Актуальные проблемы психологии, Том 2, Выпуск 11 – 2018
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Содержание выпуска
Полный выпуск (pdf)
.
УДК159.923.2
Чепелева Н.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Самопроектирование как процесс создания потенциальной личной истории.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Целью статьи является теоретическое обоснование нарративизации как одной из ведущих дискурсивных технологий процесса самопроектирования личности. Дискурсивные технологии рассматриваются как технологии производства, упаковки, расшифровки и внедрения смыслов. Основными характеристиками дискурсивных технологий являются: гибкость точки зрения; осознание конструирования; ориентация на диалог, коммуникацию, сотрудничество; ориентация на дискурс, многоголосие (то есть многообразие Я). Показано, что нарратив является не только важнейшим инструментом понимания и интерпретации личного опыта, окружающей действительности, но и ведущим средством самопроектирования личности. Он не только есть основополагающей формой придания смысла человеческому опыту, но и даёт возможность объединять прошлое Я личности с настоящим и даже с будущим проектирующимся Я. Выяснено, что в процессе создания нарратива личность, создающая собственный проект, использует целостную модель временной перспективы (прошлое, настоящее, будущее). Это позволяет одновременно удерживать в сознании историю реальной жизни совместно с историями про возможную жизнь и себя в ней, а также большое количество их комбинаций. Выявлено, что одним из условий овладения технологией создания нарратива себя-потенциального является наличие у личности нарративной компетентности. Нарративная компетентность должна включать такие умения: умение выстроить события в хронологической последовательности; умение включить в личную историю шаблоны культурно-типичных жизненных сценариев; умение отразить в истории причинно-следственные связи событий жизни и паттернов «цель – средство»; умение организовать истории вокруг главной «темы», ценности или жизненного принципа.
Ключевые слова: самопроектирование личности, нарратив, дискурсивные технологии, нарративизация, нарративная компетентность, личная история, личностный проект.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 4-20 (pdf)
УДК159.923.2
Смульсон М.Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
К проблеме технологизации процессов самопроектирования.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Статья посвящена определению места технологий самопроектирования в современной концепции технологизации науки. Показано, что заложенная в технологии возможность воспроизводимости процессов является залогом движения психологии к тому, что называется «настоящей наукой».
Рассмотрены методологические принципы критической теории технологии, которые определяют роль интерпретации в технологической модели (интерпретационная гибкость артефактов), а также общую конструкцию артефактов и социальных групп. Поэтому не существует принципиальных отличий в технологиях гуманитарных (психологических) и собственно технических, если оба вида рассматривать как технологии проектирования. О неразделимости технологий в их стандартном техническом понимании и технологий гуманитарных убедительно свидетельствует такая глобальная современная технология, как Интернет.
Понимание технологического как постоянно воспроизводимой схемы деятельности и рефлексивно-социального конструкта соответствует инструментальной теории деятельности Л.С.Выготского.
Взаимопроникновение технических и социально-гуманитарных технологий тесно связано с понятием артефакт, которое рассматривается не только как искусственный объект, но и как кентавр, то есть объект, который объединяет природный и искусственный компоненты.
Проблема технологий самопроектирования и их становления проанализирована по аналогии с подходом Е.И.Машбица к проектированию обучения в контексте проектировочно-технологической исследовательской парадигмы.
Ключевые слова: самопроектирование, технология, проектировочно-технологическая парадигма, артефакт, воспроизведение процессов.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 21-36 (pdf)
УДК 159.923.2
Рудницкая С.Ю.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Технологизация как тенденция современного гуманитарного знания
Язык статьи: украинский
Аннотация. В статье представлено теоретическое обобщение проблемы технологизации современной гуманитарной сферы, проблематизировано понятие технологии, показано, что её сущность состоит в воспроизводимости результатов деятельности, которая технологизируется, в потенциальной возможности их повторяемости при различных условиях. Выделены культурно-ориентированный и личностно-ориентированный подходы к созданию гуманитарных технологий. Определено, что личностно-ориентированный подход направлен на обеспечение возможностей для человека как субъекта управления собственными ресурсами осознавать, переживать, интерпретировать и творчески преобразовывать самого себя и собственную жизнь. Среди ведущих характеристик гуманитарных технологий выделены: рефлексивность, привлечение субъекта в процесс принятия решений, целеориентированность, преимущественно перспективная направленность, эксклюзивность и оптимистичность, человекоразмерность, отсутствие жёсткой структуры, творческая ориентированность, воспроизводимость, ориентация на усвоение культурных смыслов и ценностей, отражённых в дискурсах. Предложена концепция понимания гуманитарной технологии в оптике психолого-герменевтического подхода как технологии дискурсивной, которая представляет собой коммуникативно-семиотический процесс и обеспечивает хранение, аккумуляцию, трансформацию, трансляцию и ретрансляцию ценностно-смыслового ресурса, инкорпорированного в определенные знаково-символические формы, в частности, в широкого спектра социокультурные и личностные тексты. Выделены основные социокультурные функции дискурсивных технологий: выстраивание и трансляция смыслов через системы культурного и социально-психологического проектирования; сохранение многообразия смысловых значений в виде гетерогенных «знаковых хранилищ»; обеспечение условий воспроизведения культурных и социально-психологических форм; совершенствование инструментария технологического воспроизводства в целом.
Ключевые слова: технология, гуманитарная технология, дискурсивная технология, смысл, развитие личности.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 37-52 (pdf)
УДК159.923.2
Зазимко О.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Конструирование пространственно-временных отношений на этапах самопроектирования личности.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Конструирование пространственно-временных отношений рассмотрено как формирование переживаний, связанных с постижением личностью жизненного хронотопа. Определено, что указанные переживания как процесс преобразования признаков внешнего мира во внутренний, что является плацдармом для конструирования собственного «Я», значимо отличаются на этапах развития способности личности к самопроектированию. Выясненные характеристики пространственно-временных отношений сопоставлены с возможностями построения Я-текста на разных измерениях развития личности: «плагиатор», «читатель», «автор». «Плагиатор», способный к эмоциональному переживанию без задействования рефлексивных процессов осмысления личного времени и пространства, в основном компонует текстовые высказывания на основе ситуативно-эмоциональных ощущений. Эмоциональное переживание времени и пространства характерно для начальных этапов онтогенетического становления психики, а также может характеризовать взрослую личность, для которой время и пространство не нагружаются личностными смыслами. «Читатель» дифференцирует окружающую среду на внешнюю и внутреннюю, осознает и осмысливает переживания текучести и линейности времени. Порожденные смыслы или переосмысленные значимости современной цивилизации способствуют выработке индивидуальной целостной картины мира на основе нестабильного хронотопа. Футуристические автонарративы насыщаются осознанным переживанием последовательности хода событий с ориентированностью на будущее; субъективизацией приобретенного пространственно-временного опыта; регулированием собственного пространства-времени в настоящий момент. Осознанное переживание пространственно-временных отношений возможно с юношеского возраста, для которого характерен рост степени обобщённости и конкретного представления времени в целях, планах, ожиданиях. «Автор» характеризуется способностью к созданию смысловых систем, что обеспечивает «создание» собственного темпорального пространства. Диалогичность понимания, интерпретация сопоставления социокультурных и личностных смыслов, осмысление и принятие различных миров возможного способствуют обогащению переживаний пространственно-временных отношений и позволяют строить Я-текст, охватывающий зрелый жизненный хронотоп. Перспективность исследования предусматривается в разработке дискурсивных технологий самопроектирования личности, основанных на понимании личности своей жизни и самой себя с позиции её временной трансспективы.
Ключевые слова: пространственно-временные отношения, самопроектирования личности, автонаратив, переживания, смысл, хронотоп.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 53-72 (pdf)
УДК159.923.2
Зарецкая О.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Провокация текстом как действенное средство развития индивидуального дискурса самопроектирования.
Язык статьи: украинский
Аннотация. В работе предложена методика «провокации текстом» для моделирования влияния текстового окружения на процессы самопроектирования взрослой личности. В качестве основы для анализа была использована нормативная модель самопроектирования Чепелевой-Рудницкой. Во время апробации методики доказана перспективность подобной технологии вообще и выработанной методики её применения в частности, а также зафиксирован подъём уровня от «читателя» до «автора» практически у всех участников пилотажного исследования. Однако этот феномен требует мониторинга для уверенности в закреплении новых смыслов в смысловом пространстве субъектов и реальном влиянии на процессы самопроектирования личности. Предполагается, что это потребует разработки методических средств для пролонгированного наблюдения во время мониторинга и проведения экспериментальных «срезов» в определенные моменты времени.
Ключевые слова: самопроектирование, провокация текстом, личностное развитие, нормативная модель, диалог, индивидуальный дискурс самопроектирования.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 73-85 (pdf)
УДК159.923.2
Шиловская Е.Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Технологии развития способностей самопроектирования у подростков.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию особенностей применения дискурсивных технологий самопроектирования в подростковом возрасте. Показано, что старший подростковый возраст является наиболее сензитивным для первых попыток самопроектирования. Однако начало процесса самопроектирования зависит от уровня развития личности и её успешности в социуме.
Самопроектирование в подростковом возрасте предусматривает создание проекта собственного «Я» на основе интерпретации и частичной реинтерпретации пережитых жизненных событий, как своих собственных, так и происходящих в жизни значимого другого.
Определено, что, развивая способность к самопроектированию, необходимо применять следующие дискурсивные технологии: технология выделения темы высказываний; технология информационного диалога; технология наративизации жизненного опыта; технология смыслового диалога.
Развитие у подростка способности самостоятельно планировать свою жизнь, исходя из собственной системы ценностей и развития временной перспективы, является важной предпосылкой развития у ребенка способности к самопроектированию.
В раннем подростковом возрасте, вследствие недостаточно сформированного образа «Я», ребёнок может порождать социальный проект. Однако данные проекты существенно обусловливает референтная группа. Это могут быть как члены семьи, так и круг друзей, сверстников, на систему ценностей которых ребёнок ориентируется и часто воспринимает её как свою собственную.
Начиная со среднего подросткового возраста, ребёнок может строить проекты на основе собственного образа «Я». Однако на этапе среднего подросткового возраста этот образ еще не является достаточно устойчивой структурой. Под влиянием социокультурного окружения подросток меняет образ собственного «Я», в результате чего меняется и его жизненный проект.
Ключевые слова: самопроектирование, дискурсивные технологии, жизненный проект, подростковый возраст, самопонимание, самопознание, система ценностей.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 86-98 (pdf)
УДК159.923.2
Березко И.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Специфика дискурсивных технологий самопроектирования личности в кризисных жизненных обстоятельствах, вызванных онкологическим заболеванием.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Тяжёлые соматические заболевания, в частности онкологические, накладывают отпечаток на особенности представлений личности о потенциальном векторе её развития. Единой стратегии самопроектирования, которой придерживаются все личности, имеющие опыт такого заболевания, нет, но она существенным образом зависит от того, как именно личность воспринимает свою историю, предшествующую заболеванию. Можно различить четыре наиболее употребительные стратегии: игнорирование изменений, сохранение наследственности личной истории, избавление от ценностного балласта и настрой на кардинальные перемены. Большое значение имеет контекст, в котором больной создает свои дискурсивные продукты, и то, какую обратную связь он получает от своего окружения. Полифоничность такой связи может давать возможность больному увидеть свою историю и себя в ней в разных ракурсах. Также у онкологических больных есть несколько особенных тенденций отношения к личному будущему, которые отличают их от выборки здоровых людей. Это ощутимая влиятельность временного изменения «здесь и теперь», индивидуальное своеобразие ценностных выборов по отношению к «себе-будущему» безотносительность к одобрению социума, концентрированность жизненных и личностных проектов на суженных направлениях развития. Особенностью самопроектирования у онкологических больных является их заинтересованность телесными практиками и психологическими средствами стабилизации негативных эмоциональных состояний, вокруг которых группируются жизненные планы.
Ключевые слова: самопроектирование, идентичность, личная история, онкология.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 99-112 (pdf)
УДК159.923.2
Гудинова И.Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Образцовый текст в контексте самопроектирования пользователей интернета.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Статья посвящена определению роли и определению мема, как текстов-образцов в процессе самопроектирования пользователями Интернета. Показано, что мемы получают статус готовых социокультурных образцов, распространённых в Интернет-среде, которые становятся ценностно-смысловыми основами конструирования опыта личности. Определено, что информационная ресурсность мемов связана с их лаконичностью. Мотивационные мини-истории рассматриваются как такие, что могут состояться в жизни человека поскольку, в тексте-образце заложены мотивы, цели, способы действий, которые направлены на то, что «всё может пойти иначе», а проектирование новых жизненных реалий означает процесс достижения «лучшей жизни».Заметим, что текст-образец воспринимается иногда как «чужой смысл», что вызывает у личности реакцию непринятия и отторжения. В этой ситуации он будет выполнять провокационную функцию, стимулируя человека дать личный репликационный ответ на «чужие» смысловые посылы (обращения) текста-образца. Показано, что именно это смысловое напряжение и открывает перед личностью возможности поиска личных путей развязки жизненных задач и построение проектов личной жизни и самого себя. Таким образом, в обоих случаях осуществляется выход на новый уровень «вероятностно-возможного значимого», который содержит ресурсы для развития личности и её самопроектирования. Основываясь на трёхуровневой модели личности, способной к самопроектированию (Н.В. Чепелевой и С.Ю. Рудницкой), охарактеризованы особенности процесса самопроектирования личности в Интернет—пространстве на уровнях «плагиатора», «читателя» и «автора».
Ключевые слова: текст-образец, социокультурный образец, мем, смысл, ценностно-смысловой ресурс, самопроектирование личности.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 113-121 (pdf)
УДК159.923.2
Гуцол К.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Нарративная компетентность как фактор развития способности личности к самопроектированию.
Язык статьи: украинский
Аннотация. В статье представлено обоснование нарративной компетентности личности как фактора развития её способности к самопроектированию, определены критерии и уровни её сформированности у личности. Способность личности к самопроектированию рассматривается как многоуровневое образование, которое в течение жизни может представлять разные содержательные конфигурации, а её ядерная составляющая определяется интегральным корпусом таких психологических характеристик личности, как стремление к саморазвитию, самодетерминация, продуктивная рефлексия, толерантность к неопределённости, прогрессивный характер смысложизненных ориентаций и перспективная направленность индивидуального опыта. Выделены три группы факторов развития способности личности к самопроектированию: мотивационные, метакогнитивные и коммуникативные. В этом контексте, нарративная компетентность личности проблематизирована как коммуникативный фактор. В структуре нарративной компетентности выделены предсмысловой, смысловой и метасмысловой уровни. Определены критериальные признаки сформированности нарративной компетентности личности на каждом из этих уровней. На первом – умение вычленять отдельные текстовые элементы; выделять определенные ситуации, которые эксплицируются в текстовых высказываниях; умение сжато пересказывать содержание текста нарратива; составлять его развёрнутый план; задавать вопросы по содержанию текста. На втором – умение определять в тексте нарратива тему; формулировать основную мысль; выделять проблему, к решению которой стремится автор; выдвигать собственные допущения относительно дальнейшего развития содержания нарратива; ставить вопросы автору. На третьем – умение предполагать, что именно побуждало автора к созданию определённого нарратива, и умение ему отвечать, исходя из этого предположения; рефлексировать основания собственных интерпретационных процессов; прогнозировать эффект (следствия) от знакомства с определённым нарративом; анализировать трудности, которые возникают в процессе понимании текста.
Ключевые слова: самопроектирование, способность к самопроектированию, факторы развития способности к самопроектированию, нарративная компетентность, уровни развития нарративной компетентности, критерии сформированности нарративной компетентности.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 122-133 (pdf)
УДК159.923.2
Галунзовский И.С.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
ПРОБЛЕМА САМОПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЯЗЫК СТАТЬИ: русский
Аннотация. Статья посвящена проблеме самопроектирования личности как вида гуманитарного проектирования. Понятие проектирования проартикулировано как процесс продуцирования ресурсов, необходимых для создания ещё не существующего в различных сферах жизнеосуществлений человека. Представлены различные подходы к исследованию обозначенной проблемы. Очерчена тенденция смещения акцентов с традиционного проектирования к гуманитарному, характерная для современного общества. В контексте гуманитарного проектирования определено понятие самопроектирования личности как её способности ставить задачи и действовать, исходя из замысла своей будущей жизни и себя самой. Охарактеризованы психологические особенности этого процесса. Показано, что в русле исследования проблемы проектирования личности широкие перспективы открывает психолого-герменевтический подход, внутри которого самопроектирование рассматривается как проектирование дискурсивное, предполагающее создание личностью «Я текста», своей нарративной идентичности. Акцентируется внимание на том, что в зависимости от степени развития способности индивида к самопроектированию, его «Я текста» будут присущи различные формосодержательные характеристики как способы текстовой объективации его личного опыта. Предполагается, что выделение этих текстовых параметров может быть положено в основу разработки диагностического инструментария для определения готовности личности к дискурсивному самопроектированию.
Ключевые слова: проектирование, проект, гуманитарное проектирование, самопроектирование личности, дискурсивное самопроектирование личности.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 134-147 (pdf)
УДК159.9
Колярова А.О.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Проблематизация рефлексии телесного опыта личности в процессе её самопроектирования.
Язык статьи: украинский
Аннотация. Статья посвящена проблеме рефлексии телесного опыта в контексте самопроектирования. В русле психолого-герменевтичного подхода рефлексию проблематизировано как способность личности обеспечивать управление процессами формирования системы личного, в частности телесного опыта. Предложена трехуровневая модель развития рефлексии телесного опыта личности как средства её самопроектирования, которая предусматривает: уровень предрефлексии и первичной идентификации телесного опыта, интерпретационный уровень рефлексии телесного опыта, смысловой (метасмысловой) уровень рефлексии телесного опыта, которые соотносятся с основными измерениями дискурсивного самопроектирования личности: «плагиатором», «читателем» и «автором» (согласно Н.В. Чепелєвой и С.Ю. Рудницкой) и имеют свою определенную специфику, обусловленную способами организации телесного опыта, его текстовой объективации, способами и процедурами его понимания. Показано, что уровни рефлексии телесного опыта соотносятся с рефлексивными стилями личности. Так, на нижнем уровне предрефлексии и первичной идентификации телесного опыта личность демонстрирует преимущественно неконструктивный рефлексивный стиль, который блокирует развитие её способности к самопроектированию. Высший уровень рефлексии телесного опыта характеризуется как смысловой (метасмысловой) и соотносится с конструктивным рефлексивным стилем личности, который оказывает актуализующее, побудительное влияние на развитие её способности к самопроектированию. На среднем – интерпретационном уровне рефлексии телесного опыта – личности свойственны как конструктивный, так и неконструктивный рефлексивный стили. Выдвинуто предположение относительно взаимосвязей между рефлексией телесного опыта личности и её способностью к самопроектированию.
Ключевые слова: рефлексия, телесный опыт личности, уровни рефлексии телесного опыта, конструктивный рефлексивный стиль, неконструктивный рефлексивный стиль.
Aktual_probl_psihol 2018, 2(11): 148-162 (pdf)