Актуальные проблемы психологии, Том 12, Выпуск 20 – 2014

АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

 

УДК 159.9

Моляко В. А.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Киевская школа психологии творчества: трансформация идейных праобразов в системе конструктологии

Язык статьи: русский

Аннотация: В статье делается первая в истории нашей психологии попытка хотя бы в общих чертах наметить хронологическую трассу зарождения и развития психологии творчества в Украине. От констатации значимости творений преподобных киевских Антония и Феодосия, Нестора Летописца, Димитрия Ростовского прокладывается твоего рода «мостик» к масштабным работам Григория Сковороды, а затем к фундаментальному творению Ивана Франка («Из секретов поэтического творчества»), которое может быть отмечено как веховое в возникшем через сто лет направлении – поэтической психологии (В.П. Зинченко, В.А. Моляко, Э.В. Киричевская) – органической составляющей общей сферы психологии творчества и творческой конструктологии. Кратко проанализированы разработки целой плеяды киевских и харьковских философов и психологов (Н.А. Бердяев, Д.Н. Овсянико-Куликовский, П.К. Энгельмейер, Г.С. Костюк, Е.А. Милерян и многие др.); эти работы также составляют органический фундамент воссозданной школы творческой конструктологии, которая в настоящее время заслужила достаточно авторитетное признание в разных сферах психологии, педагогики, медицины, информатики и др.

Ключевые слова: философия и психология творчества, киевская школа исследования творчества, конструктология.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):7-17 (pdf)

УДК 165.43:2-423.79

Алексеева Ю. А.

Институт социологии, психологии и социальных коммуникаций НПУ им. М. П. Драгоманова, Киев

Методологические основы феномена веры в философских научных источниках

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье презентуются результаты теоретического анализа философских взглядов на феномен веры с позиций гносеологического и онтологического подходов. Анализируется взаимосвязь понятия веры с другими понятиями (знания, разум, убеждения, доверие, надежда). Раскрываются психологические аспекты понимания веры. Осуществлен анализ различных аспектов взаимосвязи веры и знаний, выделены такие соотношения, как вера и разум, вера и убеждения, то есть те взгляды личности, которые основываются на вере. Отмечено связь веры и сомнений, что лежат в основе неверия. Осуществляются намерения понять веру с позиций достоверного и возможного или, другими словами, в зависимости от соотношения знаний (достоверного) и возможного (вера может рассматриваться как одна из форм гипотезы). Подчеркивается трансцендентный (надличностный) характер веры и, значит, невозможность ее изучения современными средствами науки.

Ключевые слова: вера, знания, убеждения, разум, доверие, онтологический подход, гносеологический подход

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):18-30 (pdf)

УДК 159.922

Березовая Л. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Особенности стратегий решения студентами конструктивно-технических задач

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлено исследование стратегий решения студентами конструктивно-технических задач в обычных условиях. Определены показатели проявлений стратегий аналогизирования и комбинитрования в процессе решения студентами экспериментальных задач. Рассматриваются особенности функционирования стратегий в процессе решения студентами задач на следующих этапах: изучение условия задачи, формирование и проверка замысла. Отмечается, что мыслительная стратегия проявляется уже на начальных этапах решения конструктивно-технической задачи, разворачивается в процессе поиска решения и завершается субъективным убеждением относительно правильности искомого решения. Определяется преобладание той или иной мыслительной стратегии в поисковых действиях студентов.

Ключевые слова: задача, творческая задача, конструктивно-техническая задача, стратегия.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):30-37 (pdf)

УДК 159.922

Била И. Н.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Активизация творческого восприятия на этапе детства

Язык статьи: украинский

Аннотация: Формирование сенсорного опыта, наблюдательности, перцептивных действий, стимулирование возникновения феноменов творческого восприятия дошкольников является важной задачей на этапе детства. Амплификация психического развития малыша путем расширения его многоаспектного познавательного опыта актуальна именно в сенситивном дошкольном возрасте.

В детстве важно наполнять жизнь впечатлениями, создавать условия для более глубокого освоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязь, подталкивать к видению нового, поощрять естественное стремление детей исследовать свойства и качества различных материалов, экспериментировать, изобретать.

Формирование перцептивного опыта дошкольников, сопровождение их развития предусматривает поддержку и поощрение познавательной, исследовательской активности, создание развивающей среды, способствующей активизации познания, развития чувственного опыта, перцептивных действий, творческой наблюдательности, служит условием эстетизации творческой деятельности. Непосредственное восприятие, наблюдение, расширение чувственного опыта, памяти детей новыми образами обеспечит основы их мыслительных действий, формирования суждений, рассуждений, развитие их творческой деятельности.

Действенной формой, средством развития сенсорной сферы дошкольников, стимулирования их творческого восприятия является система творческих упражнений, предусматривающих поддержку, поощрение познавательной, исследовательской активности и удовлетворение психологических потребностей данного возраста.

Применение системы творческих заданий-игр, комплекса условий и развивающих приемов обеспечит целенаправленную активизацию сенсорно-перцептивных, мыслительных процессов детей, становление их сенсорного опыта творческого видения мира.

Ключевые слова: дошкольник, творческое восприятие, стимулирования.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):38-47 (pdf)

УДК 159.955

Ваганова Н. А.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Особенности восприятия и интерпретации сюжетных картин детьми дошкольного возраста

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены результаты исследования психологических особенностей творческого восприятия дошкольниками сюжетных картин. Показано, что развитие художественного восприятия в дошкольном возрасте происходит по нескольким направлениям: развитие эстетической восприимчивости, формирование эстетических чувств и развития способности к интерпретации картин, пониманию изображенного.В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, творческий характер и предполагает обязательное получение новой информации, которое зависит от того, насколько субъект сохраняет способность видеть индивидуальные особенности в объектах. В большинстве случаев начинает доминировать обобщенность, схематичность, стереотипность восприятия, поэтому важно специально учить восприятию, так как без обучения этот процесс сохраняет слитность, неточность, синкретичность. В конце дошкольного возраста восприятие обладает следующими свойствами: предметностью, целостностью и осмысленностью; восприятие становится целенаправленным процессом, в котором выделяются произвольные действия – рассматривание, поиск, от схематического оно переходит к целостному целенаправленному наблюдению.

Ключевые слова: творческое восприятие, перцептивная деятельность, познавательная активность, субъект, предметность, целостность, осмысленность восприятия, понимание, новая информация, интерпретация картин, дошкольный возраст.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):47-56 (pdf)

УДК 159.9:796.01

Высочина Н. Л.

Научно-исследовательский институт Национального университета физического воспитания и спорта Украины, Киев

Анализ применения методов психокоррекции в спортивной деятельности

Язык статьи: украинский

Аннотация: Рассмотрены современные методы и приёмы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Определены основные направления психологического воздействия в зависимости от специфики вида спорта. Предложен комплекс психологического воздействия на спортсменов с учётом особенностей психических свойств личности. Определены перспективные направления развития психологической поддержки спортсменов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности с целью повышения эффективности её осуществления.

Ключевые слова: психокоррекция, психические свойства личности, спортивная деятельность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20): 56-64 (pdf)

УДК 629.331-051:615.85+613.6

Гаража М. В.

Украинская инженерно-педагогическая академия

Готовность кандадитов в водители к управлению автомобилем

Язык статьи: русский

Аннотация: В работе проводится анализ готовности к водительской деятельности кандидатов в водители с учетом особенностей деятельности, требований к личностной, эмоциональной и познавательной сферам. Исследования проведены в группе учащихся автошколы, группой сравнения выступили водители-профессионалы. Значимые различия между группами установлены по показателям экстраверсии, практичности, концентрации и устойчивости внимания, долговременной памяти, уравновешенности нервных процессов. Лишь 72% учащихся автошколы обладают необходимым уровнем развития индивидуальных качеств, влияющих на упешное выполнение водительской деятельности. В связи с этим необходимо проведение психологического контроля готовности кандидатов в водители к управлению автомобилем на этапе обучения в автошколе.

Ключевые слова: готовность к деятельности, кандидаты в водители, водители-профессионалы, психодиагностика, личностная, эмоциональная, познавательная сферы.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20): 64-72 (pdf)

УДК 159.9

Горбунова В. В.

Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев

Методологические основы реконструкции межсубъектной интеракции в командах

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены разные схемы анализа пространства командной интеракции сквозь призму того, насколько процедуры моделирования интерсубъектного пространства группы учитывают субъектность каждого из ее участников. Среди рассмотреных: социометрический анализ Я.Л. Морено, командная социокартография Р. Бахбуха, топология отношений К. Левина. Указывается на методологиеские ограничения, которые возникают в рамках описанных подходов в контексте авторской ценностно-ролевой модели. Предложено и обосновано преимущества использования психосемантического моделирования интеракции в командах, а именно, путем реконструкции и сведения к общему знаменателю имлицитных теорий межсубъектной интеракции членов команды в их ценностно-ролевой сущности.

Ключевые слова: интеракция, межсубъектная интеракция, команда, ценностно-ролевая модель, социометрия, социокартография, топография отношений.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20): 72-79 (pdf)

УДК 159.9

Гудинова И. Л.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Протонарративы как ценностно-смысловые регуляторы проектирования жизненных реалей

Язык статьи: украинский

Аннотация: Показано, как виртуальная реальность способна влиять на самопроектирование личности. Представлен короткий обзор нового Интернет жанра человеческого творчества в блогосфере, а именно, мотиваторы и демотиваторы (протонарративы). Обосновано само понятие протонарратив. Описаны функции мотиваторов и демотиваторов, такие как: ценностно-смысловое регулирование при создании личностного жизненного проекта, оценивание истинности моральных домен социокультурного знания, конструкторы новых реальностей и так далее. По сути, меми это чистая информация, но его функционирование имеет заметные физические и поведенческие последствия. Определены рычаги влияния протонарративов на психологию человека.

Ключевые слова: мотиватор, демотиватор, протонарратив, самопроектированеи, вера, надежда, мечта.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):79-88 (pdf)

УДК 159.923.2:351.749

Гурский В. Е.

Донецкий юридический институт МВД Украины, Донецк

Исследование развития профессионально-психологических качеств и творческих способностей работников спецподразделений МВД Украины

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена проблеме психологического и профессионального развития работников подразделений специального назначения МВД Украины. Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению психологических особенностей развития профессионально-психологических качеств работников спецподразделений МВД за счет использования таких имитационных средств, как пейнтбол, страйкбол и лазерный тир. Выявлено, что указанные имитационные средства развивают у специалистов способность к анализу ситуации, умение быстро ориентироваться, решительность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, гибкость мышления, навыки психологического воздействия, а также способствуют развитию у работников творческих способностей, повышению уровня креативного мышления, изобретательности, комбинаторных способностей, способностей к визуальному творчеству и свободе ассоциаций.

Ключевые слова: сотрудники подразделений специального назначения МВД Украины, развитие, профессионально-психологические качества, творческие способности, имитационные средства.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):89-98 (pdf)

УДК 159.955.4

Доцевич Т. И.

Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, Харьков

Абнотивность как способность к творческой деятельности преподавателя высшей школы

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены результаты анализа то ее эмпирической проверки структуры абнотивности личности преподавателя. В статье представлены теоретические подходы к понятиям «абнотивнисть», «саморегуляция», «внутренняя мотивация», «педагогическая рефлексивность», «метакогнитивная осознанность», «метакогнитивные знания и активность». В исследовании представлены корреляционный анализ показателей абнотивности с ее когнитивными (креативность и метакогнитивная осведомленность), рефлексивными (педагогическая рефлексивность, метакогнитивная осознанность), процессуально-организационными (саморегуляция и метакогнитивные активность) и мотивационными (внутренняя мотивация) особенностями в структуре метакогнитивной компетентности личности преподавателя.

Ключевые слова: абнотивнисть, саморегуляция, внутренняя мотивация, педагогическая рефлексивность, креативность, метакогнитивные осознанность, метакогнитивные знания и активность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):98-106 (pdf)

УДК 159.9

Зинченко А. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Интернет-общение как фактор когнитивных преобразовний подростков

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проводится обзорный анализ теоретических источников по проблеме когнитивных изменений подростков под влиянием интернет-общения, рассматриваются результаты эмпирических исследований. Уделяется внимание понятийному мышлению как ключевому интеллектуальному новообразованию этого возраста. Отмечается возникновении таких феноменов, как сетевое мышление, клиповое мышление, когнитивная растерянность. Обосновывается актуальность исследований составляющих виртуальной коммуникации (мотивов, содержания, интенсивности, экспрессивных средств) и их связи с познавательным развитием личности подростка. Материал статьи может быть базой дальнейших экспериментальных исследований.

Ключевые слова: интернет-общение, подростковый возраст, понятийное мышление, клиповое мышление, сетевое мышление, когнитивная растерянность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):106-115 (pdf)

УДК 159.9

КИРИЧЕНКО В. В.

Житомирский государственный университет имени И. Франка, Житомир

В поисках человеческой души

Язык статьи: украинский

Аннотация: Психологическая наука от самого начала своего зарождения пытается открыть истинную природу человека. В процессе становления психология постоянно приближалась или отдалялась от основного предмета исследования – человеческой души, которая для большинства научно-исследовательских парадигм оставалась неизведанной. В процессе научного поиска психологическим сообществом основ душевной организации, ее представляли как сумму психических процессов и состояний, рефлексы рефлексов, ценности и смыслы. На пути исследования истинной природы человека концепция поэтического мировосприятия В.А. Моляко предлагает открытие духовности человека через слово. Поэзия и искусство, в общем, представляют мировоззренческие представления общества, приобщаясь к которым человек познает и раскрывает другим гармонию собственной души.

Ключевые слова: душа, психика, искусство, поэтическое мировосприятие, духовность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):116-122 (pdf)

УДК 159.928

Киричевская Э. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Восприятие религиозной информации через символ, образ, знак

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье в рамках исследования смыслового поля религиозных форм и видов информации раскрывается значение образа, знака, символа. Опорное положение нашего исследования заключается в следующем: духовность - это продукт и результат активности и религиозного творчества личности; творчество теологическая и метафизическая. Отметим, что в контексте нашей концепции научная и религиозная интерпретации феномена творчества не противоречат друг другу, проявляя схожие принципы и общую природу творчества, выраженную в новом постижении мира. Формирование в юношеском возрасте навыки самостоятельно выявлять и осмысливать образы, знаки, символы обогащает восприятие религиозной информации, переводит его из разряда механического в разряд творческого.

Ключевые слова: творческое восприятие, религиозная информация, духовность, символ, образ, знак, метафора.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):123-131 (pdf)

УДК

Климчук В. А.

Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев

Мотивационная грамотность личности как предмет психологического исследования

Язык статьи: украинский

Аннотация Статья посвящена анализу и определению понятия «мотивационная грамотность личности», которое рассматривается, с одной стороны, в контексте развития понятий социального интеллекта и эмоциональной грамотности, а с другой – в контексте дискурсивного подхода к пониманию мотивации, согласно которому мотивация имеет дискурсивную репрезентацию в жизненном мире личности, а потому – является предметом перманентного социального конструирования, деконструирования и реконструирования. Мотивационная грамотность определяется в двух интеракционных пространствах. В пространстве монолога – это умение прочитать собственный мотивационный дискурс и готовность к его конструированию в ходе жизненного пути; умение стабилизировать или трансформировать мотивационный дискурс в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. В пространстве полилога – это умение читать мотивационный дискурс Других (его тематику); готовность к реконструкции тематики собственного мотивационного дискурса; а также умение помогать Другим конструировать новые дискурсы; умение донести к ним содержательные базисы собственного мотивационного дискурса; готовность к реконструкции собственного мотивационного дискурса на структурном уровне.

Ключевые слова: мотивация, мотивационный дискурс, мотивационная грамотность, социальное конструирование, дискурс.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):131-138 (pdf)

УДК 159.9: 159.94

Ковровский Ю. Г.

Институт государственного управления в сфере гражданской защиты, Киев

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания персонала оперативно-спасательной службы ГСЧС Украины».

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены теоретические и практические результаты исследования проблемы профессионального выгорания профилактики в условиях профессиональной деятельности персонала Оперативно-спасательной службы ГСЧС Украины, а именно опубликованы результаты формирующего эксперимента, описаны особенности проведения тренинга «Профилактика профессионального выгорания персонала Оперативно-спасательной службы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям». Определена связь с теоретическими подходами к проблемам разработки тренинговых программ. Изложено его содержание, цель и структуру, а так же определены интерактивные техники и психологические упражнения, которые использовались при проведении тренинга.

Ключевые слова: спасатель, рискоопасная профессия, чрезвычайная ситуация, профессиональное выгорание, тренинг, интерактивные техники, формирующий эксперимент, профилактика.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):138-146 (pdf)

УДК 159.922

Кривопишина Е. А.

Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности, Львов

Психологическая характеристика психосоциотипа творческой личности юношеского возраста

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического анализа психологических особенностей развития психосоциотипа творческой личности юношеского возраста; выявлено структурные составляющие психосоциотипа творческой личности; проведено констатирующие экспериментальное исследование особенностей развития психосоциотипа творческой личности в период юности; экспериментально доказано, что особенности формирования психосоциотипа творческой личности зависит от развития таких индивидуально – психологических свойств, как: высокий уровень общих творческих способностей, высокий уровень развития словесно-логического и наочно-образного типа мышления, личностной креативности, а именно высокого уровня развития воображения, сложности, любознательности и склонности к риску, а также возможности личности находиться в «Эго – состоянии ребенка».

Ключевые слова: психосоциотип, творческая личность, креативность, общие творческие способности, тип мышления, воображение, «Эго – состояние ребенка».

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):147-154 (pdf)

УДК 159.955:373.5(043.3)

Кущ А. С.

Кременчугский национальный университет имени Михаила Остроградского, Кременчуг

Психологический механизм парадоксализации понятий как способа мышления в творческой конструктологии

Язык статьи: украинский

Аннотация: Теоретическая статья, посвященная анализу особенностей психологического механизма мышления личности в процессе творческой конструктологии, приводится описание парадоксализации понятий как способа мышления. Проанализированы теоретические и эмпирические исследования мышления в творческой конструктологии, что позволило определять парадоксализацию понятий как способ реализации личностно-процессуальной модели творческого мышления. Указано, что основными составляющими процедурами парадоксализации понятий является генетическая классификация, дивергенция, конвергенция смысла, построение логического и топического выводов. В статье сделан вывод о том, что в своей интериоризованой форме парадоксализация понятий обеспечивает развитие психологического механизма самоосознания, близкого к понятию рефлексии.

Ключевые слова: парадоксализация понятий, апория, диапорема, парадокс, антиномия, антиномия-проблема, рефлексия, логика, топика, комбинаторика, личностно-процессуальная модель мышления.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):154-164 (pdf)

УДК 159.9:331.101.3

Лещенко О. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Элементы творчества в профессиональной деятельности машиниста локомотива

Язык статьи: украинский

Аннотация: Профессиональная деятельность машиниста локомотива сложная и многогранная, охватывающая несколько процессов, которые являются взаимосвязанными и продолжаются одновременно. Принятие решений является важной частью профессиональной деятельности машиниста локомотива в котором значительную роль играет профессиональное мышление. Согласно условиям в которых происходит профессиональная деятельность, принятие решения будет алгоритмизированным или поисковым. Эффективность принятия решения машинистом зависит от многих факторов, а именно: уровень развития психофизиологических свойств, эмоционально-волевое состояние работника, стаж работы, особенности мыслительной деятельности, ситуационные предпосылки выполнения профессиональных обязанностей, психологический климат в трудовом коллективе и локомотивной бригаде и тому подобное.

Ключевые слова: профессиональное мышление, творческое мышление, машинист локомотива, нестандартная ситуация, замысел, тактика, профессиональная деятельность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):164-171 (pdf)

УДК 159.9

Мойсеенко Л. А.

Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

Влияние мыслительного стиля на характер протекания процесса понимания творческой математической задачи

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы относящиеся к психологической сущности индивидуальных различий процесса понимания в творческом математическом мышлении. Описаны современные научные подходы к вопросам, связанным с психологической сущностью процесса понимания. Выделено индификационные признаки мыслительной деятельности человека в области математики. Творческое математическое мышление рассматривается как параллельное протекание трех составляющих процесса: процесса понимания, процесса прогнозирования и апробационного процесса.

Проведено анализ личностного аспекта процесса понимания как составного процесса творческого математического мышления и анализ стилевого похода к его психологической оценки. Обосновано выделение трех стилей в творческом математическом мышлении и проанализировано их действие в процессе понимания творческой математической задачи.

Ключевые слова: творческое математическое мышление, процесс понимания, личностный аспект процесса понимания стиль математического мышления.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20): 171-190 (pdf)

UDC159.923.2

Москаленко В. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Особенности содержательных характеристик структурных компонентов представлений студентов о социально успешном человеке

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье на основе результатов эмпирического исследования рассматриваются содержательные характеристики отдельных компонентов представлений студентов о социально успешном человеке; показаны отличия в содержании когнитивного, аффективного и конативного компонентов в зависимости от пола. Утверждается, что регулятивную функцию этих составляющих необходимо рассматривать относительно структурной целостности социального представления, которая образуется в результате особенностей связей и взаимоотношений этих структурных составляющих, а также между структурой как системным образованием с внешним миром человека. Сделан взвод о том, что практическое значение анализа содержательных характеристик отдельных структурных компонентов представлений студентов о социально успешном человеке состоит в том, что его можно применять в программах формирования образа социально успешного человека, которые направлены на влияние отдельных его составляющих с учётом особенностей, которые были определены в процессе эмпирического анализа.

Ключевые слова: представления о социально успешном человеке, структурные компоненты социальных представлений, когнитивный компонент, аффективный компонент, конативный компонент, гендерные отличия, студенческая молодёжь, функции целостной структуры представлений о социально успешном человеке.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):191-203 (pdf)

УДК 159. 954

Медведева Н. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Наблюдательность как индикатор творческого восприятия

Язык статьи: украинский

Аннотация: В данной работе представлены исследования психологических закономерностей творческого восприятия в русле единой стратегиально-деятельностной теории. В частности, проанализирована роль наблюдательности в творческом восприятии. Данный подход подает новый взгляд и находит свое практическое воплощение в рамках изучения проблем психологии творческого восприятия. Восприятие, как и другие психические процессы, рассматривается в контексте обусловленных когнитивных процессов. В частности, восприятия исследуется в структуре познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отражающую объективный мир, превращая его в свой субъективный образ, где ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В процессе познания окружающей действительности процесс восприятия может перейти в наблюдение, которое характеризуется как целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность и который является наиболее развитой формой сознательного восприятия. Изобразительное искусство всегда связано с преобразованием реальности в новую форму – это называется преобразующим видением, которое в данной работе анализируется как трансформация восприятия. Особенностью трансформации восприятия есть определенные закономерности, которые заключаются в актуализации мыслительных стратегиальных действий, которые имеют проявление в разных типах преобразования.

Ключевые слова: образ, преобразующее видение, наблюдательность, созерцание, восприятия, творческое восприятие, художественное восприятие, перцепция, творчество, трансформация восприятия, внимание.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):203-213 (pdf)

УДК 159.943

Музыка А. Л.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Взаимодействие потребностей и способностей в развитии творчески одаренной личности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье обосновывается положение о ведущей роли потребностной сферы человека в становлении определенного личностного типа, в частности творчески одаренной личности. Предлагается авторская классификация потребностей творчески одаренной личности. Анализируются социальные (в признании), когнитивно-творческие (познавательная потребность, потребности в развитии, в творчестве), экзистенциальные потребности (в субъектности, в самоидентичности, в смысле жизни). Особенности удовлетворения потребности в признании, осознанные характеристики собственных познавательных потребностей, потребности в развитии способностей и собственной творческой направленности становятся для творчески одаренной личности основой собственной личностной идентичности, которую она постоянно совершенствует и отстаивает в жизни и в творчестве.

Ключевые слова: одаренная личность, творческие способности, тип личности, развитие, потребность в признании, познавательно-творческие потребности, экзистенциальные потребности.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):213-228 (pdf)

УДК 159.9.075

Мул С. А.

Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев

Психологическая модель готовности офицера-пограничника к профессиональной деятельности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирических исследований готовности, на основе которых выстроена модель психологии готовности офицера-пограничника к профессиональной деятельности, как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями, которые влияют друг на друга и определяют конечную цель охраны государственной границы – ее неприкосновенность и эффективность пограничной деятельности. Формирование готовности к профессиональной деятельности проходит через внутреннее равновесие, мобилизацию опыта, чувств, направленности профессиональной деятельности. Готовность личности офицера порождает характеристику офицеров по различным типам психологической готовности активного, самодостаточного, исполнительского.

Ключевые слова: готовность, модель, компонент, блок, деятельность, объект, личность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):228-237 (pdf)

УДК 159.922.7

Мусияка Н. И.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

К проблеме оценочных отношений в психологической теории самосознания П.Р. Чаматы

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрена проблема оценочных отношений в теории самосознания П. Р. Чаматы. Раскрыт генезис становления оценочной и самооценочной сфер детей дошкольного и школьного возраста. Осуществлен психологический анализ становления оценочной и самооценочной сфер в контексте генезиса самосознания ребенка. Охарактеризованы содержательная и генетическая линии становления оценочных отношений в структуре самосознания. Проанализированы пути появления у ребенка способности к оценке и самооценке. Раскрыт механизм становления оценочного отношения к себе и другим в процессе онтогенеза. Зафиксирована зависимость отношения ребенка к самому себе от оценочного отношения к нему других людей. Определена доминирующая роль оценочных отношений на всех этапах онтогенетического развития человека.

Ключевые слова: генезис, личность, оценка, оценочные отношения, самооценка, самосознание, эффективность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):237-245 (pdf)

УДК

Найдёнова Л. М.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологические особенности восприятия экранной информации

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализирована проблема восприятия экранной информации, определено понятие и типы экранной информации (текстовой, графической, видеоинформации, мультимедийной). Представлен обзор исследований восприятия экранной информации в различных отраслях и обозначены психологические особенности такого восприятия. Выяснены особенности восприятия специфической и неспецифической информации с различных носителей. Рассмотрены принципы построения информационного сообщения для наиболее эффективного восприятия его с экрана. Определены перспективные вопросы для исследования проблемы, а именно сравнительные аспекты восприятия различных типов информации с экрана и в реальности, возрастные особенности восприятия экранной информации, исследование особенностей восприятия информации с помощью экранов с различными характеристиками (размер экрана, технические особенности устройства, наличие сенсорного отклика).

Ключевые слова: восприятие, визуальное восприятие, межличностное восприятие, экран, экранная информация.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):245-255 (pdf)

УДК 159.922.736.4

Опанасюк И. В.

Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, Ивано-Франковск

Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи составляющих EQ у старшеклассников

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье на основе теоретико-эмпирического анализа рассмотрены смысловые характеристики эмоционального интеллекта и его составляющих. Особенный интерес представляет выделенный автором старший школьный возраст, который характеризуется качественными превращениями эмоциональной сферы старшеклассника. Гибкость всех психических процессов, высокая сенситивность, интерес к сфере своего внутреннего мира является основой сознательного развития EQ. Проведено психодиагностику развития EQ старшеклассников и проанализировано корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта: понимание своих и чужих эмоций; управлением своими и чужими эмоциями; межличностным и внутриличностным аспектом эмоционального интеллекта; эмоциональной осведомленностью; самомотивацией; эмпатией; распознаванием эмоций других.

Ключевые слова: эмоция, эмпатия, самомотивация, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, распознавание эмоций других.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):256-265 (pdf)

УДК 316.35-051: 615.851+159.942.5

Панченко О. А.1, Панченко Л. В.2, Садчікова Е. Г.2, Минакова Е. Н.2

1Национальная академия последипломного образования им. П. Л. Шупика, Константиновка

2Государственное учреждение «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины», Константиновка

Психодиагностика и психокоррекция эмоционального выгорания у социальных работников

Язык статьи: русский

Аннотация: В работе приводятся данные психодиагностического исследования социальных работников Территориального центра социального обслуживания на наличие эмоционального выгорания. Приведен анализ полученных данных. У 18% не диагностирован, у 67% в стадии формирования, у 15% синдром эмоционального выгорания сформирован. По результатам психодиагностики разработан тренинг по профилактике эмоционального выгорания для данного контингента. Тренинг был направлен на: ознакомление участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное выгорание; отработку умений и навыков психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние; умение организовывать свое время для собственного саморазвития.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, социальные работники, психодиагностика, психологический тренинг.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):266-273 (pdf)

УДК 159.943

Плохіх В. В.

Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Одесса

Темпоральный параметр психологической готовности к экстренным действиям

Язык статьи: украинский

Аннотация: Темпоральный параметр психологической готовности к экстренным действиям рассматривается как наименьшее время смены одной актуальной установки на другую с соответствующим изменением структуры психологической системы деятельности реагирования на появление объекта. По результатам экспериментального исследования, в котором испытуемыми решалась специальная задача, объединявшая простую сенсомоторную реакцию и реакцию выбора, были определены количественные значения темпорального параметра в мужской и женской экспериментальных подгруппах. Установлена значительная вариативность темпорального параметра готовности к экстренным действиям в подгруппах испытуемых при отсутствии статистически значимых различий в его средних значениях между мужчинами и женщинами.

Ключевые слова: темпоральный параметр, экстренное действие, установка, время реакции, система деятельности, операциональные психические механизмы.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):274-283 (pdf)

УДК 159.947.5

Подшивайлов Ф. М.

Институт одаренного ребенка НАПН Украины, Киев

Соотношение мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач: от биполярности в теории к квадриполярности на практике

Язык статьи: русский

Аннотация: В статье рассматривается современная квадриполярная модель мотивации достижения. На основании результатов обширного эмпирического исследования студенчества расширяются представления о мотивационных типах. Установлено, что с квадриполярной моделью мотивации достижения наиболее соотносятся следующие психологические характеристики: адаптивность, тревожность, организованность, перфекционизм, уровень учебной мотивации. Показаны возможности квадриполярной модели в построении типологии студентов. Описаны зарисовки психологического портрета мотивационных типов. Намечены перспективы дальнейшего исследования: расширение категорий исследуемых, проверка влияния половозрастных параметров или условий окружающей среды на формирование того или иного мотивационного типа, исследование возможностей оптимизации некоторых психологических характеристик и многое другое.

Ключевые слова: квадриполярная модель мотивации достижения, мотивационная сфера, мотивационные типы, типология студентов.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):284-293 (pdf)

УДК 316.6: 33

Радченко Н. И.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологические особенности профессиональной самодетерминации будущих специалистов экономического профиля

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены психологические особенности профессиональной самодетерминации будущих специалистов экономического профиля, связанные со специализациями в сфере экономической психологии, которые предусматривают самостоятельное изучение ими психологических явлений в производственных отношениях на основе научных достижений социальной психологии, организационной психологии, психологии труда и экономической науки. Рассмотрена интегративная самодетерминация профессионального развития личности на основе идеи ментального архетипа и мировоззренческого пространства народного хозяйства как важнейшей системы, определяющей способ, которым общество удовлетворяет материальные потребности людей. Приведено основное содержание профессиональных Я-концепций, которые являются факторами самодетерминации специалистов экономического профиля в будущем, которые способствуют становлению готовности к самостоятельной деятельности в профессиональной сфере в условиях рыночных отношений.

Ключевые слова: экономическое сознание, психолого-экономическая подготовленность, инновационное экономическое мышление, экономическая антиципация.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):294-302 (pdf)

УДК [159.9:32] (075)

Траверсе Т. М.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев

Интуиция в процессе формирования гипотезы решения политических задач

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается интуиция как компонент политического мышления в процессе формирования гипотезы решения политических задач. Динамика и развитие интуитивной составляющей в понимании политики имеет тенденции и зкономерности как в профессиональном политическом мышлении, так и в непрофессиональном. В частности общими свойствами являются неосознанность, свёрнутьсть, внезапность решений которые возникают и непосредственность их усмотрения. Как компонент политического мышления интуиция имеет проявление на всех уровня понимания и характеризуется теми же механизмами, что и понимание.

Ключевые слова: политическое мышление, интуиция, политическая задача, профессиональное политическое мышление, непрофессиональное политическое мышление.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):303-311 (pdf)

УДК 159.9

Третяк Т. Н.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Творческое восприятие информации учениками в условиях ее дефицита

Язык статьи: украинский

Аннотация: Подчеркивается, что материальной оболочкой восприятия условия задачи есть трансформация ее начальных условий в искомые условия. Формулируются требования к экспериментальным заданиям, которые могут быть реализованы с целью изучения влияния неблагоприятных факторов (дефицита информации) на процесс восприятия условия творческой задачи. Анализируется диагностический потенциал задач на свободное конструирование. Рассматриваются особенности проявления двух основных типов творческого восприятия учениками информации при решении экспериментальной задачи. Первый тип характеризуется тенденцией к анализу испытуемым условия задачи с позиции технического конструирования. При реализации второго типа творческого восприятия информации замыслы решения задачи строятся не на основе условий, заданных в задачной ситуации, а исходя из опыта, знаний, умений, навыков, мотивационной сферы решающего задачу, которые находят проекцию в определенных элементах условия задачи.

Ключевые слова: творческое восприятие, задача на свободное конструирование, информация, начальные условия задачи, искомые условия задачи, стратегия, трансформация информации, типы и уровни творческого восприятия информации.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):312-322 (pdf)

УДК 159.922.6

Филенко И. А.

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды, Харьков

От адаптации к жизнетворчеству: исследование конструкта социальной креативности

Язык статьи: украинский

Аннотация: Проведено изучение феномена социальной креативности у лиц среднего взрослого возраста. Определены показатели, характеризующие аспекты творческого поведения субъектов в процессах преодоления сложных социальных ситуаций. Исследованы взаимосвязи между компонентами креативности и психологическими характеристиками, связанными с особенностями социально-психологической адаптации испытуемых. Определено, что конструкт социальной креативности может быть представлен тремя компонентами – положительная эмоционально-деятельностная вовлеченность, убежденность в возможности контроля, инсайт, – которые также являются сходными с базовыми характеристиками автотелических личностей, которые обладают способностями реализовывать в своей деятельности состояние потока.

Ключевые слова: социальная креативность, жизнестойкость, вовлеченность, внутренний контроль, инсайт, автотелическая личность.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):323-335 (pdf)

УДК 159.922

Чеботова Я. В.

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды, Харьков

Креативность как личностная характеристика студента-дизайнера

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье анализируется сущность понятия «креативность» в отечественной и зарубежной психологической литературе, выявлены составляющие творческого потенциала личности. Отмечается, что креативность является существенной составляющей характеристики готовности личности студента-дизайнера к творческому процессу. Успешность творческой деятельности в сфере дизайна предполагает сформированность психологических процессов, способных обеспечить решение специфических творческих задач наиболее продуктивными методами. Показано, что работа предполагает теоретическое и экспериментальное исследование структуры креативного процесса в дизайне, разработку учебно-методологических материалов на основе полученных эмпирических результатов. Методы активизации творческого процесса в дизайн-проектировании существенно повышают его креативность и продуктивность и влияют на уровень сформированности условий психологической готовности к творческой деятельности в конце обучения.

Ключевые слова: креативность, творчество, личность, дизайн, проектирование, инновации.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):336-341 (pdf)

УДК 159.922.4

Шапаренко Ю. В.

Киевский университет имени Бориса Гринченко, Киев

Теоретические основы исследования этнического самосознания в зарубежной социальной психологии

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению понятия этнического самосознания как главного признака и условия существования этнической группы. В статье обосновано необходимость исследования феноменов «этничности», «этнического самосознания» и «этнической идентичности» в контексте современных зарубежных подходов. Раскрыта сущность этнического самосознания как социально-психологического феномена в современном поликультурном пространстве. Обработано теоретико-методологические основы изучения этнического самосознания, что составило основу для определения параметров эмпирического исследования. Осуществлена категоризация понятия «этнического самосознания» путем сопоставления со смежными понятиями «этничность» и «этническая идентичность», которые позволяют лучше понять его сущность. Представлена структура этничности в совокупности эмоционально-волевого, когнитивного и поведенческого компонентов. Определена возможность этнических изменений под влиянием индивидуальных, экономических и политических факторов.

Ключевые слова: этническое самосознание; этничность; этническая идентичность; самокатегоризация; этническая группа; этнические границы; социальная группа; социально-психологическая группа; социальные отношения; социокультурный контекст.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):342-350 (pdf)

УДК159.9.072.43: 378.147

Шаркова С. Ф.

Национальная металургийная академия Украины, Днепропетровск

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Результаты проведения комплексной программы развития межкультурной компетенции личности в процессе овладения навыками иностранного языка

 

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье подчёркивается актуальность вопроса мультикультурного образования. Автором предложена программа развития межкультурной компетентности личности в процессе обучения иностранному языку. В статье представлены результаты экспериментального исследования, проведённого в поликультурных группах студентов. Проанализированы особенности развития коммуникативно-социальных навыков студентов контрольных и экспериментальных групп по таким параметрам, как тип и направленность реакций, коэффициент конформности. Проанализированы отличия между представителями разных стран. Подчёркивается необходимость развития потребности в творческой деятельности, побуждающей субъектов обучения к исследовательской деятельности, в рамках чего процесс усвоения иностранного языка «уводится в тень» в акт социального взаимодействия.

Ключевые слова: поликультурная группа студентов, обучение иностранному языку, межкультурная компетенция, психосоциальное развитие, типы реакций, направленности реакций, коэффициент конформности.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):350-358 (pdf)

УДК316.28 : 159.943.7 – 057.875 (045)

Шатило Ю. П.

Национальный авиационный университет, Киев Диагностика коммуникативных навыков ведения переговоров у студентов-международников

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье выделены компоненты структуры коммуникативных навыков ведения переговоров у студентов-международников, учитывая специфику деловых переговоров. Представлена система методов и методик для диагностики уровня развития коммуникативных навыков ведения переговоров и результаты эмпирического исследования, отражающие уровень развития навыков ведения переговоров у студентов-международников.

Ключевые слова: коммуникативные навыки ведения переговоров, структурные компоненты, студенты-международники, констатирующая диагностика.

Aktual_probl_psihol 2014, 12(20):358-366 (pdf)