Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 11. Психология личности. Психологическая помощь личности. Выпуск 18 – 2018
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Актуальные проблемы психологии, Том 11, Выпуск 18 – 2018
АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ПРО АВТОРОВ
УДК 159.922.73
Гаврищак Л.И.1, Максимова Н.Ю.2
1Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко
2Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев
Язык статьи: украинский
Статья посвящена проблеме формирования личности ребенка в семье и его связи со степенью гармоничности отношений. Рассматривается социальная ситуация развития ребенка в случае нарушения гармоничности отношений в семейной системе. Показано, что отсутствие гармоничности отношений приводит к невозможности удовлетворения базовых социальных потребностей ребенка. Определены базовые социальные потребности ребенка: потребность в безопасности, потребность в признании, в безусловной любви, учитывание возрастных особенностей, потребность быть собой, потребность в познании. Раскрыто влияние дисфункций в семье, определены механизмы возникновения искажений в личностном развитии и показан процесс их становления в результате нарушений гармоничности отношений в семье.
Ключевые слова: гармоничность, отношения, семья, личность, потребности, ребенок, девиации, развитие, механизм.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):5-21 (pdf)
УДК 159.923
Грибок А.А.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье раскрыта сущность феноменов психического здоровья психологической стойкости (устойчивости) как факторов психологического обеспечения служебной и боевой деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Украины. Осуществлен анализ научно-психологической литературы по проблеме психологической устойчивости.
Определена сущность и содержание понятия "психическое здоровье", "психологическая стойкость (устойчивость) и готовность военнослужащих Вооруженных Сил Украины", выделены их структурные компоненты.
Проанализированы понятия готовности военнослужащих к действиям в экстремальных условиях. Определены внешние признаки психологической готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач. Показано, что состояние психического здоровья военнослужащего является главным рычагом в формировании его поведения в сложной, экстремальной ситуации и детерминирована уровнем его стрессоустойчивости.
Ключевые слова: психическое здоровье, военнослужащий, экстремальные условия, адаптивность, психологическая устойчивость, готовности к действиям, емоционально-волевой компонент, познавательный компонент, индивидуально-профессиональный компонент, психологическая готовность, стресс, стрессоустойчивость.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):21-46 (pdf)
УДК 159.923.2
Грись А.М.1, Максименко М.Ю.2, Моторная Т.М.3
1 Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
2 МАУП, Киев
3 МАУП, Киев
Язык статьи: украинский
В статье раскрыта сущность и содержание психологических факторов самоактуализации личности в период взросления. В частности раскрыты взгляды представителей как классических научных подходов, так и новых концепций, раскрывающих процессуальные характеристики и механизмы, обеспечивающие раскрытие личностного потенциала. Именно благодаря этому процессу индивид приобщается к обществу, гармонично и сбалансировано раскрывается в нем, осуществляя возможности развития своего «Я».
Отмечается, что именно в период взросления вопрос самоактуализации личности предстают как наиболее актуальны. Ведь в течение взросления, вместе с новыми социальным обязанностями и правами, личность получает тот же ресурс, который необходим для становления ее самости и поиска собственного Я.
Среди современных психологических концепций особенно выделяется изучения человека как целостности, как субъекта собственной жизни, обладает большим потенциалом для открытия новых перспектив в развитии аутопсихологическая компетентности. Именно благодаря субъектному рассмотрения личности в рамках психологии появляются новые перспективы и возможности исследования самоактуализации личности. Сделан вывод о том, что самоактуализация в психологических исследованиях трактуется как процесс реализации себя, воплощение самого себя, базирующаяся на поиске и утверждении своего особого неповторимого пути, своих индивидуальных ценностей и смысла собственного существования в каждый момент времени.
Ключевые слова: личные, самоактуализация, юношеский возраст, мотивация, цель, самореализация, самосовершенствование.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):46-64 (pdf)
УДК 159.942.2
Грись А.М.1, Травенко О.С.2
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты теоретического анализа стилевого подхода к личностным характеристикам интегральной индивидуальности как целостной иерархической системы. Рассмотрены стили как один из уровней детерминации личностных черт и регуляторов поведения личности и при большом многообразии внешних проявлений, показано общие, родовые свойства. Несмотря на наличие в стилях общих родовых признаков, освещен широкий спектр и разногласий в понимании стилей. Освещены предметные области стилей, а именно эмоциональной, интеллектуальной, деятельностной. Описаны разновидности эмоциональных стилей и их различные подходы к их определению. Подчеркнуто, что эмоциональные стили и эмоциональный интеллект это не столько два разных предмета, сколько различные подходы и различные научные традиции в изучении эмоциональных стилей, с одной стороны, когнитивных и ценностных регуляторных механизмов, с другой. Доказано, что разным людям свойственны различные эмоциональные стили, которые представляют собой совокупность эмоциональных реакций и переживаний, которые различны по своим видом, интенсивностью.
Ключевые слова: эмоциональные стили, индивидуальный стиль, личностные черты.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):64-82 (pdf)
УДК 378. 091 : 159. 9
Калмыков Г.В.
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды
Язык статьи: украинский
В статье рассматривается проверенный в эмпирическом исследовании подход к решению современной проблемы, связанной с реализацией стандартов высшего образования и обоснованием теоретико-методологических основ и понятийной структуризации экспериментальной образовательно-профессиональной программы у будущих психологов профессионально-речевой деятельности и коммуникативной компетентности. Предложенная автором концепция основана на принятой в последнее время во многих странах мира компетентностной парадигме и предполагает учет как при разработке этой развивающей программы, так и ее внедрении в реальный образовательный процесс университетов специфики феноменов («знание», «умение», «навыки», «деятельность», компетенция», «компетентность» и др.), определяющих суть идеи достижения компетентностного эффекта – действительной результативности высшего психологического образования.
Ключевые слова: профессиональная речь, коммуникация, декларативные знания, процедурные знания, профессиональные умения и навыки, компетенция, компетентность, деятельность психолога.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):82-103 (pdf)
УДК 159. 37.015.3
Максим О.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г.Киев
Язык статьи: украинский
В статье показано, что ресоциализацию можно рассматривать как один из самых сложных социальных процессов, направленный на преодоление десоциализации личности, то есть восстановление лицом качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе, усвоение новых ценностей, социальных ролей и навыков взамен утраченных, деформированных или несостоявшихся, переориентация социальной направленности развития личности путем включения ее в новые, положительно ориентированные межличностные отношения и виды деятельности.
Формирование ценностных ориентаций имеют различные по содержанию особенности: интериоризация ценностей, строительство иерархии ценностей, определение направленности, коррекция поведения и формирование необходимых ценностных ориентаций, обеспечение психологических, коммуникативных и методических условий.
Определено, что формирование ценностных ориентаций происходит в единстве трех психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации. С их помощью личность воспринимает ценность, присваивает ее, превращая в собственную, и будучи усвоенной, транслирует через действия, поведение в виде ценностных ориентаций.
Ключевые слова: девианты, социализация, десоциализация, ресоциализация, стадии ресоциализации, ценностные ориентации.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):103-123 (pdf)
УДК 37.015.3316.614
Максим О.В.1, Рябовол Т.А.2
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г.Киев
2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г.Киев
Язык статьи: украинский
В статье освещены социально-психологические аспекты работы по адаптации девиантов к современному социокультурной среде. Приведены принципы и задачи социально реабилитационной работы, в частности по формированию адаптивных моделей поведения.
Статья раскрывает методические рекомендации разработанные на основе исследований особенностей эмпатии и саморегуляции детей младшего школьного возраста. Доказано, что психолого-педагогическая коррекция эмпатии дезадаптированных школьников может осуществляться при условии объединения усилий школьного психолога, учителя и родителей при ведущей функции школьного психолога. Она включает: оптимизацию отношений в школьной социальной среде на всех уровнях; привлечение взрослых и детей к единому процессу, который позволяет обмен опытом и создает безопасную среду для всех участников; содействие удовлетворению основных социальных потребностей каждого ученика; стимулирование собственной социально направленной активности каждой группы.
Ключевые слова: девианты, реабилитационной работа, эмпатия, саморегуляция, дезадаптированные школьники.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):123-142 (pdf)
УДК 159.922.73 : 614.876
Максимов Н.В.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрена проблема определения условий для успешного процесса адаптации человека к социуму. Показано, что личный опыт человека отображается в наративном самовысказывании, основу которого составляет автобиографические события, которые символично объединяют часть окружающей объективной действительности и одновременно часть личного субъективного бытия человека. Определено, что на разных возрастных периодах наративы имеют свое особенное строение и содержательные характеристики, в которых оказываются личностные качества исследуемого и его мировосприятие. Экспериментально доказано, что наратив отображает уровень адаптации человека к социуму, следовательно, его можно использовать в качестве метода диагностики.
Ключевые слова: процесс адаптации, личностный опыт, наративный саморассказ, диагностика.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):142-158 (pdf)
УДК: 159.923.2
Мисенг Д.В.
Институт социальной и политической психологии НАПН Украины
Язык статьи: украинский
Статью посвящено проблеме операционализации понятия стиля жизни личности в рамках общепсихологического подхода. Стиль жизни определено как характеристику жизнедеятельности личности, что проявляется в регулярных паттернах поведения на разных уровнях этой жизнедеятельности. Детально описано особенности проявления стиля жизни на таких уровнях жизнедеятельности, как уровень общего характера взаимодействия личности и мира, уровень конструирования личностных стратегий и тактик жизнедеятельности, уровень культурных преференций. Предложен и описан психодиагностический инструментарий для диагностики стиля жизни личности на каждом из выше указанных уровней проявления стиля жизни личности.
Ключевые слова: стиль жизни личности, операционализация понятия стиля жизни, общепсихологический подход, взаимодействие личности и мира, жизненные стратегии, жизненные тактики, культурные преференции.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):158-177 (pdf)
УДК 159.91
Оверчук В.А.
Донецкий национальный университет имени Василия Стуса
Язык статьи: украинский
Статья посвящена изучению копинг-поведения и защитных механизмов личности в преодолении кризисных состояний. Копинг охватывает широкую сферу, от бессознательных психологических защит к осознанному и целенаправленному умению справиться со стрессовыми и тревожными ситуациями. Существует тесная взаимосвязь копинга и механизмов психологической защиты. Близость понятий копинга и механизмов психологической защиты предопределяет необходимость их разграничения. Защитные механизмы, с целью преодоления психологического напряжения и тревоги, в большинстве случаев искривляют, искажают информацию. Копинг-стратегия вырабатывается осознанно, побуждая личность приспособиться, справиться, преодолеть проблемные ситуации или избежать их последствий. Понятие «механизмы психологической защиты» и «механизмы овладения» (копинг-поведение) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации, дополняющие друг друга.
Ключевые слова: кризисные ситуации, преодоление кризисных ситуаций, психологическая адаптация, копинг-стратегия, копинг-реакция, копинг-поведение, механизмы психологической защиты.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):177-192 (pdf)
УДК 159.923.33
Павлюк М.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье обоснованно опыт разработки технологий развития самостоятельности будущего специалиста. В частности речь идет о применении личностно-развивающих и субъектно-ориентированных психолого-педагогических технологий в процессе формирования автономной, независимой, самостоятельной поведения студента.
Предложена технология развития самостоятельности будущего специалиста, позволяет психологу активно участвовать в своем профессиональном становлении, ставя цель-достижение «акме»-вершины, расцвета профессионализма. Использованы интеграционные технологии, имеющие целью объединения различных самостоятельных разделов дисциплин, в комплексно целевую, организационно-содержательную основу развития самостоятельности будущего специалиста.
Сделан вывод о том, что развитие специалиста-психолога осуществляется в личностно-деятельностного, индивидуально-творческом контексте при условии не только интеграции базовых профессиональных знаний, умений и навыков, но и при осуществлении диагностики, самодиагностики, проектирование, самопроектирования личности будущего специалиста. Это условие позволяет, используя активные методы, виды и формы психологической подготовки, развивать адекватную самооценку личности студента, внутришнюю мотивацию, его самоконтроль, самореализацию, самокоррекции, саморазвитие.
Подчеркнуто, что интеграционная технология личности не только приобретать профессиональной компетентности, личностно-функциональной, поведенческой готовности к деятельности, но и позволяет ей проектировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное саморазвитие.
Ключевые слова: самостоятельность личности, технологии развития, опыт, осознание, свобода, инициативность.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):192-209 (pdf)
УДК 316.483
Павлюк М.М.1, Архипенко Н.Н.2
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
2Межрегиональная академия управления персоналом, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье описаны общие тенденции и специфические особенности супружеских конфликтов. Раскрыты современные подходы к изучению супружеских конфликтов в условиях системных изменений в обществе; выяснено ключевую роль расширенных семейных отношений; определены важнейшие причины супружеских конфликтов, а также конфликтов в семье в целом; выявлено негативные эмоциональные последствия конфликтов в виде дискомфорта, стрессов, депрессий, которые несут в себе семейные конфликты.
Представлен анализ механизма возникновения и развития супружеских конфликтов. Даются основные сведения о структурных теории личности, механизмы психологической защиты и их роль в супружеских конфликтах. Рассматриваются также конфликты, причиной которых является дисгармония в семейных отношениях.
Сделан вывод о том, что сущность супружеских конфликтов заключается в обострении противоречий при несогласованности взглядов, разногласия мотивов поведения супругов. Столкновение несовпадающих взглядов и интересов, целей и т.п., проявляются в ситуации супружеского конфликта.
Подчеркнуто, что в зависимости от степени решения конфликта, адекватности выбранных способов ее решения и мотивации могут быть как разрушительные (деструктивные), так и творческие (конструктивные) последствия решения семейных конфликтов.
Ключевые слова: супружеские конфликты, семейные отношения, интересы, причина, творчество.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):209-226 (pdf)
УДК 159.944
Павлюк М.М.1, Журавская Д.C.2, Климишина Н.3
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
2Межрегиональная академия управления персоналом, г. Киев
3Межрегиональная академия управления персоналом, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрены факторы профессиональной деятельности, которые могут привести к профессиональному выгоранию. Представлены результаты теоретического анализа исследования проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Раскрыто сущность понятия «эмоциональное выгорание», освещено содержание практических рекомендаций по профилактике и преодолению эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Подчеркнуто, что эмоциональное выгорание является приобретенным стереотипом эмоционального, чаще всего профессионального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Акцентировано внимание также на дисфункциональных последствиях, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности и отношениях с другими людьми.
Охарактеризованы проявления эмоционального выгорания: стремление создать эмоциональную дистанцию в отношениях с окружающими и таким образом избежать истощения, развитие негативной установки в отношении собственных профессиональных достижений.
Сделан вывод о том, что выгорание развивается постепенно, поэтому в процессе его изучения нужно охватывать именно его процесуальные аспекты. Оно начинается без предупреждения, к конкретному моменту развивается медленно, латентно, а затем внезапно и неожиданно у человека появляется ощущение истощения. При этом она сама не может связать это разрушительное переживание с какой-либо конкретной стрессовой событием.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, сочувствие, стрессоустойчивость, самоотношение.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):226-244 (pdf)
УДК 159.923.5
Павлюк М.М., Куницкая О.А., Журавская Д.С.
1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
2Межрегиональная академия управления персоналом, г. Киев
3Межрегиональная академия управления персоналом, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрены психолого-педагогические условия эффективности профориентационной деятельности. Раскрыта взаимосвязь профессионального самоопределения с профессиональной ориентацией. Обосновывается необходимость понимания личности старшеклассника как субъекта профессионального самоопределения.
Представлены основные аспекты профориентационной работы: социально-экономический, психолого-педагогический. Описаны способы выбора профессии: метод проб и ошибок, поиск вслепую, попытки своих возможностей в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, обеспечит тебя не только достойным существованием, но и радостью от процесса работы и ознайомленняя с миром профессий, изучение требований профессии к человеку и соотнести их со своими особенностями.
Сделан вывод о том, что выбор профильного обучения одна из важных звеньев формирования готовности к сознательному выбору профессии, представляет собой сложное комплексное образование взаимосвязанных и объединенных убеждениями морально-волевых качеств личности, способов поведения, знаний о профессиях, практических умений и навыков, сложившихся в соответствии с требованиями общества и возможностями учебно-воспитательного процесса в школе.
Подчеркнуто, что введение профильного образования в Украине профилирование дает положительные результаты только в единстве с профориентацией и возможна в сочетании с фундаментальностью знаний и с учетом отечественного культурно - исторического опыта.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное обучение, интерес, учебная деятельность, профессиональный выбор.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):244-259 (pdf)
УДК 159.9.316.6
Петренко И.В.
Институт социальной и политической психологии НАПН Украины
Язык статьи: украинский
Статья посвящена изучению особенностей использования социально-психологических коммуникативных технологий и применения коммуникативно-технологического подхода к урегулированию социальных конфликтов в сфере образования. Уточнено понятие социального конфликта, определены допустимые границы его проблемного поля. Апробирована технология социально-психологической диагностики и социально-психологического проектирования коммуникативных процессов в образовательном пространстве. Представлен алгоритм планирования процедуры фокусированной беседы. Описаны эффекты общения, которые были выявлены в результате применения социально-психологической коммуникативной технологии в образовательной среде.
Ключевые слова: личность, коммуникативно-технологический подход, социально-психологическая коммуникативная технология, ORID-модель, межличностное взаимодействие, урегулирование социального конфликта, пространство образования.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):259-274 (pdf)
УДК 331.102.24:364
Раевская Я.Н.
Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко
Язык статьи: украинский
Технологии организации профессиональной коммуникации в социальной работе
Социальная работа – настоятельное веление времени, а украинское общество в ходе своей следующей трансформации долго будет чувствовать острую потребность в квалифицированных специалистах для ее повсеместного, умелого и эффективного осуществления. В данной статье затронута проблема систематизации форм и технологий профессиональной коммуникации в социальной работе. Рассмотрены классические модели коммуникации и выделены критерии для анализа профессиональной коммуникации. Приведены содержание основних ведущих форм профессиональной коммуникации в социальной работе.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, предмет коммуникации, формы профессиональной коммуникации, уровни профессиональной коммуникации, технологии профессиональной коммуникации.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):274-287 (pdf)
УДК 159. 923
Рябовол Т.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
Язык статьи: украинский
В статье изложены результаты эксперимента формирования функции прогноза у подростков-девиантов. Выявлена связь недоразвития функции прогноза с такими нарушениями когнитивной сферы как: искривление в восприятии, запоминании и обработке информации, осмыслении а также использовании полученных результатов. Описаны качественные характеристики восприятия и осмысления прошлого и настоящего и ожиданий от будущего. В статье указано на искажение в развитии социальноперцептивних способностей у этих подростков.
Приведены основные направления комплексной программы, как механизма ресоциализации, разработанной на основе результатов исследования. Сообщается, что в процессе эксперимента сформировано умение ставить цели и планировать жизнь. Представлены результаты повторного опроса, которые подтверждают положительную динамику показателей социального интеллекта и смысложизненных ориентаций. В работе была использована новая методика «Лист самоанализа», разработанная Т. Рябовол, Л. Скабой.
Ключевые слова: подростки правонарушители, временная перспектива, прогностическая функция, целеполагания, планирования, критическое мышление.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):287-305 (pdf)
УДК 159.9
Ткаченко Н.В.1, Косикова Е.С.2
1Днепровський национальный университет имени Олеся Гончара, Украина
2Днепровський национальный университет имени Олеся Гончара, Украина
Язык статьи: украинский
В статье осуществлен теоретический анализ научной литературы о рассмотрении феномена прокрастинации в ходе которого установлено, что одной из наиболее разработанных в отечественном и зарубежном научном сообществе есть проблематика академической прокрастинации, что является присущей для всех лиц, занимающихся учебной деятельностью (но преимущественно для студентов). Также, на основе эмпирического исследования, в выборку которого вошли студенты Днепровского национального университета имени Олеся Гончара (70 человек), было установлено, что чем более выражены у студентов младших курсов такие личностные характеристики как стремление к достижению успешных результатов в процессе деятельности; целеустремленность, настойчивость и добросовестность в выполнении заданий; открытость новому опыту и саморазвитие личности, тем ниже будут показатели академической прокрастинации.
Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, прокрастинатор, студенчество, откладывание дел на потом, личностные факторы.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):305-326 (pdf)
УДК 159. 947(075)+ 316.628
Филоненко Л.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
Язык статьи: украинский
Проблема поведения личности в обществе была и является актуальной, особенно острой она оказывается на этапе трансформации социальной системы, при смене ценностных ориентаций. Рассмотрены теоретический и практический аспекты моделирования процесса формирования мотивации достижения успеха. Показано, что реализация программы психологической коррекции мотивации достижения успеха у подростков с нарушениями социализации, позволяет осуществить обучение навыкам самопознания о мотивации достижения успеха, развить представление о потребностях и мотивах людей, формированию целеполагания и овладение технологиями достижения целей, способности анализировать причины своих неудач.
Ключевые слова: личность, подросток, мотив, мотивация достижения, мотивация избегания, нарушение социализации.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(18):326-346 (pdf)