Актуальные проблемы психологии, Том 12, Выпуск 22 – 2016

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

УДК159.9

Моляко В. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Полифоническая трансформация научной школы г. С. Костюка

Язык статьи: украинский

Аннотация: Творчество и сама творческая личность Г. С. Костюка вне всякого сомнения должны определяться без какой-либо искусственной комплиментарности, гиперболизации наивысшими в нашей науке измерениями и определениями. Однако, к сожалению, как это нередко бывает, мы отдаем должное гениям слишком поздно, иногда даже с большого временного расстояния после того, как они закончили свое жизненное путешествие по эту сторону бытия. И приходится констатировать, что мы до сих пор не достигли того уровня научной и общей культуры, когда в состоянии адекватно оценить нашего выдающегося учителя, стратега и мастера в загадочных сферах психологии, блестящего тактика в повседневной жизни, в которой он совершил настоящий подвиг, фантастическое действие – создание института психологии – научного парохода, который отплыл от киево-печерских круч и отправился по Днепру, а дальше морями и океанами творческого познания человеческих душ, человеческой вселенной. Да, это не был многоэтажный лайнер-титаник, зато он благодаря своему капитану обошел множество айсбергов, которые встречались во все времена на его трассе. Чтобы адекватно оценивать настоящий научно-организационный подвиг Г. С. Костюка, мы должны так же адекватно анализировать тот исторический промежуток времени, в пределах которого создавался наш Институт как научное учреждение, достигая без какого-либо преувеличения успехов, еще и доныне значимых теоретических и экспериментальных результатов. Достаточно сказать, что именно в стенах Института выросли и отыскали свое место в истории нашей науки такие ученые, как П. Р. Чамата, И. Е. Синица, А. Т. Губко, Е. А. Милерян, Н. Е. Малков, Л. Н. Проколиенко, А. В. Скрипченко, А. М. Гольдберг, Е. И. Кульчицкая, Б. А. Федоришин, Е. И. Машбиц, Г. А. Балл и много других известных исследователей.

Ключевые слова: Институт психологии, личность ученого, основные труды Г. С. Костюка.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22):6-13 (pdf)


УДК 159.9

Алексеева Т. С.1, Бедный В. В.2, Моляко В. А.3

1Клиническая больница «Феофания», Киев;

2Клиническая больница «Феофания», Киев;

3Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Медико-психологические вопросы диагностики творческого здоровья кризисной личности (в амбулаторном и клиническом режимах)

Язык статьи: русский

Аннотация: Во многом уже стало общим местом подчеркивать тенденции возрастания как традиционных, так и своего рода новых заболеваний во второй половине ХХ и в начале ХХІ века. Особенно это касается, как хорошо известно, сердечно-сосудистых, онкологических и нервно-психических заболеваний. У нас речь пойдет конкретно о последних, которые по мнению специалистов в значительной мере обусловлены, помимо прочего, лавинообразным нарастанием аудио и визуальных сигналов самого различного характера, масштаба и интенсивности (информационных стресс, как следствие информационной избыточности-хаотичности, так и информационного дефицита конкретных сведений, знаний, подсказок). При всем при этом, к сожалению, можно без преувеличения констатировать, что современная медицина, как в целом, так и в отдельных своих отраслях не разработала до сих пор адекватных средств не только лечения, но и диагностики «информационных заболеваний», провоцирующих кризисные и даже катастрофические кратковременные и длительные состояния значительного числа людей – потенциальных и реальных пациентов клиники. Наше совместное комплексное исследование медицинских работников и психологов направлено, в частности, на поиски методик диагностики и реабилитации именно таких пациентов. В данной статье речь пойдет в первую очередь о психологической безопасности личности и поисках конкретных методик диагностики ее творческого здоровья.

Ключевые слова: творческое здоровье, психологическая безопасность личности, типы реагирования на информационные сигналы.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 14-22 (pdf)


УДК 159.9

Барчи Б. В.

Мукачевский государственный университет, Мукачево

Феномен «готовность» в структуре профессиональной деятельности психолога

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье феномен «готовность» рассмотрено в современных интерпретациях отечественными и зарубежными психологами. Определено смысловое поле готовности как направленности и профессиональной направленности личности на профессиональную деятельность. Раскрыто содержание и структурные компоненты готовности психолога к профессиональной деятельности (мотивационную; когнитивную; операционную; эмоциональную; коммуникативную; оценочную). Указано на место и роль волевых качеств в структуре готовности психолога к деятельности: целе¬устремленность; самообладание и выдержка; настойчивость; решительность; самостоя¬тельность; самокритичность; выделены факторы, которые определяют профессиональную самосознание ценностные ориентации; профессиональную компетентность; профессио¬нально важные качества; осознание престижа профессии. Определены возможности готов¬ности психолога к профессиональной деятельности, направленных на развитие профес¬сиональной светоглядности (формирование профессионального сознания) профессиональ¬ной направленности (овладение необходимой системой знаний, умений и навыков; техно¬логии профессиональной деятельности); раскрытие личностного и профессионального ре¬зерва (раскрытие профессионально значимых личностных качеств, гуманности, субъект-субъектной и полусубъектной взаимодействий, способности к профессиональной идентификации).

Ключевые слова: готовность, психолог, профессиональная деятельность психолога, факторы готовности.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 21-30 (pdf)


УДК 159.9:61

Бедлинский А. И.1, Бедлинский В. А.2

1Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренка, Суммы;

2Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца, Киев

Развитие чувственной интуиции студентов в процессе обучения

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены интеллектуальный и чувственный уровни интуиции, влияние различных уровней на качество решения творческих задач студентами первых и пятых курсов медицинского университета. Чувственная интуиция рассматривается как мощное средство медицинской диагностики. Обнаружено отсутствие существенных изменений отношения формальных и образных ответов (по результатам решения контрольной задачи) у студентов первых и пятых курсов с правильностью решения других медицинских задач и задач на логику. Отсутствие изменений отношений свидетельствует о том, что накопление теоретических знаний без необходимого восхождения от абстрактного к конкретному в процессе практической деятельности врача мало влияет на развитие интуиции. В процессе постановки различных диагнозов мыслительные потоки могут проходить на различных структурных уровнях организации интеллекта; для каждого из них может быть своя система оценки правильности установленных связей, отношений и обобщений, но потом нужно привести все к единому знаменателю (по слову должен появиться осознанный образ, а по образу слово). Без стратегической организации мыслительные потоки могут быть спонтанными, чаще всего наблюдается резкое падение на уровень недифференцированных образов интуиции и постепенное повышение, которое нередко так и не достигает верхних уровней логического. Стратегическая организация мыслительных потоков дает возможность выхода на необходимый для решения задачи интеллектуальный уровень.

Ключевые слова: интеллектуальная интуиция, мышление врача, творческое мышление, чувственная интуиция.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 31-39 (pdf)


УДК 159.955:387.147

Березова Л. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Функционирование мыслительных тенденций студентов при решении конструктивно-технических задач в условиях деформации содержания задач

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается применение методов информационной недостаточности и информационной перенасыщенности при решении студентами конструктивно-технических задач. Эти методы, искусственно замедляя поисковые действия, позволили глубже проникнуть в мыслительный процесс студентов, направленный на решение конструкторских задач и позволили проследить по содержанию поисковых действий студентов, за трансформацией их мыслительных тенденций в условиях деформации содержания задачи. Трансформация превосходящих мыслительных тенденций в мыслительные страгии аналогизирования и комбинирования и реконструкции наблюдалась на всех трех уровнях: на низком, среднем и высоком.

Ключевые слова: задача, конструктивно-техническая задача, решение задач, трансформация стратегий.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 40-55 (pdf)


УДК159.922

Ваганова Н. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Язык статьи: украинский

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности ребенка дошкольного возраста и обусловлено активным развитием его познавательных способностей и зарождением субъективного образа мира. Специфика формирования образа мира у детей 5-6 лет выражается у взаимосвязи с особенностями формирования образа Я ребенка и раскрывается через постепенное накопление чувственного опыта, развитие познавательного интереса, в основе которого лежит эмоционально-ценностное восприятия окружающей действительно¬сти, опосредованный через личностный опыт ребенка. Выстраивая свою картину мира, ребенок исследует, представляет, фантазирует, у него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Формирование целостной картины мира связано с развитием у дошкольников познавательных интересов через решение следующих задач: перцептивное развитие, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование целостной картины мира. Критерием истинного формирования образа мира является деятельность, которая способствует максимальной реализации ребенком своих потребностей и возможностей в процессе познания и преобразования окру¬жающего мира. Так, в игре, ведущем виде деятельности дошкольников, ив познавательно-художественной деятельности формируются способы взаимодействия ребенка с миром, другими людьми, проявляются способы выражения отношения ребенка к окружающей дейст-вительности. Комплекс психолого-педагогических условий, направленных на формирование картины мира у детей, представляет собой единство игровой, познавательной и художественной деятельности, при котором каждая из них выполняет определенную роль в процессе формирования картины мира у детей 5-6 лет.

Ключевые слова: восприятие, картина мира, познавательная деятельность, познавательный интерес, перцептивное развитие, старший дошкольный возраст.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 55-62 (pdf)


УДК 159.99

Венцик О. В.

Львовский государственный университет внутренних дел, Львов

Понимание психологии этики Юлианом Охоровичем

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена анализу взглядов на этику Юлиана Охоровича – украинско-польского ученого, ведущего представителя философского и общественного мнения эпохи польского позитивизма, доктора философии, доцента психологии и философии природы, деятельность которого приходится на вторую половину 19 в. и начало 20 в. Ученый является автором проекта о научной этике, которая состоит из трех частей: описательной и нормативной этики, которые вместе образуют этологию (теоретическую часть этики, в которой отображена взаимосвязь этих разделов этики, которые занимаются теоретическим вопросом о том, какие общие нормы нужно принять, а которые отбросить), а также этопластии, функцией которой является применение теоретически установленных норм к практике. При разработке новой этики Ю. Охорович пытается предоставить ей особенное значения. Она непосредственно и эффективно влияет на общественную жизнь, поэтому автор занимается детальным определением предмета заинтересованности отдельных разделов научной этики, которые отображают в своей структуре богатство моральных правил, принципов, которые, в свою очередь, способны регулировать общественное поведение. Перед этой отраслью стоят важные теоретические и практические задания. Она должна приносить знание о моральных явлениях, формировать нормы поведения, а также научить применять их в реальной жизни. Ю. Охорович опору для этичных программ видит в психологических знаниях о человеке, которые позволят приблизить этику к практике и иметь реальное влияние на моральные установки общества. Программа научной этики Ю. Охоровича изложена в работе "Метод в этике".

Ключевые слова: Юлиан Охорович, психология, этика, мораль, описательная этика, нормативная этика, етология, етопластия.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 63-70 (pdf)


УДК 159.937.53

Германович О. Р.

Национальный университет «Львовская политехника», Львов

Современные психологические концепции личностной организации времени деятельности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статтье представлены результаты теоретического анализа современного состояния исследования проблемы времени в психологии, рассмотрены психологические концепции личностной организации времени жизни и деятельности, времено-пространственных характеристик ценностных отношений личности с миром на протяжении жизненного пути, охарактеризованы урони экзистенциального пространства, в которых личность исполняет темпоральне функции. С позиций системно-структурного похода современными исследователями предпринята попутка объединить объективное и субъективное время личности, которое в других подходах рассматривается оторванным или противопостав¬ленным друг другу. В результате теоретического и эмпирического изучения исследовате¬лями было сформулировано центральное понятие, которое выражает специфіку данного направления исследований, – понятие личностной организации времени – времени жизни и деятельности, что, в свою очередь, позволяет обобщить осознанные и неосознанные, интуитивные и эмоциональные способы регуляции времени, с которыми столкнулись исследователи личностной организации времени деятельности, с учетом разнообразного, типологического характера такой организации. Современными ученими разработаны концептуальне модели (личносттной организации времени, дискретно-узловой структуры времени жизни, трансспективы как способности интеграции времени, психофрактальной концепции развития творческой личности), которые позволяют обобщить и углибить знание об особенностях влияния временно-пространственных характеристик на жизнедеятельность и жизнетворчество личности.

Ключевые слова: личностное время, жизненная позиция, жизненная линия, жизненная перспектива, трансспектива, жизненное событие, хронотоп, фрама S, психофрактальная матрица.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 70-81 (pdf)


УДК159.9

Гресько В. В.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка, Киев

Перфекционизм и самоактуализация как основные факторы врачебной деятельности

Язык статьи: украинский

Аннотация: Исследована роль факторов профессиональной категории, стажа и половых особенностей в проявлениях самоак¬туализа-ции и перфекционизма. Сравнение проявления особенностей перфекционизма и самоактуализации мужчин и женщин показало: для женского пола характерный значимо больший общий перфекционизм, также имеется значительная разница между показателями самоактуализации мужчин и женщин, так у мужского пола показатели выше. Были изучены измене¬ния, которые происходят в структуре перфекционизма и самоактуализации с увеличением рабочего стажа. Определены взаимосвязи, которые могут существовать между стажем, перфекционизмом и самоактуализацией. У группы испытуемых с большим стажем работы более высокие показатели общей самоактуализации и низкие показатели по общему перфекционизму. Проведено сравнение показателей перфекционизма и самоактуализации для врачей с различными квалификационными категориями. Можно утверждать, что, со временем, приобретая стаж и опыт, усвоив нормы профессиональной деятельности, человек достигает достаточно высоких результатов, начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в ней, совершенствовать себя в соответствии с требованиями, которые выдвигает ведущая деятельность.

Ключевые слова: перфекционизм, самоактуализация, врач, субъектно-ориентированный перфекционизм, объектно-ориентированный перфекционизм, социально-обусловленный перфекционизм, пол, стаж, квалификационная категория, профессиональная деятельность.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 81-90 (pdf)


УДК 159.9

Гулько Ю. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Конструирование дошкольниками новых знаний при восприятии сюжетного рисунка

Язык статьи: украинский

Аннотация: У детей младшего дошкольного возраста при создании новых знаний основную функцию несут перцептивные процессы и наглядно образные мыслительные процессы, которые протекают в неразрывном едином познавательном потоке. Это позволяет применять термин «перцептивно-мыслительная стратегия» по отношению к детям младшего дошкольного возраста. Для изучения стратегиальной регуляции процесса конструирований дошкольником знаний использовались простые сюжетные рисунки. В исследовании принимали участие дети 3 – 4 лет с высоким и средним уровнем речевого развития. Установлено, что регуляционный механизм перцептивно – мыслительной стратегии конструирования младшими дошкольниками нового знания проявляется на таких этапах: первичное общее восприятие рисунка и домысливание как этап первичного диффузного понимания; самостоятельное стихийное выделение ребенком конкретных отдельных фрагментов (как образов) рисунка и наглядно-образное экспериментирование с этими фрагментами, как создание и разрушение смысловых связей между ними; выделение с помощью взрослого новых не замеченных и непонятных фрагментов рисунка, что обуславливает разрыв сложившихся смысловых конструктов; принятие смысловых ориентиров заданных взрослым и формирование новых гипотез в виде предположительных знаний; подтверждение гипотетического знания в процессе предметно-практического экспериментирования; вербализация новых знаний как завершающий этап их конструирования.

Ключевые слова: перцептивно-мыслительные стратегии, стратегиальная регуляция, конструирование новых знаний, детское экспериментирование, младший дошкольник.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 90-98 (pdf)


УДК 159.923

Ивашкевич Э. З.

Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно

Социокультурный подход как детерминанта определения структуры социального интеллекта педагога

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализировано понятие «интеллект». Интеллект определён как своеобразная система психических механизмов, которые фасилитируют возможность построения индивидом субъективной картины мира. Определены сущность и содержание социо-культурного подхода к определению понятия «социальный интеллект». Предложена и описана авторская концепция социального интеллекта педагога, которая предусматривает, что социальный интеллект содержит когнитивную, мнемическую и эмпатийную подструктуры. Подчёркнуто, что, в частности, когнитивная подструктура социального интеллекта включает в себя совокупность достаточно устойчивых знаний, оценок, правил интерпретации событий, поведения людей, их взаимоотношений и т.д. на основе сложившейся системы интерпретаций на микроструктурном и макроструктурном уровнях, детализировано содержание этих уровней. В статье подчёркивается, что мнемическая составляющая социального интеллекта педагога характеризует наличие у индивида способности к интерпретации явлений, событий жизни, поведения других людей и своего собственного как субъекта этих событий. Отмечено, что мнемическая подструктура базируется на личностном опыте субъекта, где субъективные статистики образуют личностный интерпретационный комплекс. Определены сущность и содержание эмпатийной составляющей социального интеллекта педагога. Отмечено, что эмпатийная составляющая социального интеллекта в большей степени зависит от того, какую форму поведения выбирает педагог в качестве приоритетной, что ожидает от окружающих его субъектов, какой ценностный интерпретационный комплекс в отношении к окружающему миру сформировался у педагога, какие возможности у него имеются в плане использования механизмов антиципации в решении различных проблем профессиональной и социальной жизни.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, социо-культурный подход, когнитивная, мнемическая и эмпатийная подструктуры социального интеллекта.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 99-107 (pdf)


УДК 159.920.7:[965-12]

Ивашкевич И. В.

Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровно

Готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности и становление его профессиональной компетентности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализирована готовность как пресубпозиция личности к выполнению профессиональной деятельности. Определены структурные составляющие готовности специалиста к выполнению профессиональной деятельности как интегративного личностного социально-психологического новообразования, которое может быть интерпретировано на уровне ценностных ориентаций и на уровне аксиопсихики личности. Детализировано содержание аспектов профессиональной компетентности специалиста: смыслового аспекта, проблемно-практического и коммуникативного аспектов. Отмечено, что смысловой аспект предполагает адекватность осмысления ситуации в более общем социокультурном контексте, то есть в контексте устойчивых мультикультурных образцов понимания, отношения, оценки, смыслов. Указано, что проблемно-практический аспект профессиональной компетентности специалиста обеспечивает адекватность распознавания ситуации, адекватное формирование целей и эффективную реализацию заданий и задач в профессиональной деятельности. Показано, что коммуникативный аспект предполагает осуществление субъектом продуктивного общения в ситуациях социокультурного содержания с учётом соответствующих межкультурных образцов коммуникации и взаимодействия. В статье описана структура профессиональной компетентности специалистов различных сфер профессиональной деятельности. Проанализированы психологические условия формирования профессиональной компетентности студентов профессионально-технических учебных заведений. Определены содержание и структура психолого-акмеологических исследований по вопросам профессиональной компетентности специалистов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности, смысловой аспект, проблемно-практический аспект, коммуникативный аспект.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 107-117 (pdf)


УДК 616+159.9:656.13

Кабанцева А. В.

ГУ «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МОЗ Украины», Константиновка

Медико-психологические проблемы автотранспорт¬ной медицины

Язык статьи: украинский

Аннотация: В последние годы очень сильно возросла роль человеческого фактора в стремительном усложнении и управлении техническими системами происходит быст¬рее, чем научное обоснование опыта эксплуатации техники в современном информационно-техническом потоке. Самая большая проблема лежит в плоскости высокой цены человеческой ошибки в системе автомобильных перевозок, так как количество погибших и пострадавших растет в геометрической прогрессии. Данная статья посвящена пробле¬мам автотранспортной медицины и правовому урегулированию обеспе¬чения психологиче¬ского сопровождения водителей-профессионалов. Представлен¬ные материалы содержат статистику дорожно-транспортных происшествий некоторых стран, анализ отечественной законодательной базы организации безопасности дорожного движе¬ния, приведен опыт безопасности дорожного движения европейских стран, в кото¬рых функционируют адекватные механизмы снижения аварийности на 25-45% (Германия, Польша), приведены данные эмпирических исследований медико-психологического обсле¬до¬ва¬ния водителей-профессионалов. У обследованного контингента выявлены нару¬ше¬ния когнитивно-познавательной сферы, нарушения психофизиологических процес¬сов, определены дезадаптивные свойства личности. Полученные результаты подтверждают необходимость в медицинский осмотр включения психологических обследований, а отече¬ствен¬ное законодательство требует совершенствования до уровня европейских стандар¬тов, также существенным условием повышения качества профессионального отбора является создание централизованной системы государственного контроля безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, водители, надежность, человече¬ский фактор, медико-психологический контроль, психодиагностика, профилактика автомобиль¬ных аварий.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 117-125 (pdf)


УДК 159.9

Кириченко В. В.

Житомирский государственный університет шимени И. Франка, Житомир

Теоретико-методологическая концептуализация идеи инклюзивного общества

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проводится теоретическая разведка научно-психологической концептуализации идеи инклюзивного общества. Представленные социально-ролевые аспекты организации взаимоотношений в инклюзивном обществе, определены эволюционные предпосылки его возникновения. Анализируется система социальных отношений в инклюзивной среде, в которою могут интегрироваться категории лиц со специфическими социальными потребностями. Особенное внимание обращается на рефлексивные поиски возможностей профессиональной адаптации лиц, которые имеют особенные потребности. В сформированной инклюзивной среде возможно эффективное внедрение образовательных, просветительских, культурно-развивающих мероприятий, которые предусматривают взаимодействие лиц, имеющих (расовые, этнические, национальные, религиозные, статусно-ролевые, возрастные и др.) отличия. В работе выдвигается проблема неизбежной необходимости изменения системы социальных отношений. Интеграция в Европейское цивилизационное пространство предусматривает изменений устоявшихся мировоззренческих убеждений рядовых граждан Украины. Особенно важно это делать сейчас, поскольку увеличиваются темпы мировой глобализации, которые ставят перед необходимостью совместного сосуществования. Основным концептуальным принципом организации инклюзивного общества является поиск тех социально-психологических свойств личности, которые являются ресурсами групповой консолидации.

Ключевые слова: инклюзивная среда, социальная роль, социальная адаптация, ролевая атрофия, личность, социум.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 125-133 (pdf)


УДК 159.924.7

Кишакевич И. Т.1, Панчак О. В.2

1Государственное высшее учебное заведение «Ивано-Франковский национальный медицинский университет», Ивано-Франковск

2Государственное высшее учебное заведение «Ивано-Франковский национальный медицинский университет», Ивано-Франковск

Медицинское мышление как творческое мышление врача

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье обосновывается актуальность исследования профессиональной медицинской деятельности. Рассматриваются вопросы по общей сущности творчества, творческого процесса, творческого мышления, а также в касательно творческого компонента в структуре медицинского мышления. В определении понятия творчества, основное внимание обращается на субъективную новизну деятельности для того, кто ею занимается. Также в статье обращается внимание на взаимосвязь творчества и мышления. В частности, мышления рассматривается как идеальная составляющая творчества. А творческий мыслительный процесс рассматривается как процесс сочетающий в себе процессуально-динамический и личностный компоненты. Анализируется психологический аспект выяснения понятия профессиональной деятельности и проблемы формирования медицинского мышления. Устанавливается дифференциация понятий "клиническое мышление", "врачебное мышление" и "медицинское мышление".

Ключевые слова: творчество, мышление, творческое мышление, профессиональная деятельность, медицинское мышление, творческое медицинское мышление.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 133-143 (pdf)


УДК 159.9

Киричевская Э. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Влияние информационной среды на конструирование социально-коммуникативных отношений юношей

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье подается анализ взаимосвязи информационного влияния на психологическую атмосферу в школьной среде. Отмечаются причины возникновения негативных межличностных отношений юношей. Рассматриваются факторы формирования виктимности старшеклассников. Акцентируется внимание на том, что агрессивные межличностные отношения между юношами формируются на основе нормативного группового поведения, которое определяется как система официальных и неофициальных норм и правил, которые регулируют взаимоотношения членов группы, а также деятельность группы, в целом. Именно в юношеском возрасте происходит формирование основных черт поло-ролевого поведения и усвоения мужского сценария решения проблем. Акцент на “силовых вариантах решения отношений” осуществляется под воздействием нормативного стереотипа действий, а также через принципы и законы референтной группы или субкультуры, с которой старшеклассник себя отождествляет.

Ключевые слова: стратегии, социально коммуникативные задачи, коммуникативное творчество, ресурс преодоления, способность, к преодолению, специальная одаренность.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 143-153 (pdf)


УДК 378.147+612.017+614.253.4

Козова И. Л.

Государственное высшее учебное заведение «Ивано-Франковский национальный медицинский университет», Ивано-Франковск

Состояние невротизации студентов медицинско¬го высшего учебного заведения

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена анализу состояния невротизации студентов медицинского ВУЗа. В статье анализируется позиция ученых, относительно понятия «невротизация» с точки зрения медицины и психологии. Акцентируется внимание на причинах возникновения невротизации связанных с современным напряжением жизненных условий и дополнительных причинах возникновения невротизации в учащейся молодежи. Проводилось исследование состояния невротизации студентов медицинского ВУЗа, по результатам которого выделились три группы по разным уровням (высокий, средний, низкий). Описано психологическое состояние студентов с высоким, средним и низким уровнем невротизации. Проанализированы различия проявлений невротизации по гендерному признаку, что позволило выявить у женщин вдвое меньший уровень невротизации, чем мужчин. Описаны и апробированы методы коррекции невротизации. Доказано положительное влияние внедренных средств на уровень невротизации студентов из исходным высоким и средним ее уровнем: снижение уровня невротизации, наступление эмоциональной устойчивости, проявления положительного фона переживаний, чувство собственного достоинства, легкость в общении.

Ключевые слова: невротизация, уровень невротизации, эмоциональная возбудимость, негативные переживания, психокоррекция.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 153-159 (pdf)


УДК 378.013; 371.134; 159.92

Костюченко Е. В.

Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев

Творческий и адаптивный потенциал как основа профессиональной самореализации специалиста индустрии моды

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрена сущность профессиональной самореализации как один из весомых факторов становления личности, как целостное и интегральное воплощение творческого и адаптивного потенциалов, в основе чего лежат проблемы адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, роста, развития, самосовершенствования человека Проанализировано содержание понятий «самореализация», «профессиональная самореализация», «творческий и адаптивный потенциал профессиональной самореализации". Определены место и роль творческого и адаптивного потенциалов в профессиональной самореализации. Особое внимание сфокусировано на составляющих в структуре профессионализма специалиста индустрии моды, подчиняясь общим закономерностям творческого развития его личности, среди которых умственная, когнитивная, мотивационная, личностная, творческая, что обусловливает творческое и адаптивное содержание, построение и протекание профессиональной самореализации в целом. Указано на взаимозависимости творческого и адаптивного потенциалов в составе профессиональной самореализации личности как факторов ее эффективности, своевременное осуществление которых выступает движущей силой процесса осознания личностью собственной сущности, потенциальных возможностей, ресурсов в соответствии с объективными и субъективными факторами их выявления в новых актуальных формах профессиональной самореализации. Обосновано особое место в становлении, развитии и реализации профессионализма поисково-преобразовательной активности во взаимодействии с профессиональной действительностью, как предпосылки к приспособлению личности к объективным профессиональным условиям, что существенно для эффективной профессиональной самореализации личности.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, потенциал, творческий потенциал, адаптивный потенциал, составляющие творческого и адаптивного потенциалов, индустрия моды, специалист индустрии моды.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 159-168 (pdf)


УДК 159.9

Мазилов В. А.

Ярославский государственный педагогический университет, Ярославль, Россия

Кризис в психологии: конструктивная роль

Язык статьи: русский

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена кризиса в психологии. Периодически появляются новые публикации на тему кризиса в психологии, что свидетельствует о том, что тема не закрыта и сохраняет актуальность. В статье обосновывается положение, согласно которому, существуют психологические причины, заставляющие психологов все новых поколений говорить о кризисе. Главный тезис настоящей статьи – навязчивое обращение (и возвра¬щения) к теме кризиса есть не что иное как память психологов (для самих себя), что психология пока что несовершенна, если мерить по Большому счету, считать ее наукой о человеческой Душе, наукой о наиболее удивительном и совершенном (возвышенном), как некогда полагал Аристотель. Утверждается, что за дату возникновения кризиса следует принять 1874 год, т.е. она совпадает с датой возникновения психологии как самостоятель¬ной науки. Выделены и описаны три уровня кризиса.

Ключевые слова: психология, наука, кризис, предмет психологии.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 168-185 (pdf)


УДК 378.6.041:159.923

Мартынюк И. А.

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Киев

Значение развития готовности студенческой молодежи к самообразовательной деятельности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье обосновывается важность и целесообразность развития готовности к самообразовательной деятельности именно в студенческом возрасте. Анализируется сущность понятия «студенческая молодежь», психологические особенности студенчества как социальной группы, возрастные психологические особенности студенческой молодежи, влияние обучения в высшем учебном заведении на формирование личности. Выделяются возрастные психологические особенности студенческой молодежи, психологические осо¬бенности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, возможности самой учебно-профессиональной деятельности в вузе, составляющих психологические предпосылки целесообразности и необходимости развития готовности к самообразова¬тельной деятельности в студенческой молодежи. Исходя из понимания самообразователь¬ной деятельности как таковой, что побуждается внутренними мотивами самосовершен¬ствования и предусматривает применение специальных средств поиска и усвоения социального опыта, сделан вывод о том, что готовность к такой деятельности следует развивать у студенческой молодежи. В силу возрастных особенностей на этом этапе своего развития человек может преодолевать препятствия на пути самосовершен¬ствования; ее интеллектуальные особенности являются хорошей основой для выбора способов, средств, векторов самообразования; готовность к самообразователь¬ной деятельности может стать устойчивым личностным образованием. Развитию указан-ной готовности способствуют также характеристики студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Сама учебно-профессиональная деятельность в вузах способна подпитывать мотивы самосовершенствования личности в профессиональной сфере, вооружает инструментами самообразовательной деятельности, определяет ее содержательное наполнение и обуславливает ее, побуждая студента к самостоятельности.

Ключевые слова: студенческая молодежь, возрастные психологические особенности, субъект учебно-профессиональной деятельности, учебно-профессиональная деятельность, высшее учебное заведение, формирования личности, психологические предпосылки, самообразовательная деятельность.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 186-196 (pdf)


УДК 159.954

Медведева Н. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Особенности художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлен взгляд на проблему развития детского творчества. Творчество рассматривается как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение различных детских деятельностей. Ключевым моментом развития творчества младших школьников выступает формирование особенной структуры их опыта – эвристической структуры. Данная структура выступает как продукт определенным образом организованной деятельности, которая постоянно обогащается и развивается, и начинает определять не только особенности детской деятельности (ее поисковый, творческий характер), но и отношение ребенка к окружающему его миру, способы понимания и преобразования этого мира и, в конечном счете, особенности сознания детей, направлен¬ность их личности. Показано, что эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что суще¬ственно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и способствует формированию эвристической структуры личности, развитию ее творческого потенциала, художественной фантазии, творческого восприятия и образного мышления.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, стратегиальные тенденции, творчество, трансформация замысла, художественное творчество.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 196-203 (pdf)


УДК [159.955+159.956]

Мойсеенко Л. А.1, Копач М. И.2, Криштопа Л. И.3, Кулинич Г. М.4

1Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

2Прикарпатський національний університет імені Василя Стефаника, Івано-Франківськ

3Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

4Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

Некоторые аспекты возникновения ошибок в творческом математическом мышлении

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о психологической сущности недостоверных мыслительных результатов, их места и роли в процессе решения творческой математической задачи. Подчеркнуто активизацию исследований психологической сущности творческого мышления при различных видах деятельности человека. Констатируется два качества мыслительных результатов: таких, что ведут к правильному решению проблемы и таких, что ведут к неправильному решению – к мыслительной ошибки. Отмечая творческий характер математического мышления, проводится его исследование через анализ мыслительных действий, устремленных на решение творческой математической задачи. При этом анализируются те действия, которые привели к ошибке. Произведено деление ошибок творческого математического мышления на виды, согласно причинам их возникновения и произведен анализ их сущности через когнитивную, операционную и личностную составные. Подчеркнуто ключевую роль, при возникновении ошибок, качества функционирования мыслительных стратегий определяющих направление поиска решения задачи. В частности, доказывается, что сформированная стратегия обеспечивает гибкое использование мыслительных операций, в то время как незрелая стратегия порождает действия, соответствующие субъективным стереотипам.

Ключевые слова: творческое математическое мышление, ошибки математического мышления, мыслительные стратегии, мыслительные стереотипы.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 203-213 (pdf)


УДК 159.92

Музыка А.Л.1, Чекрыжова М.М.2

1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Становление профессиональной самооценки студентов медицинских ВУЗов

Язык статьи: украинский

Аннотация: Профессиональная самооценка рассматривается как компонент самосознания, который возникает в результате сопоставления человеком собственных профессиональных качеств с социальными требованиями и личными стандартами и является звеном в регуляции профессионального и личностного саморазвития. Генезис профессиональной самооценки студентов медицинских ВУЗов смоделирован с помощью выделения когнитивно-операциональных и референтно-ценностных составляющих способностей. Их включение в процесс самооценки (от дифференциально-личностной к интегрально-личностной самооценке) обуславливает ценностную интеграцию профессионально важных качеств в общую структуру личности. Типология профессиональной самооценки будущих врачей отражает динамику ее становления: ретроспективная допрофессиональная самооценка → прогностическая профессиональная самооценка → учебно-профессиональная самооценка → профессиональная самооценка.

Ключевые слова: интегрально-личностная самооценка, дифференциально-личностная самооценка, профессионализация, профессиональная самооценка.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 213-231 (pdf)


УДК 159.9

Найдёнова Л. М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Модификация рефлексивного творческого тренинга-практикума для реконструкции непродуктивных региональных социальных установок

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические позиции относительно изменений и реконструкции социальных установок, представлена модель реконструкции социальных установок и рассмотрена роль групповой рефлексии как метакогнитивного механизма реконструкции социальных установок. Предложенная нами модификация рефлексивного творческого тренинга-практикума для реконструкции непродуктивных региональных социальных установок основана на базовой технологии рефлексивного творческого тренинга-практикума, включает ценностную регуляцию, групповую дискуссию, игровое действие, соотнесение позиций, заключительную итоговую рефлексию. Также тренинг включает учебный модуль в котором предоставляется информация о теоретических достижениях в реконструкции и изменении установок. В качестве элементов тренинга предлагается выполнение региональных ИАТ-тестов в конфигурации модели балансированной идентичности и методики «Антонимы синонимы» и «Двойной семантический личностный дифференциал со смещением конструктов», направленные на расшатывание дискурсивных стереотипов.

Ключевые слова: групповая рефлексия, метакогниции, рефлексивный творческий тренинг практикум, региональные социальные установки.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 232-241 (pdf)


УДК 159.937

Подшивайлова Л. И.1, Кокарева М. В.2

1Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологическое исследование проявлений перцептивно-мыслительных стратегий художника в произведении изобразительного искусства

Язык статьи: русский

Аннотация: В статье определены и описаны проявления перцептивно-мыслительных стратегий художника (аналогизирова¬ние, комбинирование и реконструирование) в произведении изобразительного искусства. На их основе наполнены психологическим содержанием художественные признаки произведений живописи (профессионализм художника, творческий подход художника, актуальность произведения для зрителя, визуальная привлекательность картины, изображаемое картиной настроение, многозначность художественного образа, композиция картины, цветовая гамма, общее впечатление от картины). К аналогизирова¬нию относятся такие проявления: умение реалистично изображать предметы, объекты и явления, передавать динамику и объем на плоскости картины; нахождение художником волнующих зрителя тем для выражения определенного содержания, использование художественных средств и приемов, позволяющих зрителю ощутить актуальность произ¬ведения; подбор художником необходимых изобразительных средств для выражения настроения на полотне картины; раскрытие художественным образом абстрактного понятия или идеи; соответствие цветовых решений изображаемой действительности. Комбини¬рование проявляется в удачном подборе элементов для воплощения замысла; гармо¬ничной организации элементов изображения в пространстве; целостности композиции; смысловом единстве; в создании цветовых сочетаний, которые при их восприятии создают пространственные эффекты. Реконструирование проявляется в необычном смы¬словом объединении объектов, когда в обычной сцене проявляется необычное; в синтезе противоположностей, когда нереальная сцена выглядит реальной; в гармонии контрастов; в использовании казалось бы несочетаемых цветовых тонов в гармоничных соотношениях.

Ключевые слова: перцептивно-мыслительная стратегия, аналогизирование, комби¬нирование, реконструирование, произведение изобразительного искусства, художе¬ственные признаки картины.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 242-252 (pdf)


УДК 37.015.31 – 051 – 027.56:159.9.07

Пильгук Т. С.

Полтавский национальний педагогический университет имени В.Г. Короленка, Полтава

Педагогическое творчество как основа самореализации педагога-профессионала

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье раскрыт психологический анализ проблемы развития педагогического творчества педагога-профессионала. Представлено понимание сущности понятия «педагог-профессионал». Научно обосновано понятие педагогического творчества учителя. Под педагогическим творчеством рассматривается целостный процесс профессиональной реализации и самореализации педагога, центральным звеном которого является личностно-ориентированное развивающее взаимодействие. Раскрыты основные категории проблемы педагогического творчества, в частности, «творчество», «педагогическое творчество», «творческая личность учителя-профессионала». Рассмотрены наработки ученых в области исследования психологических механизмов педагогического творчества педагога-профессионала, проблемам профессионального становления, мастерства и профессионализма. Определены ведущие исследования ученых, работающих над проблемами развития педагогического творчества личности в образовательной среде. Отмечено, что психологические проблемы профессионального становления личности педагога-профессионала относятся к наиболее актуальным. Сущность понятия педагогического творчества раскрыта через основные ее характерологические особенности. В результате проведения анкетирования учителей г. Полтавы и Полтавской области (112 человек) установлено, что большое количество респондентов считает, что среди качеств, которые надо развивать учителю для приобретения педагогического творчества относятся: 30,4% – способность к самореализации; 21,4% опрошенных считают, что учителю надо развивать стремление к самосовершенствованию; 19,6% – самостоятельность; 14,3% – профессионализм, 10,7% – педагог должен быть толерантным; 3,6% считают, что учитель должен обладать умением применять знания в практической деятельности.

Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество, самореализация, учитель, педагог-профессионал, творческая педагогическая деятельность, профессионализм.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 253-260 (pdf)


УДК 159.9:378(043)

Сергеенкова О. П.1, Подшивайлов Ф. М.2

1Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

2Институт одаренного ребенка НАПН Украины, Киев

Психологические предпосылки развития мотивационной сферы личности современного студента

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена определению понятийного конструкта «психологические предпосылки развития мотивационной сферы личности» и выделению ряда психологических предпосылок, способствующих оптимизации развития личности будущего специалиста в условиях образовательной среды высшего учебного заведения. Проанализированы эмпирические исследования мотивационных феноменов учебно-профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений. На основе опре¬деления понятия «мотивационная сфера личности» и понимания предпосылки в её широ¬ком значении (не только как фактор, но и как свойство, особенность и даже условие) выделены классы предпосылок развития мотивационной сферы личности – физические, социальные и психологические. Психологическая предпосылка развития личности – это внутренняя, психическая предпосылка, актуализирующая развитие и детерминирующая направленность и характер протекания процесса развития. Выделены следующие психо¬логические предпосылки развития мотивационной сферы личности современного сту¬дента: представления о самой мотивационной сфере, её структуре, механизмах, свой¬ствах; умение выявлять и задействовать собственные ресурсы в процессе жизнедеятельно¬сти; овладение в процессе обучения способами моделирования психологических явлений, построения и использования личностных типологий; ценности и смыслы, заложенные в образовательный процесс.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебная мотивация, мотивационная сфера личности, развитие личности, психологические предпосылки развития личности.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 260-276 (pdf)


УДК 159.92+172.42+378.169.14

Сичка В. И.

Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Одесса

Влияние особенностей отношений в семье на восприятие современной картины мира в подростковом возрасте

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье анализируются результати исследования психологических особенностей визуализации современной картины мира у подростков из полных и неполных семей, а именно понимания смысла жизни, самого ценного, позитивного и негативного в жизни, осмыслении событий и ценностей современного мира. При аналізе результатов исследования, было выделено 14 категорий визуализации образа «Символ страны». Домирующими являются такие категории, как: «Символика» - флаг, герб, гимн; кате¬гории: «Калина», «Природа», «Дом», «Карпаты», «Свобода» та «Единство», «Деньги», «Украинская речь», «Воля». Выявлено, что особенности визуального символа позволяют через отдельный образ дать целостное представление о мире и соотнести его с представлением о своей жизни и о себе как субъекте деятельности. С самого рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и, в следствие, влияет на социальную адаптацию и формирование собственного «Я» у подростка, формирование самооценки и самосознания. Родители из полных семей обеспечивают большее слияние с подростком, чем родители из неполных семей, они больше занимаются детьми, и практически не подчеркивают неудачи ребенка. Даже при отсутствии хотя бы одного из родителей этот многогранный мир будет не полным. Это приводит к тому, что у подростков, в их структуре смысложизненных и ценностных ориентации постоянно присутствует ориентация на нестабильность. Подростки из неполных семей более неуверенные, но считают, что частично могут управлять своей жизнью, имеют некоторую свободу выбора, но нередко склонны отдаться на волю судьбы, фатума. Согласно полученным результатам исследования, мы можем сделать выводы, что современных подростков волнуют проблемы, которые выпали на долю нашего государства, а также их волнуют проблемы молодежи всего мира. Необходимо отметить, что всем символам, которые исследовались, присуща необычайная образность. На образ мира современных подростков влияют как возрастные особенности, национальные традиции, полученное образование и приобретенный жизненный опыт, так и возможность общения с помощью современных технических средств со своими сверстниками, а также семья, ее ценности и отношения.

Ключевые слова: восприятие, картина мира, образ мира, символ страны, подростковый возраст, развитие, самосознание, визуализация, ценности, полные и неполные семьи.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 276-287 (pdf)


УДК 159.922.6:159.942:37.013.77

Субота М. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Развитие музыкальной психологии как науки

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена истории развития музыкальной психологии как науки. Отображение эмоциональной сферы человека средствами музыки имеет давнюю традицию, истоки которой восходят от начал философии искусства. История развития музыкальной психологии свидетельствует о том, что она имеет свой предмет и свои методы исследования. Предметом изучения этой науки являются психологические закономерности музыкального восприятия. Предметная область музыкальной психологии не является узко специализированной. Тот факт, что сфера музыкальной деятельности и изучения ее психологических механизмов и особенностей достаточно большая, позволяет нам выделить отдельную научную отрасль – музыкальную психологию в рамках психологии в целом. И объединяется она самой природой музыки, ее спецификой и уникальностью как языка, так и рода деятельности. Нельзя отказать музыке в воспитатель¬ном, образовательном, терапевтическом и социальном воздействии на человека. И именно психология может достаточно глубоко и научно раскрыть механизмы этого влияния, обосновать их и внедрить в практику.

Ключевые слова: психология музыки, психология музыкального восприятия, музыкальная психология донаучного периода, тонпсихология, гештальт-психология, эмоциональная сфера, эстетическое чувство, эстетическое переживание.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 288-295 (pdf)


УДК 159.9

Третяк Т. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Исследование стратегиальной организации перцептивно-мыслительных процессов при конструировании информационных систем

Язык статьи: украинский

Аннотация: Анализируется структура психологической готовно¬сти учащихся к решению творческих задач. Рассматривается специфика воображения как психологического механизма образного мышления в процессе решения эксперименталь¬ных задач испытуемыми. Выясняется роль построение пространственного образа в конструктивно-технической деятельности школьников. Подаются результаты анализа реализации методических средств, направленных на исследование проявлений перцептивно-мыслительных стратегий конструирования информационных структур. Формулируются тенденции и специфика построения замыслов решения испытуемыми задач на свободное конструирование. Анализируется структура процесса решения задач такого рода. Делается акцент на необходимости реализации ориентирующих стимулов с целью содержательного разворачивания перцептивно-мыслительных процессов при решении уча¬щимися экспериментальных заданий. Осуществляется анализ особенностей проявлений перцептивно-мыслительных стратегий в конструктивно-технической деятельности стар¬шеклассников. Обосновывается характеристика доминирующих тактик, имеющих место в процессе конструирования искомых информационных систем. Акцентируется внимание на диагностическом потенциале задач на свободное конструирование.

Ключевые слова: задача, перцептивно-мыслительная стратегия, тактика, условие задачи, построение замысла.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 296-307 (pdf)


УДК 159.9.07: 159.92

Хабирова Л. И.

Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленка, Полтава

Теоретические аспекты исследования творчества в психологической науке

Язык статьи: украинский

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме творчества. В работе проанализированы различные научно-теоретические концепции по определению творческой деятельности личности. Представлены результаты проведенного анкетирования по данной проблематике. Качественно проанализировав ответы, было установлено, что большинство респондентов отождествляют творчество с личностными качествами и навыками каждого отдельного человека. Определяющим критерием творческой деятельности, по мнению подавляющего числа опрошенных, являются новизна и креативность. В статье дано авторское понимание понятия творчества. Проанализировав теории отечественных и зарубежных ученых, автор определяет творчество как деятельность человека, результатом которой является качественно новый и оригинальный продукт, имеющий личностное и общественное значение. В психологии не существует универсального понимания понятия творчества. Критерии же творческой деятельности связанные с процессуальными характеристиками творчества и его результатами – продуктом творческой деятельности. Так, исследователи, в зависимости от своих научных взглядов, выделяют следующие критерии творчества как: новизна, общественная значимость, мотивационная составляющая, характерологические особенности субъекта творческой деятельности. Это лишь подтверждает отсутствие четкого комплекса критериев для отличия творческой деятельности от любой другой. Данный факт является перспективой для дальнейших исследований в этом направлении.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческая личность, субъект, креативность, развитие.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 307-316 (pdf)


УДК 159.955

Хахановская Т. А.

Дошкольное учебное заведение № 566 г. Києва, Киев

Мультипликационный образ как фактор негативных эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается влияние мультипликационных образов на эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональное развитие - важный этап в жизни человека, ведь эмоции играют определяющую роль в жизни каждого. Прежде всего это касается дошкольников, поскольку в их возрасте они уже серьезно встречаются с реалиями окружающего мира и так или иначе эмоционально на них реагируют. Также первый опыт эмоционального реагирования на этот мир, как правило, остается значимым в процессе взросления ребенка или и на протяжении всей ее жизни. В современных медиаобществах важным агентом развития эмоциональной сферы детей является аудиовизуальные (экранные) медиа. Дети очень любят смотреть телевизор, особенно мультипликационные фильмы. И при определенных условиях (при чрезмерно длительном пребывании перед экраном телевизора, компьютера или другого видеоустройства, при просмотре мультфильмов с элементами жестокости и агрессии и т.п.) последствия чрез¬мерного потребления этой медийной продукции могут негативно сказаться в т.ч. и на си¬туационном эмоциональном самочувствии ребенка или на развитии его эмоциональной сферы в целом. Поэтому в статье проанализированы психические особенности влияния мультфильмов и мультипликационных образов на эмоциональное состояние дошкольника. Рассмотрено основные механизмы влияния мультфильмов на развитие личности ребенка. Так же рассматривалось их негативные последствия на поведение дошкольника, ведь восприятие мира дети как раз переносят на свое поведение. Ведь именно дети дошкольного возраста очень чувствительны к внешним проявлениям окружающего мира.

Ключевые слова: эмоциональное состояние; личность ребенка; медиасреда; мультипликационный образ.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 317-324 (pdf)


УДК 159.955

Шапорда Г.С.

ГВУЗ «Николаевский политехнический коледж», Николаев

Психологическое влияние мотивационных образующих на адаптацию к учебному процессу студентов коледжей

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматриваються вопросы, касающиеся психологической сущности взаимосвязи внешних и внутренних мотивов обучения в колледже и процесса адаптации к такому обучению. Делается акцент на активизации психологических исследований моивационной сферы человека, в том числе - учебной деятельности. Кон¬статируються два аспекта мотивации обучения: внешний и внутренний и анализируется их значимость в процессе профессиональной подготовки. Акцентируется внимание на роли адаптации студентов к учебному процессу в успешном овладевании профессиональ¬ными знаниями и влиянии мотивации обучениякак одного из факторов адаптации. Проведен анализ содержания преобладающих мотивов, присущих студентам разных курсов обучения. Констатирована тенденция к уменьшению влияния внешних мотивов и варьирующее изменение внутренних мотивов при переходе на старшие курсы обучения. Установлено, что адаптация студентов у обучению возростает от курса к курсу как по внешним показателям, так и по внутренним. Подчеркивая влияние мотивации студентов к обучению на процесс их адаптации, доказана неоднозначность такого влияния по внешним и внутренним факторам. В частности, проанализировано изменение адаптации к учебному процессу на протяжении четырех лет обучения в вузе под влиянием внутренних мотивов.

Ключевые слова: профессиональное обучение, адаптация к обучению, внешняя адаптация, внутренняя адаптация, мотивы обучения, внешняя мотивация, внутренняя мотивация.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 325-335 (pdf)


УДК 159.9

Ятчук М. С.

Институт криминально-исполнительной службы, Киев

Психологические аспекты профессиональной деятельности младших инспекторов отдела надзора и безопасности учреждений исполнения наказаний

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье раскрывается психологическая проблема особенностей деятельности младших инспекторов отдела надзора и безопасности учреждений исполнения наказаний. Рассмотрены особенности конфликтов в профессиональной деятельности, профессионального общения, социально-психологического климата, социально-психологической адаптации молодых работников, негативных психоэмоциональных состояний личности младших инспекторов отдела надзора и безопасности и их психологической готовности к действиям в экстремальных условиях служебной деятельности. Выделены профессионально важные качества и умения младших инспекторов отдела надзора и безопасности учреждения исполнения наказаний. Предложены направления формирования психологической компетентности младших инспекторов отдела надзора и безопасности учреждений исполнения наказаний: развитие наблюдательности (подмечать изменения в поведении осужденных, следить за их действиями и тому подобное); развитие мышления (овладение операциями мышления – анализ, синтез, абстрагирование); развитие навыков визуальной психодиагностики (знать внешние сигналы того или иного поведения осужденного и уметь осуществлять психодиагностику личности по внешним признакам); развитие коммуникативных умений (умение устанавливать контакт с осужденными и выслушивать их, знать психологические барьеры общения и пути их преодоления, толерантное отношение к окружающим); развитие умений саморегуляции (регуляция собственных эмоциональных состояний (стресс, депрессия, апатия) и контроль поведения); развитие умений действовать в экстремальных условиях деятельности и не теряться в сложных ситуациях (способность к оправданному риску, соответствующий уровень самообладания); развитие высокой мотивации к достижению цели и внутренней мотивации к профессиональной деятельности; развитие волевых качеств (дисциплинированность, ответственность, самоконтроль и др); развитие адекватной самооценки (адекватное понимание собственных способностей, качеств, умений и возможностей).

Ключевые слова: профессиональное общение, конфликты, социально-психологический климат, профессионально важные качества, профессиональные умения.

Aktual_probl_psihol 2016, 12(22): 335-344 (pdf)