Актуальные проблемы психологии, Том 14, Выпуск 1 – 2018
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 159.00
Агачева Ю.А.
Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования», Херсон.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: Проанализирована весомость аттракции среди факторов, влияющих на эффективность совместно-распределительной деятельности учащихся и гармоничность внутригрупповых взаимоотношений. Показаны отличия весомости влияния интрагрупповой аттракции, эффективность совместно-распределительной деятельности и регулирование внутригрупповых взаимоотношений в группах разного типа.
Определенно, что гармонирующее влияние аттракции на межличностное взаимодействие в совместно-распределительной деятельности носит относительный характер, существенно способствуя повышению удовлетворенности отношениями, но не гарантируя эффективности групповой деятельности.
Ключевые слова: аттракция, совместно-распределительная деятельность, эффективность совместно-распределительной деятельности, регулирование внутригрупповых взаимоотношений.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 5-17 (pdf)
УДК 37:364-051
Балахтар В.В.
Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича, Черновцы.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье освещены особенности социально-психологического сопровождения личности специалистов по социальной работе. Рассмотрены сущность понятий «профессионализация», «сопровождение», «социально-психологическое сопровождение».
На основе результатов эмпирического исследования определен уровень профессионального становления в зависимости от его стадии («самоопределение в качестве специалиста», «стадия самопроектирования (життеконструювання) профессионального пути», «саморегуляции в профессиональной деятельности», «саморазвития, самоутверждения и самосовершенствования в профессиональной деятельности», «самореализация специалиста как профессионала, достижения «акме», «рефлексия профессионального опыта и самосозидание смысла дальнейшего жизненного пути»).
Ключевые слова: специалист по социальной работе, профессиональное становление, социально-психологическое сопровождение.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 17-26 (pdf)
УДК 159.953.5
Балашов Е.М.
Национальный университет «Острожская академия», Острог.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье проанализированы теоретические и практические аспекты понятия рефлексии в учебной деятельности студентов высших учебных заведений. Определены основные виды, функции и формы рефлексии, выделены барьеры персональной рефлексии. Рассмотрены и эмпирически исследованы вопросы развития отдельных компонентов рефлексии студентов в учебной деятельности, таких как системная рефлексия, интроспекция и квазирефлексия, саморефлексия и социорефлексия. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования разработаны теоретико-методологические рекомендации для улучшения развития рефлексии в учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: рефлексия, учебная деятельность студентов, виды рефлексии, функции рефлексии, формы рефлексии, системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексия, саморефлексия, социорефлексия.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 26-44 (pdf)
УДК 159.9.07
Блохина И.А.1, Москаленко О.В.2
1Национальный технический университет «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Київ.
2Национальный технический университет «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Київ.
Язык статьи: украинский.
Аннотация. В статье проанализировано современное состояние исследований феномена аддиктивного поведения, которое формируется в результате длительного и неконтролируемого использование компьютером и непосредственно Интернет-ресурсами. Авторы акцентируют внимание на существование проблемы Интернет-зависимости в современной студенческой среде. Охарактеризованы особенности Интернет-зависимости, виды и характеристики Интернет-зависимости. Методом исследования данного феномена среди студентов стало анкетирование. В результате обработки и интерпретации эмпирических данных выделено четыре группы респондентов с разной степенью Интернет-зависимости. Специфика каждой группы определяется комбинацией таких показателей: количество времени, проведенного в Интернет-пространстве; цель пребывания в Интернете; аффективные изменения как следствие чрезмерного пребывания в сети; ухудшение рабочих / учебных / бытовых показателей из-за чрезмерного использование интернета; изменения в процессе непосредственного общения. Результаты исследований подтверждают актуальность проблемы Интернет-зависимости, которая требует неотложного решения путем разработки средств профилактики и снижение степени данного вида аддиктивного поведения.
Ключевые слова: аддикция, интернет-зависимость, виды интернет-зависимости, показатели интернет-зависимости, Интернет-пространство, студенческая молодежь.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 45-53 (pdf)
УДК:616.85:159.923:61:057.875]-02-036
Борисюк А.С.1, Тимофеева М.П.2, Павлюк О.И.3, Михеев А.А.4
1Высшее государственное учебное заведение Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Черновцы
2Высшее государственное учебное заведение Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Черновцы
3Высшее государственное учебное заведение Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Черновцы
4Высшее государственное учебное заведение Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Черновцы
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме психологии – сохранение психического и психологического здоровья молодого человека, через призму понимания, осознания и гармонизации внутриличностных конфликтов. В статье обобщены научные знания современных психологов по проблеме исследования внутриличностных конфликтов (в дальнейшем ВОК). ВОК могут создавать нездоровое отношение к себе, к обществу, которые «тянут» за собой ряд внутренних проблем развития: нарушение адаптации, самоутверждения, самореализации студентов-медиков и тому подобное. Трудности личностного становления в большинстве своем не являются специфическими и связанные в основном не с избранной симпециальностью, а с возрастным периодом, на который приходится выбор профессии и обучения в высшем учебном заведении. Отсюда и трудности самоопределения, и различные проблемы, осложненные одновременным ходом типичных для взросления сепарационных процессов. Важное место занимают также различные ВОК, лежащие в плоскости межличностного общения: борьба за лидерство, распределение ролей в группе, поиск друзей, первак любовь, смена партнеров, для некоторых – образование семьи и рождения ребенка. Целью статьи является анализ научных исследований современных психологов по проблеме возникновения и протекания ВОК студентов-медиков, которая обусловлена особенностями профессионального становления, а также анализ ВОК в ценностно-смысловой сфере, формировании профессиональной идентичности и мотивационной сферы студента-медика. В исследовании нами были использованы методы анализа и теоретического обобщения, методики исследования самооценки которые позволяют изучить особенности проблемы данного исследования.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, профессиональная идентичность, кризис личности, ценностно-смысловая сфера студента-медика, самооценка.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 54-66 (pdf)
УДК 159.98
Воропаєв Е.П.
Харьковский национальный университет искусств имени И.П. Котляревского, Харьков.
Язык статьи: русский.
Аннотация. Художественная деятельность, в том числе педагогика искусства, предполагает поиск профессионалом в своей работе умеренных, комфортных волевых усилий, что и характеризует его «искусность». Эти усилия результативны, поскольку направлены на воспитание высокой степени мастерства и применение навыков, позволяющих «играючи» решать значительные творческие задачи. В статье рассматриваются механизмы, позволяющие артисту сократить масштабы или даже избежать укоренившегося в нашей жизни насилия, которое трактуется здесь как субъективное, порой незаметное даже самому ему ощущение неблагополучия от превышения индивидуальной комфортной нормы усилия (над собой, зрителем, коллегой, учеником).
Ключевые слова: психология художественного творчества, педагогика искусства, волевые процессы, ненасилие
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 66-75 (pdf)
УБД УДК 159.92: 316.62
Гарькавец С.А.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, Северодонецк.
Язык статьи: украинский.
Аннотация. В статье рассматривается проблема социально-нормативного существования индивидуума. Проанализированы понятия «норма» и «социальная норма», их проявления в реальной жизни людей. Установлено, что социальные нормы выступают функциональным алгоритмом проявления добродетельного, желанного, социально-одобряемого поведения индивидуумов. Определено, что социально-нормативное существование личности является продуктом согласования действия социальных норм и ее внутренних интенций. Рассмотрены современные трансформации норм и их социально-психологические инсталляции, которые определяют кризис нормативности в информационном обществе. Предложены пути преодоления кризиса социальной нормативности и очерчены основные аспекты проведения последующих научных исследований.
Ключевые слова: алгоритм функционирования, виртуальная реальность, информационное общество, норма, социальная норма, социальная ситуация, социально-нормативная активность.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 75-84 (pdf)
УДК 159.942.5
Гуд А.А.
Барский гуманитарно-педагогический колледж имени Михаила Грушевского, Бар.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье рассмотрены основные теории и научные подходы зарубежных и отечественных психологов, которые раскрывают феноменологию эмоций. Предметом дискуссий является влияние эмоций на становление и развитие личности, обеспечение жизнедеятельности и функционирование в социуме через переживание, отношение, отображение. В современных научных интерпретациях данные термины личности получили несколько другие акценты. Так, переживание рассматривается как универсальная психическая способность психически здорового человека, сопровождающая все его виды деятельности и процессы общения; отношение – активная, сознательная, интегральная, выборочная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности; отображение – свойство материи, заключающееся в способности материальных объектов реагировать на действие, влияние.
Основными теоретическими концептами эмоций определено учение К. Изарда про психодинамический, дименсиональный, когнитивный, социально-когнитивный, когнитивно-физиологический подходы. В основу психодинамического подхода ученым была положена психоаналитическая теория афекта М. Клейна, З. Фройда, Г. Холла; когнитивного – М. Клейна; дименсионального – Г. Спенсера, Э.Даффи, Д. Линдси; нейрокультурного – П. Экмана, которые целостно раскрывают учение про эмоции и их дифференциацию.
Особенный интерес представляют изучение эмоций, обусловленные коммуникативной сферой. В процессе такого взаимодействия происходит активное познание действительности, формирование в субъекте эмоционального отношения к этой действительности, к другим людям, к самому себе. Большая роль в передаче коммуникативной информации принадлежит невербальным и вербальным способам (мимика, пантомимика, жесты, интонация голоса). Именно они характеризируют интенсивность проявления переживаний человека, раскрывают способность познавать себя и окружающий мир. Вербальное описание экспрессии – это образец, включающий в себя только те признаки, которые осознаются субъектом, являются для него некоторыми константами в распознавании эмоций по выражению лица. Количество признаков свидетельствует про познавательные возможности субъекта, его умение сознательно выделять признаки экспрессии и переживаний.
Ключевые слова: эмоции, переживания, отношение, отображение, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, мимика, теорииэмоций
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 84-94 (pdf)
УДК 159.923/.928:159.9.07
Демчук Е.А.1, Дружинина И.А.2
1Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно
2Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье предлагаются терминологические аспекты «эмпатии». Представлен анализ ведущих исследовательских и психологических подходов к определению сущности данного понятия. Осуществлено системное изучение феномена эмпатии. Именно эмпатия как способность человека к сопереживанию является эмоциональной основой формирования нравственных качеств личности.
Эмпатия развивается одновременно с уровнем развития личности, ее способности состояние другого. В то же время это явление связано с психологическими новообразованиями и социогенными потребностями человека. Традиционная трактовка феномена эмпатии как «понимание внутреннего мира другого человека и эмоциональное вовлечение в ее жизни» позволяет определить эмпатию не только как результат интеграции элементов познавательных и эмоциональных процессов, но и как проявление отношения к другому человеку как к высшей ценности.
Ключевые слова: эмпатия, эмоциональные процессы, ценность, познания внутренний мир, социальное развитие, взаимоотношения.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 95-102 (pdf)
УДК [159.922.8-058.862]:376
Демчук Е.А.1, Лазарчук В.В.2
1Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно
2Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье обозначены психологические особенности личностных инстанций подростка в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Проблема личностного роста в условиях депривации социального взаимодействия является одной из актуальных в украинском обществе. Традиционное психолого-педагогическое обеспечение учреждений закрытого типа исчерпало свой ресурс, так как не влияет положительно на сферу сознания несовершеннолетнего. Вместе с тем, отсутствует и система психолого-педагогической поддержки таких несовершеннолетних в социальной инфраструктуре, соответственно, проблема «стигматизации» требует тщательного анализа в рамках различных научных подходов. Проанализированы ведущие исследовательские парадигмы и психолого-педагогические подходы к определению сущности данной проблематике. Осуществлено системное изучение феномена нормативного личностного развития в подростковом возрасте.
Ключевые слова: подростки, школа-интернат, самоутверждения, межличностные отношения, агрессивность, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, депривация.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 102-112 (pdf)
УДК 159. 9.07
Завгородняя Е.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский.
Аннотация. Показано, что предложенная Г.А. Баллом рациогуманистическая мировоззренческая и методологическая ориентация имеет значительный научный потенциал ввиду методологических проблем современной психологии. В контексте творческого наследия ученого, в частности, идей, которые им были высказаны, но не получили достаточного развития в его трудах, нами разрабатывается интегративно-экзистенциальный подход. Очерчены принципы подхода. интегративно-экзистенциальный подход, его методы, расширенные и технологически конкретизированные применительно к исследованию актуальных психологических проблем, могут быть действенными в формировании стратегий фасилитации интеграционных процессов в психологии.
Ключевые слова. Г.А. Балл, рациогуманистическая ориентация, духовно-экзистенциальное измерение, личность, интегративно-экзистенциальный подход, аналитические процедуры, фасилитация интеграционных процессов.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 113-122 (pdf)
УДК 159.98
Зливков В.Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена феномену постправды, означающего формирование общественных настроений в виде распространения информации, оперирующей не фактами, а эмоциями человека, знакомящегося с ней. Актуальность данного концепта обусловлена тем, что источники информации - объективные факты менее важны, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям ее получателей. Проанализировано понятие «политика постправды» как тип политической культуры, в которой дискурс в основном формируется через обращение к эмоциям и личным убеждениям аудитории. Установлено, что на постсоветском пространстве это понятие имеет исключительно негативный, в основном политический контекст, тогда как в зарубежной практике, больше касается эпохи постмодернизма или так называемой «эры постправды» в рамках которой формируются новые образовательные и психологические практики. Определено, что в эпоху постправды практически все научные отрасли становятся междисциплинарными, дискуссия между ними поощряется, а образовательный процесс и психологическая помощь направлены на становление свободного, независимого, критически настроенного, мыслящего и ответственного, социально активного гражданина.
Ключевые слова: постмодернизм, постправда, идентичность, дискурс, образовательные практики, междисциплинарные исследования.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 122-131 (pdf)
УДК 159.9.075
Зливков В.Л.1, Дыховичный А.А.2, Круглова Н.В.3, Лукомская С.А.4, Котух Е.В.5
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
2Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Киев.
3Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Киев.
4Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
5Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: английский.
Аннотация: В статье на основании анализа основных понятий теории тестирования, рассмотрено особенности использования политомических моделей для адаптации зарубежных психодиагностических опросников. Проанализировано понятие аутентичности педагогов, в частности в контексте профессиональной идентичности и эмоционального благополучия. Характеризировано современную теорию тестирования как набор методов, позволяющих оценить вероятность правильного ответа испытуемых на задания разной сложности; ее основное предназначение состоит в том, чтоб избавиться от неинформативных вопросов и оставить вопросы с адекватными баллами на основании их сложности, что особенно актуально в процессе адаптации зарубежных психолого-педагогических методик. На основе обобщения и систематизации теоретико-эмпирических данных сделано следующие выводы: 1) политомические модели используются для заданий, допускающих пошаговую интерпретацию, а именно такой методикой является Шкала аутентичности A.M. Wood, P.A. Linley; 2) для адаптации иноязычных опросников политомические модели используются вместе з такими методами математической статистики как эксплораторный факторный анализ (ЭФА), критерий сферичности Барлетта и критерий Кайзера-Майера-Олкина; 3) использование политомических моделей позволяет точнее классифицировать уровень аутентичности каждого испытуемого, а также вычислить количественные характеристики индикаторов (вопросов) методики.
Ключевые слова: аутентичность педагогов, политомические модели, современная теория тестирования, психологическая диагностика в образовании, педагогические измерения.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 132-141. (pdf)
УДК 159.925:373.5.011.3
Ивашкевич Э.З.
Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно.
Язык статьи: английский.
Аннотация: В статье описана структура социального интеллекта педагога, выделены и обоснованы психологические детерминанты развития индивидуальных личностных качеств педагогов, особенности использования педагогами когнитивных стилей исполнения деятельности, которые будут определять высокий уровень развития социального интеллекта.
Под социальным интеллектом педагога понимается сложное личностное новообразование, которое состоит из когнитивных, системных и интегральных структур. Системными структурами считаются коммуникативная и прогностическая компетентности, что, в свою очередь, содержат интегральные составляющие, в частности, механизмы антиципации, децентрации, интеллектуальной инициации, принятия решений, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии. При этом, коммуникативная компетентность и способности педагога, которые входят в структуру когнитивной компетентности специалиста (способность понимать и предвидеть последствия поведения людей, способность к логическому обобщению важных признаков и различных невербальных реакций человека; способность понимать изменения значения подобных вербальных реакций человека в зависимости от контекста социальной ситуации, которой они вызваны; способность понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия, значение поведения разных людей в этих ситуациях, а также личностная и интеллектуальная рефлексия), представлены, прежде всего, на микроуровне социального интеллекта, прогностическая компетентность и эмпатия – на мезоуровне, тогда как механизмы антиципации, децентрации, интеллектуальной инициации, принятия решений, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии и т.д., обеспечивающие функционирование социального интеллекта – на макроуровне.
Ключевые слова: социальный интеллект, художественный интеллект, информационный интеллект, микро-, мезо- и макроуровни социального интеллекта, коммуникативная компетентность, прогностическая компетентность, эмпатия, рефлексия, когнитивный, мнемический и эмпатийный аспекты социального интеллекта, психологические типы личности педагога.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 141-152 (pdf)
УДК 159. 9: 130.2
Копылов С.О.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: Ключевая методологическая проблема современного психологического знания – его интеграция, общая логика которой не может заключаться ни в унификации радикально различных и в то же время одинаково значимих подходов, ни в их формально-эклектическом соединении. Таким образом, адекватной формой интеграционных отношений разных ориентаций, концепций т.д. является их диалогическое творческое общение на уровне оснований. Это требует прежде всего очерчивания общего предмета и способа его рассмотрения, т.е. выделения онтологических и гносеологических универсалий современности (сущностных атрибутов человеческого бытия и познания) как ориентиров человековедения. Эти последние, выступая основаними существующих психологических подходов, противоречат друг другу и в то же время являються потенциально взаимодополнительными. Исходной универсальной категорией для построения логической модели этих сложных связей может стать понятие культуры, одна из наиболее продуктивных трактовок которого дана в философской концепции В.С. Библера. В статье на основе этой концепции культуры (как диалога культур, формы самодетерминации индивида, полагания «мира впервые» и сферы произведений) намечено определение психической жизни и ряда ведучих категорій психологи, которое может стать предметом интеграционного диалога. Выдвинуто предположение, что логика этого диалога («диалогика» психологического исследования и взаимодействия разных подходов) должна разрабатываться также и как логика их трансдукции (предельногоо перехода), логика их взаимообоснования и логика парадокса.
Ключевые слова: логическая модель, интеграционный диалог, культура, произведение, личность, общин психологические способности.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 153-165. (pdf)
УДК 159.9
Котух Е.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматривается разные подходы к исследованию понятия «аутентичность». Освещены результате эмпирического исследования аутентичности и самоактуализации личности студентов психологов 1-5 курсов. Подано данные относительно уровней аутентичность личности студентов вузов. Приведены средние значения по параметрам самоактуализации по пяти группах испытуемых, определено статистически значимые различия между группами по параметрам компетентности во времени, поддержки, ценностных ориентаций, гибкости поведения, самоуважения, самопринятия, принятие агрессии, контактности, креативности. Констатировано целесообразность содействия развитию аутентичности студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: аутентичность, будущий специалист, психолог, самоактуализация, параметры самоактуализации личности, личность, аутентичная личность.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 165-174 (pdf)
УДК159.923.2-053.6: 316.4
Краевая О.А.
Киевский университет имени Бориса Гринченко, Киев.
Язык статьи: украинский.
Аннотация. В предлагаемой статье представлены результаты эмпирического исследования трансформации идентичности подростков 13-14 лет, представляемого психологическими факторами, связанными с самоотношением на этапе кризиса идентичности. Эмпирические результаты кризисных аспектов идентичности приведены в соответствие с присущими психологическими факторами, которые систематизированы с учётом определенных психологических характеристик: личностной идентичности (фактор "Интеллект", "Тревожность", "Уверенность в себе"), социальной (фактор "Поведение", "Ситуация в школе", "Общение", "Счастье и удовлетворенность", "Положение в семье"), физической идентичности (фактор "Внешность") подростков разновозрастных групп на этапе переживания кризиса идентичности.
Ключевые слова: идентичность; кризис идентичности; самоотношение; личностная идентичность; социальная идентичность; физическая идентичность; фактор "Интеллект"; фактор "Тревожность"; фактор "Уверенность в себе"; фактор "Поведение"; фактор "Ситуация в школе"; фактор "Общение"; фактор "Счастье и удовлетворенность"; фактор "Положение в семье"; фактор "Внешность".
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 175-186 (pdf)
УДК 159.972
Лукомская С.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена проблеме интегративного подхода к диагностике и психокоррекции расстройств, обусловленных стрессом и травмой. Проанализированы понятия экстремальности, экстремальных ситуации и их связи с травматическими событиями и факторами, обуславливающими стресс; охарактеризованы ситуации опасности, сопровождающиеся возникновением непосредственной угрозы здоровью или жизни человека как условия развития расстройств, связанных с травмой и ситуации неопределенности, характерные для попадания человека в неизвестную обстановку как фактор развития расстройств, обусловленных стрессом. Определены диагностические критерии тревожных и связанных со страхом расстройств, острой реакции на стресс, ПТСР, пролонгированной реакции горя и расстройств адаптации МКБ-11 и DSM-5, обозначены стратегии снижения стресса, протективные факторы, минимизирующие негативное влияние стрессов и психотравмы на функционирование человека; охарактеризованы принципы оказания психологической помощи при расстройствах, обусловленных стрессом и травмой.
Ключевые слова: травма, ПТСР, психическое здоровье, расстройства, обусловленные стрессом, расстройства, обусловленные травмой, DSM-5, посттравматическое восстановление.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 187-198 (pdf)
УДК 159.956.2
Максименко С.Д.1, Губенко А.В.1
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: Творчество как явление должно рассматриваться как процесс становления и генезиса новых идей. Этот факт побуждает обратиться к генетико-моделирующему методу, разработанному академиком С.Д. Максименко. Этот метод позволил выделить в качестве исходной «клеточки» творческого процесса, в соответствии с принципом вычленения исходной «клеточки», эмбриональную ядерную протосему, из которой возникает данная новая теория. Помимо этого, он помог вычленить еще такие структурные компоненты творческого процесса как каталитическое полисемантическое поле открытия, коллективная эмбрионально-генетическая стратегия мышления и генетическая семантограмма, в рамках которых и осуществляется генезис новых научных идей и его психологический анализ.
Ключевые слова: научное открытие, эмбриональная ядерная протосема открытия, коллективная эмбрионально-генетическая стратегия мышления, генетико-моделирующий метод.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 199-209 (pdf)
159.9-316.6
Марусинець М.М.1, Смук О.Т.2
1Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев.
2Ужгородский национальный университет, Ужгород.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье сделана попытка раскрыть феномен потери доверия у детей, воспитывающихся в институциональных учреждениях опеки. Проделан анализ основных теоретических подходов к изучению феномена «депривация» и ее разновидности. Раскрыта их роль и функция в процессе становления и развития личности ребенка-сироты. Установлено, что процесс формирования такой категории детей происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно влияет на развитие эмоционально-личностной сферы, общения, самопринятия и самооценки. Как следствие, у детей деформируется много ключевых установок, обусловленных полноценной социализацией, к которой причисляют и социально-доверительные отношения к миру. Дети, которые воспитываются вне семьи, переживают депривацию, вызванную психическим и личностным развитием, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру. Как важное новообразование такая деформация возникает у детей раннего возраста и проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни. В результате дальнейшего развития доверительные отношения детей становятся деформированными, поскольку формирование важных личностных качеств – автономность, инициативность, социальная компетентность, способность к деятельности, половая идентичность – принципиально невозможны, либо имеют депривированных характер. Подтверждением этого являются исследования, которые указывают на то, что люди, которые перенесли в детстве материнскую депривацию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, которые перенесли то же самое. Формирование неадекватных социальных ожиданий, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения. Чувство ответственности, отношение к собственному жизненного времени, проживание по групповым нравственными нормами, ориентация на групповую совесть и поручительство откладывают отпечаток на самосознание детей по образцу поведения педагогов и обслуживающего персонала. Слияние с конкретным человеком (воспитателем, родителями, педагогом), а также с группой людей (хорошо известным для детей является интернатские «мы») часто блокирует, а иногда и вовсе делает невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое поведение.
Ключевые слова: депривация, социальная и психическая деривация, личность дети не сироты, потеря доверия к миру, институциональные учреждения опеки.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 209-222 (pdf)
УДК 159.98
Мельник Е.В.
Черкасский областной госпиталь ветеранов войны, Черкассы.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме современности – исследованию особенностей социальной адаптации участников боевых действий. В статье описано подходы к изучению психологических аспектов социальной адаптации и ее коррелятов, в частности, копинг-стратегий, посттравматического роста, резилентности, жизнестойкости и психологического благополучия. Определена связь влияния травматических событий на социальную адаптацию участников боевых действий, пути реабилитации лиц с различными видами адаптированности, в частности констатируется, что при благоприятных условиях (наличии социальной поддержки, отсутствия инвалидизирующих физических травм, базовой жизнестойкости и адаптивних копингах) учасники боевых действий когут интегрироваться в послевоенную жизнь с учетом опыта, полученного на войне. При отсутствии благоприятных условиях актуальной становится потребность в комплексной медико-психологической реабилитации участников боевых действий.
Ключевые слова: Участники боевых действий, социальная адаптация, ПТСР, посттравматический рост, жизнестойкость, резилентность, психологическое благополучие.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 222-232 (pdf)
УДК 159.98
Мельник Е.В.1, Лукомская С.А.2
1Черкасский областной госпиталь ветеранов войны, Черкассы.
2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме психологического благополучия участников АТО как фактора их социальной адаптации. Проанализированы евдемоничная и гедонистическая концепции психологического благополучия, определены терминологические особенности понятий качество жизни, удовлетворенность жизнью, эмоциональное и субъективное благополучие, а также их соотношение с концептом счастья. Проанализированы результаты эмпирического исследования психологического благополучия участников АТО разного возраста. Установлено, что участники АТО в возрасте 20-30 лет характеризуются высоким уровнем психологического благополучия, в том числе такими его составляющими как личностный рост и позитивные отношения; возрастная группа участников АТО от 31 до 45 лет – такими его составляющими как положительные отношения, автономия и управления окружающими; низки показатели по шкалам психологического благополучия имеет возрастная группа старше 45 лет, что в значительной мере обусловлено проблемами с соматическим здоровьем и отсутствием социальной поддержки.
Ключевые слова: Участники АТО, социальная адаптация, эвдемония, гедония, удовлетворенность жизнью, качество жизни, психологическое благополучие.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 233-242 (pdf)
УДК 167.1
Папуча М.В.
Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя, Нежин.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье анализируются теоретико-методологические аспекты редукционизма в психологическом познании. Среди них выделяются: 1) тяготение к авторитету и стремление к парадигмальности; 2) акцентирование проблем прошлого или будущего существования явления; 3) тенденция к схематизации и усреднению научно-психологических фактов; 4) глобальный принцип опосередованности и недоверие науки к непосредственному. Утверждается, что бурное развитие очень разных направлений исследования психики создает уникальные возможности открытия и понимания новых научных фактов, установления закономерностей и законов. Сделан вывод, что сами по себе редукционные тенденции не должны преодолеваться, а должны рефлексироваться и учитываться.
Ключевые слова: методология, наука, психология, редукция, парадигма, сознание, психика.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 242-254 (pdf)
УДК 159.9: 378.14
Пасечник И.Д.1, Каламаж В.А.2
1Национальный университет «Острожская академия», Острог.
2Национальный университет «Острожская академия», Острог.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье рассматривается проблема определения эффективности групповой проектной деятельности студентов во время изучения иностранного языка с профессиональной направленностью. На основании личностно-деятельностного и компетентностного подходов выделены основные компоненты логической структуры эффективности ГПД во время изучения иностранного языка: цель и основные задания; функции (мотивационная, диагностическая, контрольно-оценочная, прогностическая); субъекты (студент, проектная группа, преподаватель и внешний эксперт); объекты анализа (продукт и процесс ГПД, результаты, групповое взаимодействие); этапы определения эффективности ГПД (подготовительный, проектировочный, основной, презентационный, рефлексивный); критерии анализа эффективности ГПД (качество продукта и процесса ГПД, качество группового взаимодействия, динамика предметно-профессиональных, личностных и метапредметных результатов); методы и средства оценки эффективности; уровни эффективности.
Ключевые слова: групповая проектная деятельность, профессиональная компетентность, ключевые компетентности, эффективность групповой проектной деяльности.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 255-265 (pdf)
УДК 159.922
Перепелица А.В.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: Статья посвящена проблеме компьютерной игровой деятельности. Рассматриваются психологические подходы зарубежных и отечественных исследований с положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на психику человека. Анализируются виды компьютерных игр и психологические факторы, которые могут способствовать формированию от них зависимости. Выделены и теоретически обоснованы психологические особенности младшего подросткового возраста, как потенциально опасной возрастной группы к кибераддикции.
Ключевые слова: психология, компьютерная игра, зависимость, личностные качества, психологические факторы, мотив.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1):265-279 (pdf)
УДК 371.132: 376.4
Сизко А.И.
Бердянский государственный педагогический университет, Бердянск.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье рассматриваются разные спектры негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, в частности, барьеры: барьеры отражения, барьеры отношения и психологические барьеры, которые возникают при взаимодействии с такими людьми. Проанализированы факторы, которые провоцируют их появление и развитие, такие как генетические детерминанты (инстинктивность, сохранение идентичности и стремление к самоидентификации) и, собственно, психологические детерминанты (отвращение, страх, беспомощность, беспокойство, тревога, ненависть, враждебность, антипатия, напряжение, неприязнь, стремление к доминированию и дифференциации). Предложены пути преодоления психологических барьеров при взаимодействии с людьми с особыми потребностями, а именно, признание того, что каждый человек, будь то взрослый, будь то ребенок, уникален и, в силу своей уникальности, занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни человечества. В связи с этим следует называть тех, кто имеет статус инвалида, людьми с ограниченными возможностями здоровья, признавая тем самым их равенство и право на свободу выбора.
Ключевые слова: барьер отражения; барьер отношения; психологический барьер; ограниченные возможности здоровья; человек с инвалидностью; взаимодействие; интолерантность, специальное образование.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 279-287 (pdf)
УДК 159.923.3
Степура Е.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье сосредоточено внимание на некоторых аспектах связи оптимизма с авторитаризмом в контексте существования человека в условиях общественного кризиса. Рассматривается проблема связи оптимизма с успеваемостью в политической деятельности. Подчеркивается роль оптимизма и наличии глубоких личностных убеждений политика для эффективной его деятельности в период общественного кризиса. В то же время обращается внимание на связь оптимизма и религиозности, являющейся одним из возможных столбов мировоззрения человека, с авторитаризмом. Отмечается важность исследования этих связей с учетом социокультурного контекста существования человека. Особо отмечается исследовании связи оптимизма в отношении научно-технического прогресса и общественного развития с ортодоксальностью религиозных убеждений. На конкретных примерах показана неоднозначность этих связей, что может иметь достаточно большое значение для общественного развития, поскольку религия имеет значительное влияние на жизнь своих последователей и на общество в целом. Особенности связи оптимизма и авторитаризма неоднозначным образом проявляются в тоталитарном обществе. Рассматриваются некоторые социально-политические факторы, способствующие образованию у человека оптимистических или пессимистических установок и связанных с ними психических состояний в условиях тоталитарного общества. Указывается, что тенденция тоталитарных систем использовать насильственные методы для утверждения своей власти всегда создает в обществе атмосферу тревоги, отчаяния, беспомощности, безнадежности, что в свою очередь потенциально негативно влияет на общее психическое здоровье населения. Но общество постоянно задействует систему противодействия в виде лиц, не поддаются изучению беспомощности, производила определенные специфические стратегии для противодействия негативным воздействиям тоталитарного общества, которые находят свое отражение в определенных системах идей, оппозиционных официальной идеологии. Цель этих стратегий –противодействие ощущением беспомощности и отчаяния и нахождения возможностей для оптимизма среди неблагоприятных условий общественной жизни.
Ключевые слова: Оптимизм, религиозность, выученная беспомощность, авторитаризм, тоталитарная система, оппозиционные идеологии.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 287-297 (pdf)
УДК 159.9.01
Тавровецька Н.И.
Херсонский государственный университет, Херсон.
Язык статьи: украинский.
Статья посвящена анализу основных составляющих жизненной позиции личности. Автор раскрывает свое видение конструктивной жизненной позиции личности, которая способна эффективно решать самые разнообразные кризисные ситуации. Отмечает, что именно в кризисные жизненные периоды происходит кардинальное изменение жизненной позиции личности, когда человек осознает/не осознает свой смысл существования, теряет устойчивое представлений о себе и других, ощущает невозможность реализации жизненно важных ценностей, стратегий, ожиданий.
В статье указано, что во время трансформации жизненной позиции затрагиваются ее конструктивные составляющие: базовые убеждения (для достижения чувства безопасности индивид конструирует жизненный опыт, основываясь на имплицитной внутренней структуре устойчивых убеждений), экзистенциальная наполненность (интегральная характеристика личности, связанная с ощущением наполненности жизни смыслом), смыслопотеря / личное отчуждения (нарушение смысловых связей в структуре жизненного мира личности), субъект - объектные ориентации в жизненных ситуациях (способность человека реализовать свою внутреннюю активность). Автор подчеркивает, что коррекция / развитие этих конструктов может быть как условиями, так и следствием конструктивной жизненной позиции личности.
Ключевые слова: жизненная позиция, базисные убеждения, экзистенциальная наполненность (смысл жизни), смыслопотеря, личное отчуждение, субъект - объектные ориентации.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 298-310 (pdf)
УДК 159.9
Тирон Е.Н.
Государственный университет инфраструктуры и технологий, Киев.
Язык статьи: Украинский
Аннотация. В статье мы предоставляем теоретическое обоснование целесообразности формировать умение устанавливать дружеские отношения для успешной профессиональной деятельности. В результате изучения психологических теорий, мы пришли к выводу, что процесс установки таких отношений связан с такими влечениями: влечение быть в группе, стремление к социальной поддержки, тяга к общению. Мы определили этапы развития краткосрочных дружеских отношений, принципы их формирования, факторы, влияющие на их успешность. Это позволило выделить умения и навыки, которые могут подвергаться формированию и коррекции. Именно специфика профессиональной деятельности, когда индивид взаимодействует в ситуации изоляции в ограниченный период времени, позволила выделить отдельный психологический феномен – краткосрочные дружеские отношения. Исследование особенностей протекания краткосрочных дружеских отношений проводилось среди членов экипажей морского флота. Нами были выделены специфические трудности в процессе формирования и развития таких отношений.
Ключевые слова: краткосрочные дружеские отношения, малая неформальная группа, специалисты экстремальных профессий, потребности в аффиляции, общении и социальной поддержке.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 310-321 (pdf)
УДК 159.98
Харченко Н.А.1, Черная Т.А.2
1Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, Умань.
2Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, Умань.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: Данная статья посвящена актуальным вопросам формирования эмоционального среды ребенка дошкольного возраста, которые подробно проанализированы А.В. Запорожцем. Эмоционально развивающая среда – это совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. В статье констатируется, что развитие эмоций ребенка раннего возраста является базисом самореализации его как личности. Определено, что создание соответствующих педагогических условий в детском саду должно способствовать оптимизации эмоционального развития детей раннего возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, А.В. Запорожец, эмоции, чувства, эмоциональная среда, игра.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 322-329 (pdf)
УДК 159.9
Черкасская Е.Ф.
Общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 132, Киев.
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье проанализированы психологические исследования эмоциональной устойчивости, ее показатели и соотношения с другими компонентами профессиональной компетентности учителя. Эмоциональная устойчивость рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной компетентности, прежде всего, эмоциональной культуры педагога. Приведены примеры исследований проблемы эмоциональной устойчивости учителей и значение коммуникативных навыков и навыков саморегуляции в системе образования. Для развития эмоциональной устойчивости современная психологическая наука предлагает немало способов, к которым можно отнести: внутренние способы саморегуляции, нервно-мышечную й дыхательные упражнения, поведенческую психотерапию, групповые тренинги и тому подобное.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психическое напряжение, интеллектуальное напряжение, педагогическая деятельность, эмоциональная саморегуляция, эффективность профессиональной деятельности, стрессоустойчивость.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 329-341 (pdf)
УДК 159.9
Шевченко Р.М.
Приемная Президента Украины Администрация Президента Украины, Киев
Язык статьи: украинский.
Аннотация: В статье представлены важные проблемы управленческой деятельности женщин в работах украинских и зарубежных ученых и освещены вопросы женского менеджмента, который до недавнего времени не имел должного внимания в области психологии управления, социологии и других науках.
Определен круг вопросов, которые имеют социальную востребованость и требующих неотложного их исследования, теоретической и практической проработки. В частности: участие женщин на первых ролях; распределения одновременного выполнения женщиной роли жены, матери и руководителя; сохранение функций женской роли в условиях социальных кризисных изменений и миграции; объемы нагрузки и распределение времени на их выполнение и досуга; подражания женщиной-руководителем мужского стиля руководства; смысл женского стиля управления; портрет женщины-руководителя XXI века.
Установлены три стадии адаптации женщин к новым условиям: социального шока (характеризуется социальной распущенностью, взлетом преступности, стремлением следовать стереотипам поведения, сложившиеся в прежней системе) мобилизация адаптивных резервов (характеризуется корректировкой или изменением жизненных целей-ценностей, освоением инновационных моделей поведения, выбором одного из многих способов достижения своих целей); ответы на «вызов среды».
Обоснованы основные виды принятия решений руководителями разного уровня, как мужчинами так и женщинами: математический - предусматривает применение экономико-математических методов и нормативных теорий, описывающих оптимальные решения в управлении (бизнес структуры, экономика, рыночные отношения, образовательные учреждения); кибернетический – предусматривают сближение понятия «наука об управлении» и «искусство управления»; написание конкретных рекомендаций, которые помогут руководителю правильно принимать решения; психологический - изучают влияние типичных и индивидуальных особенностей личности, принимающего решение. Констатировано закономерность востребованности женского стиля руководства, который вполне соответствует современным условиям их жизнедеятельности и выделены существенные факторы, которые способствуют эффективному развитию ролевых функций «деловой женщины» в сфере менеджмента.
Ключевые слова: женщины-управленцы, мужчины-управленцы, «деловая женщина», менеджмент управления, психология управления, организационная психология.
Actual_probl_psihol 2018, 14(1): 341-352 (pdf)