Актуальные проблемы психологии, Том 12, Выпуск 24 – 2018
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК159.9
Моляко В. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Современные условия профессиональной деятельности, как, впрочем, во многих отношениях и повседневное проживание многих людей связаны с непрерывным поступлением в сферу их внимания огромного количества обычной и новой информации в визуальных и других формах. Во многих случаях субъекту приходится заниматься не только общим анализом этой информации, но и активной целенаправленной ее переработкой, адаптацией ее к своим текущим потребностям. Является фактически общепризнанным что проблема избытка и неупорядоченности информации становится хронической, своего рода неизбежной константой экологической сферы, в которой пребывает субъект. Успешное решение текущих и тем более неожиданно возникающих задач, новых проблем требует от субъекта для достижения позитивного конечного результата помимо общей и специальной психологической готовности к такого рода деятельности еще и наличия в структуре его специальной психологической готовности стратегий, тактик и действий, как в виде потенциальных возможностей совершения деятельности, так и в плане их модифицированного конкретного осуществления, применения. К числу основных стратегий общего характера мы относим прежде всего стратегию поиска аналогов (аналогизирования), комбинирования, реконструирования. Основу успешного (или неуспешного) конструирования новых образов составляет актуализированное появление в ходе решения субъективного ориентира, адекватного условиям задачи, по крайней мере, исходным ее требованиям. Субъективные ориентиры проявляются в потоке решения как своего рода прообразы их архитектонической сферы (запаса знаний, опыта), накладываясь на элементы, части новой информационной системы, которая очерчивается условиями проблемы, ситуации. В результате такого сочетания и появляется образ-ориентир, а затем и ведущий образ, которые трансформируясь, обрастая новыми данными могут привести (или не привести) к успешному решению.
Ключевые слова: образ мира, информация, творчоество, стратегия, конструирование.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24):5-18 (pdf)
УДК 159.9
Бедлинский А. И.
Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренка, Суммы
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье обосновывается рабочее определение сознания как «системы языковой репрезентации индивидуальных и коллективных догадок». Язык есть системой организации потоков сенсорной информации в форме системы кластеров догадок: ассоциативных полей, полей аналогий, комбинаций и реконструкций, семей слов с общей этимологией, идиом, интуитивных правил построения слов и предложений и прочее. Отдельные слова рассматриваются как составляющие научения: условные стимулы, условные реакции, операнты, подкрепляющие стимулы. Появление сознания объясняется отдельными догадками индивида, которые ассоцианируют проблески сознания предыдущих поколений, присвоенные индивидом в процессе овладения языком.
Ключевые слова: ассоциация, гештальт, догадка, образ, научение, сознание.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 18-26 (pdf)
УДК159.92
Боровицькая Е. Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Речь пойдёт об осознании общих тенденций юнгианского понятия «архетипа» и «прообраза» в контексте их сравнительной характеристики. Анализ этих понятий будет осуществляться на исследовательских материалах Н. В. Медведевой, согласно теории архетипов К.Г. Юнга и концепции творческого восприятия В.А. Моляко. Востребованными видятся поиски структурно-функциональных закономерностей актуализации исходных предпосылок процесса восприятия. Разделяя концептуальную идею К. Г. Юнга, относительно структурирующих элементов архетипа, Н. В. Медведева приближает понимание понятия «праобраза», согласно В. А. Моляко, к пониманию понятия «архетипа», согласно К.Г. Юнгу, и делает вывод относительно восприятия как творческого процесса познания, ориентирующей структурирующей основой которого считает праобраз.
Ключевые слова: архетип, праобраз, творческое восприятие.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 27-33 (pdf)
УДК159.922
Ваганова Н. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье подана общая характеристика творческой системы КАРУС и описаны этапы формирования стратегий поиска аналогий в процессе проведения творческого тренинга на основе КАРУСа для детей старшего дошкольного возраста. В частности, проанализирован вариант творческого перцептивно-мыслительного тренинга по овладению детьми стратегией аналогизирования, то есть сравнения определенных объектов и нахождение у них чего-то общего, одинакового или использование известного в новых условиях и по-новому и подана расширенная его характеристика на всех этапах осуществления (общая схема тренинга, поточные инструкции, опросники и др.). Также в статье рассматриваются специальные методы усложнения процессов решения, которые моделируют разнообразные помехи в реальных процессах игровой или учебно-творческой деятельности детей, а именно: метод информационного дефицита или информационной избытка, метод временных ограничений, метод внезапных запретов, а также методические приемы (прием абсурда, прием ситуативной драматизации и др.) и подсказки (вербальные, рисунки, жесты, комбинированные), которые могут использоваться на любом этапе решения детьми новых задач.
Ключевые слова: творческая деятельность, стратегия, поиск аналогий, система КАРУС, творческий тренинг, старший дошкольный возраст.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 34-42 (pdf)
УДК 159.95/7.031
Гощицкий А.В.
Государственный историко-культурный заповедник «Тускань», Львов
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье совершена попытка интерпретировать феномен найденных в Украине, палеолитических мезинских скульптур. Соотнесена аналогичная символика на этих древних памятниках (с уже выделенными морфологическими признаками (женщина, фалос, птица)), и в выражении подсознания Леонардо да Винчи, фантазии, которого были истолкованы в оригинальном исследовании Зигмундом Фрейдом. Благодаря психологическому защитному механизму – сублимации, фантазии в обоих случаях воплотились в искусстве, которое использовало эти символы. Нам не известно, какие причины могли побудить первобытных людей к такому уходу от реальности, но предполагаем, что это связано с ежедневной проблемой выживания.
Ключевые слова: позднепалеолитическое искусство, мезинские скульптурки, классический психоанализ.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 43-50 (pdf)
УДК 159.922.75. – 053.4
Грузинская И. Н.
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье обоснована актуальность проблемы дифференциации диагностирования творческого воображения старших дошкольников. Представлена авторская модель развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, структура которой состоит из таких компонентов как, когнитивный, мотивационный, деятельностный, социально-коммуникативный, эмоциональный. Согласно указанной модели, определены критерии с показателями развития творческого воображения. Охарактеризованы особенности уровней развития творческого воображения. На основе проведенного констатирующего исследования доказано наличие прямых корреляционных взаимосвязей между такими компонентами творческого воображения, как эмоциональный, мотивационный и социально-коммуникативный. Представлены результаты эмпирического и теоретического анализа исследования уровней развития творческого воображения старших дошкольников.
Ключевые слова: уровни, творческое воображение, старший дошкольный возраст, критерий, показатель, компонент, корреляционная связь
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 50-58 (pdf)
УДК 159.9
Гулько Ю. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Методологической основой, на которой строится диагностика процессов понимания эмоций, кроме положения о проблемности или задачности деятельности, является принцип единства умственных тенденций аналогизирования и альтернативного реконструирования. Ведь известно, что дети понимают не только по аналогии тому, что они чувствовали и по аналогии тому, что им известно, также понимание может протекать по контрасту, путем умственных и предметно-практических инверсий, действий-перевертышей. Переживая возрастной кризис дети естественно начинают действовать наоборот, наперекор пробуя возможности своего социального «Я» и усваивая таким образом новые знания о себе и окружающем мире, в том числе и о мире человеческих эмоций. Диагностика решения дошкольниками различных задач направленных на понимание сложных эмоциональных состояний может успешно осуществляться средствами диагностической части системы КАРУС. Эта диагностическая система позволяет рассматривать процесс понимания как процесс конструирования определенного смыслового конструкта, в котором образные и вербальные компоненты объединены смысловыми связями. Предлагаемая диагностическая работа предусматривает две части. В первой части ребенку предлагаются простые пробные задачи, решая которые он проявляет свою общую осведомленность, индивидуальные особенности умственной деятельности, а также в процессе такой работы определяется вид предметно-практической деятельности, который ребенок предпочитает. В нем он наиболее полно раскроет свои умственные способности. Во вторую часть входят задачи, решение которых стимулирует выработку ребенком системы умственных действий направленных на выход из ситуации межличностнго конфликта. Умственные способности детей оцениваются по виду: аналогизирование, комбинирование, реконструирование. И по уровню проявления: репродуктивный уровень, уровень локальных изменений, уровень общего конструктивного изменения.
Ключевые слова: понимание эмоций, задача, аналогизирование, контрастное реконструирование.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 58-68 (pdf)
УДК 159.923.2:316.614
Девис Л. А.
Донбасский государственный педагогический университет, Славянск
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье исследуется проблема развития взаимоотношений воспитанников школы – интерната со взрослыми и сверстниками. В трудах отечественных и зарубежных психологов подчеркивается ведущая роль в психическом развитии ребенка его полноценных и эффективных связей с социальным окружением. Особенную значимость эти связи приобретают в период детства. Именно в этот период эмоциональные связи со взрослыми являются тем фактором, благодаря которому осуществляется влияние общения взрослого на психическое развитие ребенка. Личностные отношения ребенка и взрослого формируются в раннем возрасте в процесе взаимодействия и общения. Как известно, у воспитанников школы-интерната не формируется стремление к сотрудничеству с людьми, а также, в общении не проявляется познавательная активность и доминирует стремление к примитивным контактам,что в свою очередь, не содействует усвоению культурных достижений человечества и полноценной ориентации в окружающем мире.
Ключевые слова: аффективно-личностные связи, депривация семейного взаимодействия, психическая депривация, межличностные связи, общение, сотрудничество.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 68-75 (pdf)
УДК 159.9
Кириченко В. В.
Житомирский государственный университет им. И. Франко, Житомир
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье осуществлен теоретико-методологический анализ проблемы конструирования картины мира личности в информационном обществе. Определены основные механизмы формирования картины мира личности в информационной среде. Статья раскрывает суть социально-ролевого подхода к формированию картины мира личности. В результате теоретического анализа проблемы было определено, что основой картины мира человека является социальный опыт коллективного большинства «мы», который косвенно связан с индивидуальным перцептивным опытом личности. Нами выделены когнитивные стратегии интеграции знаний в картину мира личности, иллюстрирующие специфику мировосприятия личности в системе «мы» и «они». Предложено стратегиально-типологическую модель становления картины мира, которая отражает различия информационного взаимодействия личности с социальной средой.
Ключевые слова: информационное общество, стратегия мировосприятия, индивидуальный опыт, социальный опыт, картина мира, мировоззрение.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 75-94 (pdf)
УДК 159.9
Ковалёва В. Ф.
Киевская медицинская гимназия №33, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье раскрыты виды работы с одаренными детьми, проводимые в Киевской медицинской гимназии № 33. Наиболее действенным является: систематическая работа по подготовке учащихся к олимпиадам, подготовке научных исследований учащихся в МАН под руководством, как учителей так и ученых. Анализируются основные подходы к соотношению способностей и одаренности. Обосновывается применение субъектно-ценностного подхода к развитию способностей и одаренности. Способности рассматриваются как внутренний, личностно-ценностный, динамический ресурс саморазвития, который базируется на индивидуально-своеобразном сочетании личностных свойств и заключается: 1) в возможности субъекта решать ситуационные и жизненные задачи с помощью эффективных деятельностей; 2) в осознании перспектив достижения этой возможности. Одаренность определяется как сложное системное качество личности, характеризующееся: 1) высоким уровнем развития способностей и, соответственно, высокими (абсолютными или в сравнении с возростными нормами) достижениями в определенной области деятельности; 2) ценностным отношением к собственным способностям как основе личностной индентичности; 3) направленностью на саморазвитие; 4) творческой направленностью личности; 5) внутренней (субъектно-ценностной) саморегуляцией. Развитие способностей рассматривается как предпосылка развития одаренности.
Ключевые слова: способность, компетенции, одаренность, объективно-ценностный анализ, научно-исследовательская работа
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 94-100 (pdf)
УДК 159. 923.2
Колярова А. О.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Статья посвящена проблеме разработки принципов создания комбинированного очно-дистанционного тренинга как среды развития рефлексии телесного опыта личности. Обобщены теоретические положения обозначенной проблемы и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей социокультурной среды в контексте приобретения человеком собственного телесного опыта, выделены основные принципы создания комбинированного очно-дистанционного тренинга как среды развития рефлексии телесного опыта личности. Обосновано, что в этой среде происходит конструирование «пространства задач» рефлексивной деятельности членов тренинговой группы в «мире телесного опыта», что содействует процессам их самодетерминации, саморазвития и самопроектирования.
Ключевые слова: принцип, среда развития, тренинговая среда, очно-дистанционный тренинг, рефлексия телесного опыта личности.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 101-109 (pdf)
УДК 159.954:005.53:005-026.15
Костюченко Е. В.
Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье на основе интегрирования и обобщения особенностей интерпретации креативного менеджмента определены: его сущностная характеристика – креативность как интегративное, комплексное свойство личности, которая позволяет быстро ориентироваться в меняющихся условиях, эффективно подбирать оптимальные для каждого отдельного случая условия, методы и средства, стратегии и тактики успешной реализации творческих составляющих процесса решения творческо-управленческих задач. Выделены психологические инструменты, методы-стратегии реализации креативности в творческой обработке полученной информации, подготовке и принятии творчески-управленческих решений в условиях недостатка информации и дефицита времени. Выявлена взаимосвязь, функциональная связанность между собой, взаимообусловленность системы креативного менеджмента и творческих составляющих подготовки и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: менеджмент, креативный менеджмент, креативность, управленческая деятельность, менеджер, управленческое решение, принятие управленческого решения, творческие методы.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 110-119 (pdf)
УДК 159. 954
Латыш Н. М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье осуществлен анализ эмпирического исследования перцептивно-мыслительных стратегий в конструктивной деятельности учеников младшего школьного возраста. Показано, что замысел зарождается как образ-ориентир, который включает в себя общий план и средства его реализации. Процесс формирования замысла связан с композиционным размещением, упорядочиванием, интеграцией элементов в образе, который создается. Дальнейшее формирование замысла состоит в уточнении образа, которое происходит под влиянием различных впечатлений и в результате идентификации с промежуточным продуктом деятельности, в результате чего изначальный образ замещается другим; и конечный результат – практическое воплощение замысла, которое проявляется в окончательном оформлении рисунка. Функционирование перцептивно-мыслительных стратегий творческого конструирования в графической деятельности младших школьников осуществляется через трансформацию зрительных образов, начиная от праобраза, заканчивая образ-решением; процесс поиска организуется и реализуется в преобладающем большинстве стратегией аналогизирования, реже комбинирования и реконструирования.
Ключевые слова: конструктивная деятельность, замысел, перцептивно-мыслительная стратегия, аналогизирование, комбинирование, реконструирование, младший школьный возраст.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 119-128 (pdf)
УДК 159.9.015
Мазяр О. В.
Житомирский государственный университет им. И. Франко, Житомир
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Теоретической основой исследования является представление о бинарном принципе психической организации человека (отождествление нетождественных эмоциональных и когнитивных элементов). Нарушение бинарной природы психики становится причиной и последующим условием невротического развития личности. Восстановление психического равновесия может происходить по принципу дезабсурдизации, тривиальной абсурдизации, творческой абсурдизации личности. Творчество является процессом поэтапного изменения циклов абсурдизации и дезабсурдизации психических единиц, которые получают уникальную конфигурацию и высокую продуктивность. Особое значение приобретает процесс умножения абсурда, результаты которого являются нестойкими, а потому нуждающимися в нестереотипном повторении.
Ключевые слова: творчество, абсурд, невроз, психоз, психотерапия, стратегия, интуиция, рациональность.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 128-135 (pdf)
УДК 159.9:378
Подшивайлов Ф. М.1, Подшивайлова Л. И.2
1Институт одаренного ребенка НАПН Украины, Киев
2Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье представлен анализ результатов лонгитюдного исследования мотивационной сферы студентов-психологов по основным эмпирическим показателям: эмоциональная направленность; адаптивность, личностная тревожность, организованность, перфекционизм; учебная мотивация (шкалы «получение знаний», «овладение профессией», «получение диплома»), внутренняя и внешняя мотивация; локализация контроля, мотивация достижения (стремление к успеху, избегание неудач), ценностные ориентации. Динамика изменений данных показателей имеет следующие особенности. Существенные изменения в эмоциональной направленности произошли в рангах пяти типов эмоций из десяти, в частности, с первого по четвёртый курс ранги праксических и эстетических эмоций понизились, а ранги гедонистических, пугнических и глорических – повысились. Выявлено существенное возрастание к четвертому курсу уровня личностной тревожности и уровня мотивации избегания неудач, а также снижение к третьему курсу уровня общего перфекционизма, снижение с первого по второй курс внутренней мотивации; от первого к третьему курсу снижается внешняя позитивная мотивация. Стабильно низким остаётся уровень организованности, уровень адаптивности снижается у значительной части студентов, без существенных изменений остается интернальный локус контроля и учебная мотивация. С первого по четвёртый курс повышаются ранги терминальных ценностей «интересная работа» и «познание», а ранги ценностей «здоровье», «общественное признание», «развитие», «свобода» – понижаются; ранги инструментальных ценностей «воспитанность», «высокие запросы» повышаются, ранги же ценностей «жизнерадостность» и «эффективность» – понижаются.
Ключевые слова: мотивационная сфера личности, эмоциональная направленность, адаптивность, личностная тревожность, организованность, перфекционизм, учебная мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, локализация контроля, мотивация достижения, ценностные ориентации, лонгитюдное исследование.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 135-152 (pdf)
УДК 159.923.2: 922
Пустовый С. А.
Университет современных знаний, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье обоснована методология формирующего воздействия на профессиональное сознание студентов – будущих филологов. Методология реализована с точки зрения принципов системности, саморазвития, принципа обучения взрослых и личностного подхода. В разрезе трех аспектов субъект-деятельностного подхода (мотивационного, процессуального, рефлексивного) обоснованна цель, направления, формы, методы и механизмы формирования профессионального сознания филологов. Интегративный характер программы обеспечен использованием таких средств, методов и приемов обучения: лекции и психологические практикумы, социально-психологический тренинг, дискуссия, самообучения, игровые методы, логические задачи и упражнения.
Ключевые слова: профессиональное сознание, формирование профессионального сознания.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 152-160 (pdf)
УДК 159. 9
Третяк Т. Н.1, Гомонюк В. А.2
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Рассматриваются особенности функционирования перцептивно-мыслительных стратегий в процессе творческой деятельности личности. В частности, анализируется специфика их проявлений на этапе изучения условия задачи, основывающемся на трансформации начальных условий задачи в ее искомые условия. Исследуется структурно-функциональный анализ информации как основа перцептивно-мыслительной деятельности человека. Утверждается, что основной базой адекватного понимания условия задачи является формулирование соответствующих требований к структурным и функциональным свойствам гипотетических элементов искомой конструкции. Успешность построения образа искомой конструкции обеспечивается адекватной диференциацией известной информации, установлением сущности гипотетических взаимоотношений между элементами искомой конструкции, а также содержания их взаимодействия с уже известными объектами. Анализируются трудности, имеющие место в процессе решения задачи в усложненных условиях. Устанавливаются типы реагирования испытуемых на введение в процесс решения экспериментальной задачи усложняющих условий, в частности, акцентируется внимание на их активизирующем влиянии. Формулируются тенденции и уровни проявления перцептивно-мыслительных стратегий творческой деятельности учащихся. Обосновываются основные типы трансформации процесса решения испытуемыми экспериментальных задач в результате введения внезапных запрещений.
Ключевые слова: стратегия, задача, творческая деятельность, усложняющие условия, образ, процесс.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 161-169 (pdf)
УДК 159.922.6
Туз О. С.
Национальная академия государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, Хмельницкий
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье охарактеризована психолого-организационная технология повышения уровня психологической готовности руководителей оперативно-розыскных органов Государственной пограничной службы Украины к управлению организационными изменениями. Определена структура, цели и основные задачи технологии, формы и методы с помощью которых было реализовано ее диагностический, информационно-смысловой и коррекционно-развивающий компоненты. Приведены результаты экспериментальной проверки эффективности указанного технологического инструмента повышения уровня психологической готовности руководителей оперативно-розыскных подразделений к управлению организационными изменениями. Предложены практические рекомендации по организации управления организационными изменениями в оперативно-розыскных органах.
Ключевые слова: психологическая готовность, организационные изменения, психолого-организационная технология, информационно-смысловой компонент, диагностический компонент, коррекционно-развивающий компонент, экспериментальная проверка.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 170-180 (pdf)
УДК 159.937
Шепелёва М. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье представлены методические материалы для диагностики и развития способности студентов к художественной деятельности, разработанные на основе результатов исследования проявлений перцептивно-мыслительных стратегий в художественной деятельности студентов. Рассмотрены специфические особенности и составляющие художественной деятельности. Предложен авторский опросник «Художественная направленность восприятия произведений живописи», который позволяет определить на какие проявления перцептивно-мыслительной стратегии в живописи испытуемые ориентируются в большей степени (аналогизирование, комбинирование, реконструирование и демонстрирование личности художника в произведении изобразительного искусства), а также позволяет оценить доминирующие художественные ориентации испытуемых в процессе восприятия произведений живописи по показателям «эмоциональная нагрузка художественного произведения», «техника изображения», творческий подход художника» и «смысловая нагрузка художественного произведения». Определены показатели способности студентов к художественной деятельности, разработана программа поддержки способности студентов к художественной деятельности, которая предусматривает четыре этапа: диагностика по показателям способности студентов к художественной деятельности; анализ средних значений и факторных весов изучаемых показателей; просветительская работа; выполнение студентами индивидуальных творческих заданий, направленных на осознание и развитие перцептивно-мыслительных стратегий, художественных ориентаций в живописи и творческой направленности личности студентов.
Ключевые слова: художественная деятельность, перцептивно-мыслительная стратегия, художественные ориентации в живописи, творческая направленность личности, студенты.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 181-190 (pdf)
УДК 159.923
Ятчук М. С.
Институт уголовно-исполнительной службы, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: В статье раскрыто проблему психологического профиля работника Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Построено психологический профиль работника Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Проведен анализ отдельных факторов психологического профиля работника Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Выявлено, что психологический профиль работника Государственной уголовно-исполнительной службы Украины представлен: открытостью к взаимодействию и коммуникации; ригидностью и конкретностью мышления; эмоциональной устойчивостью; дисциплинированностью, ответственностью, соблюдением моральных норм, добросовестным выполнением профессиональных обязанностей; решительностью, смелостью, склонностью к риску; лидерскими качествами и высоким уровнем развития самоконтроля; завышенной оценкой собственных возможностей, умений и способностей. Отмечено, что учет особенностей психологического профиля работника Государственной уголовно-исполнительной службы Украины будет способствовать осуществлению профессионального психологического отбора и психологического обеспечения служебной деятельности работников органов и учреждений исполнения наказаний.
Ключевые слова: психологический профиль, самооценка, профессиональная деятельность, психологическая компетентность, оптимизация развития психологической компетентности.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 191-199 (pdf)
УДК 159.9
Третяк Т. Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: Украинский
Аннотация: Обосновывается диагностический потенциал такого методического средства, как решение эвристических задач (на принципиальное изобретение). Рассматривается специфика его реализации относительно разных этапов структуры процесса решения конструкторской задачи. Формулируются критерии и индикаторы эффективности перцептивно-мыслительной деятельности личности. Критерий: уровень адекватности трансформации исходных условий задачи в искомые ее условия. Индикаторы: уровни соответствия искомых условий задачи исходным ее условиям. Критерий: уровень системной организации творческого инструментария личности. Индикаторы: уровни реализации творческого инструментария. Критерий: новизна продукта деятельности личности. Индикаторы: уровни новизны – объективная, субъективная. Анализируется трансформация образов, возникающих в процессе конструирования информационных систем: детерминации праобраза искомого решения содержанием ее условия и актуальных знаний, локализации прообразом ассоциативных полей в результате структурно-функционального анализа имеющейся информации; стимулирования создания спектра прообразов, в т.ч. самого оптимального, который становится ведущим образом, трансформируется в образ-проект, а далее и в образ-решение. Осуществляется анализ особенностей проявлений перцептивно-мыслительных стратегий в процессе решения учащимися эвристических задач. Акцентируется внимание на необходимости учета взаимодействия двух стратегических потоков информации, взаимодействующих на протяжении всего процесса решения задачи и резонирующих на один и тот же ориентир – искомые условия задачи. Подчеркивается, что мысленное препарирование этих потоков дает: динамику трансформации замысла решения задачи; динамику трансформации стратегии решения задачи.
Ключевые слова: задача, информация, стратегия, процесс, творчество, конструирование.
Actual_probl_psihol 2018, 12(24): 199-207 (pdf)