достижению общих договоренностей и принятию согласованных решений его участниками. Раскрыты основные принципы разворачивания социального диалога, определены уровни его функционирования. Отмечено, что важнейшим механизмом формирования социальной активности субъектов в процессе общения является принцип диалогической партиципации.
Ключевые слова: социальный диалог, социальное партнерство, коммуникативное взаимодействие, диалогическая партиципация.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 170-176 (pdf)
УДК: 159.938
Петрученко Н.М.
Институт социальных технологий Открытого международного университета развития человека «Украина». Киев. Украина.
Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности у студентов с соматическими нарушениями.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье определены социально-психологические аспекты формирования личностной готовности к профессиональной деятельности у студентов с соматическими нарушениями и приведены результаты исследования особенностей личностного компонента готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗ, имеющих соматические пороки.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, личностный компонент, формирование готовности, студенты с соматическими нарушениями, профессиональная деятельность.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 177-185 (pdf)
УДК: 159.938
Пилипенко Н.Н.
Центр культуры и воспитания Черкаского государственного технологического университета. Черкасы. Украина.
Мотивационные компоненты академического консультирования будущих специалистов.
Язык статьи: украинский
Анотация: Осуществлён анализ мотивационных компонентов академического, как одной из моделей психологического консультирования. Эмпирически обнаружены разные уровни развития – от высокого к низкому – психологической компетентности студентов. Выяснено, что у психологически компетентных студентов имеются мотивы профессионального роста. Установлены мотивационные барьеры заказов студентами консультирований.
Ключевые слова: академическое консультирование, мотивация достижения успеха, профессиональное становление, психологическая компетентность.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 185-194 (pdf)
УДК: 159.938
Савченко Т.Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Профессиональное самоосуществление учителей средних общеобразовательных вузов.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье рассмотрены основные аспекты профессионального самоосуществления учителей средних общеобразовательных вузов. Представлены результаты экспериментальных исследований, которые демонстрируют особенности профессионального самоосуществления учителей разного возраста и уровня квалификации. В исследовании определялись показатели профессионального самоосуществления, в частности внешнепрофессиональных и внутрипрофессиональных составляющих, мотивации профессиональной деятельности и уровня самоэффективности.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, профессиональная деятельность учителей, внешнепрофессиональный уровень, внутрипрофессиональный уровень, мотивация профессиональной деятельности, самоэффективность.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 194-207 (pdf)
УДК: 159.938
Сердюк Л. З., Соколюк А. О.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Поливалентность профессиональной направленности будущих психологов.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье раскрыто содержание и структуру профессиональной направленности будущих специалистов на этапе учебы в ВУЗе. На основе эмпирического исследования выявлены факторы, влияющие на валентность профессиональной направленности личности. Определены факторы формирования профессиональной направленности студентов-психологов, которые учатся за программами подготовки и перепідготовки специалистов.
Ключевые слова: профессиональная направленность, поливалентность профессиональной направленности, мотивы выбора профессии, мотивы учебы, синергия.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 207-216 (pdf)
УДК: 159.938
Чайка Г.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Особенности ценностных ориентаций лиц, которые злоупотребляют компьютеными играми.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье рассматривается динамика системы ценностных ориентаций современной молодежи под влиянием новых информационных технологий. . Показано, что кроме возрастного аспекта, на развитие, изменение постоянной системы ценностных ориентаций влияют изменения в социокультурном окружении. Информационное общество и развитие новых компьютерных технологий способствовали формированию целого ряда новых субкультурных явлений, что отражается и в системе ценностных ориентаций геймеров. Описано экспериментальное исследование, в котором сравнивались системы ценностных ориентаций лиц, злоупотребляющих компьютерными играми, и тех, кто относится к играм спокойно.
Ключевые слова: система ценностных ориентаций, самоорганизация системы, геймеры, компьютерные игры.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 216-224 (pdf)
УДК: 159.938
Шмаргун В.М.
Национальный университет биоресурсов Украины. Киев. Украина.
Інтелектуальная компетентность личности.
Язык статьи: украинский
Анотация: В статье рассматриваются некоторые перспективные направления в области психологии способностей. Обсуждаются перспективы онтологической теории интеллекта в контексте изучения ментального (умственного) опыта и интеллектуальной компетентности личности. Анализируется необходимость комплексной диагностики интеллектуальных способностей как основы ментального развития.
Ключевые слова: ментальный опыт, интеллект, интеллектуальная компетентность, комплексная психодиагностика способностей.
Aktual_probl_psihol 2014, 5(14): 224-232 (pdf)