Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 11. Психология личности. Психологическая помощь личности. Выпуск 17 – 2018
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 378.147:159.9:364-786-058.65-053.2
Бабченко Л.Н.
Национальный педагогический Университет имени М.П.Драгоманова, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем подготовки психологов к социально-психологической реабилитации детей вынужденных переселенцев в контексте современной психологии и психотерапии. Раскрыты условия успешной профессиональной под-готовки психологов к работе с детьми из зоны АТО. Определено содержание реабитацийнои работы психолога с детьми в единстве психологической и социальной составляющих. Представлен собственный опыт работы в Центре социально-психологической реабилитации детей из зоны АТО. Рассмотрено вопросы синдрома профессионального выгорания психологов как риска в ходе реабилитационной работы, а также пути его предупреждения и преодоления последствий.
Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация, дети из зоны АТО, профессиональная подготовка психологов, синдром профессионального выгорания.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):5-18 (pdf)
УДК 159.98 : 7.06
Вольнова Л.Н.
Национальный педагогический Университет имени М.П.Драгоманова, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: Целью исследования стало раскрытие реабилитационного потенциала музыкального искусства. В статье доказано, что реабилитационный (восстановительный) потенциал музыки реализуется через соединение в ней различных видов деятельности (познавательной, творческой, ценностно-ориентированной, коммуникативной, рефлексивно-катарсисной). Констатировано, что влияние музыки не может быть изолированным средством, а музыкотерапия – лишь один из компонентов процесса коррекции, терапии или реабилитации. Осуществлено разделение организационных форм музыкотерапии по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые) и по характеру воздействия музыки на клиента (активные, рецептивные, интегративные). Приведены примеры применения отдельных форм музыкотерапии в процессе работы с клиентами-детьми: музыкальный дневник, музыкальный тренинг, музыкальный театр, музыкальные рассказы и другие.
Ключевые слова: реабилитационный потенциал, музыкальное искусство, музыкотерапия, организационные формы музыкотерапии.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):18-34 (pdf)
УДК 316.776. 34
Гаврилюк Д.А., 1 Гомонюк В.А. 2
1Аспирантка кафедры психологии МАУП
2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье раскрыто психолого-педагогические аспекты творческого взаимодействия учителя и ученика в условиях индивидуального обучения. Сосредоточено на отдельных аспектах творческого взаимодействия, таких как: амбивалетнисть, личностная зрелость, ориентированность на методы и технологии в условиях реализации концепции Новой Украинской школы.
Рассмотрены последствия деструктивной педагогического взаимодействия на основе анализа ряда причин объективного и субъективного характера и предложены пути решения в направлении ориентации на психологическое благополучие и ресурсы личности.
Выделены индивидуально-психологические особенности учителя, которые могут влиять на качество творческой педагогического взаимодействия в условиях индивидуального обучения: тип темперамента, культура общения, стиль управления педагогической деятельностью, отношение к работе, к ученику, к коллегам, которые сказываются на качестве усвоения знаний, мотивации к их получению, желании посещать индивидуальные занятия.
Подчеркнуто именно ту сторону взаимодействия, благодаря которой учитель может вдохновлять ученика, вызвать интерес к своему предмету, глубже осознавать и понимать свой предмет, получать удовольствие от процесса обучения и межличностного взаимодействия с учителем.
Сделан вывод о том, что на практике необходимо актуализировать субъектный опыт ученика, опыт его привычной активности, опыт взаимодействия, операционный опыт, учитывать функции и методы творческой педагогической взаимодействия с учениками.
Ключевые слова: творческое взаимодействие учителя и ученика, индивидуальное обучение, амбивалентность, творческие методы взаимодействия, Новая Украинская школа.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):34-51 (pdf)
УДК 159.9.07
Грись А.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлен опыт практической деятельности психолога с клиентами после разрыва значимых отношений. Сосредоточено на отдельных психологических техниках, которые являются ресурсными в деятельности психолога в процессе оказания психологической помощи.
Рассмотрены последствия разрыва значимых отношений в контексте нарушения адаптативного процессов личности, в частности неуспеваемость в ведущей деятельности, межличностных отношениях, аутопсихологическая некомпетентность и нарушение психологического благополучия.
Раскрыто динамические аспекты процесса развертывания деструктивных тенденций в значимых отношениях от начала их существования к разрыву, что позволяет выделить ряд значимых тем, которые могут выступать мишенью дальнейшего психотерапевтического воздействия в процессе работы с клиентом.
Охарактеризованы глубинные переживания, которые могут возникать в ответ на разрыв значимых отношений: переживание потери смысла жизни, депрессия, переживания одиночества, недоверие, чувство вины, переживание глубокого неприятия себя, аутоагрессия, самообвинения.
Сделан вывод о том, что для эффективного проработки психологических проблем, связанных с разрывом значимых отношений, необходимо обращаться к историям родительско-детских отношений, характера взаимоотношений клиента в прошлом, в которых возможно найти индивидуальный патогенный фактор влияние на качество значимых отношений. Поскольку именно индивидуальный характер действий и реакции на действия партнера определяются опытом и склонностями, которые бессознательно влияют на трактовку ситуаций в значимых отношениях и предоставление им особого значения.
Ключевые слова: психологическая помощь, значимые отношения, адаптация, ауто агрессия, самообвинения.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):51-64 (pdf)
УДК 159.922.27:355
Дергач М.А.
Запорожский национальный университет, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье на основе результатов эмпирического исследования охарактеризовано особенности межличностных отношений военнослужащих с разным уровнем эмоционального выгорания. По результатам корреляционного анализа связи эмоционального выгорания с социометрическими показателями испытуемых установлены статистически значимые связи симптомов и фаз синдрома «эмоционального выгорания» с их социометрическими показателями. Установлено, что влияние социометрического статуса на показатели эмоционального выгорания реализуется за счет высокого уровня социометрического статуса, что влияние уровней социометрического индекса совместимости на показатели эмоционального выгорания реализуются по принципу «чем выше – тем выше». Установлено, что социометрический статус и социометрическая совместимость статистически достоверно взаимодействуют, влияя на «эмоциональное выгорание» военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий.
Ключевые слова: военнослужащие, межличностные отношения, эмоциональное выгорание, зона боевых действий.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):64-79 (pdf)
УДК 159.98
Ещенко А. Р.
Николаевский национальный университет имени В. О. Сухомлинського, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье описана часть результатов эмпирического исследования развития детей старшего дошкольного возраста, которые входят в диссертационное исследование эмоциональной близости партнером в супружеской диаде как фактора развития ребенка. Коротко описаны последние исследования развития ребенка, и основные подходы к реализации собственно исследования. Систематизированы результаты эмпирического исследования развития детей старшего дошкольного возраста с помощью проективных рисуночных методик. Полученные в ходе исследования результаты представлены в виде таблиц с их последующей интерпретацией автором.
Ключевые слова: развитие ребенка, эмоциональное развитие, исследования развития, дошкольный возраст, проективные методики.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):79-90 (pdf)
УДК 37.015.3
Максим О.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г.Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье показано, что формирование ценностных ориентаций имеют различные по содержанию особенности: интериоризация ценностей, строительство иерархии ценностей, определение направленности, коррекция поведения и формирование необходимых ценностных ориентаций, обеспечение психологических, коммуникативных и методических условий.
Психолого-педагогическая программа предусматривает работу с подростками девиантами, педагогами и психологами, содержит комплекс психолого-педагогических средств, направленных на развитие структурных компонентов ценностных ориентаций, развитие осознания собственной системы ценностей, формирование оценочного отношения подростков к значимым объектам, активизацию процессов самопознания, реализации и отражения ценностей в поведении подростков, расширение представлений о понятии «ценности».
Программа содействия формированию ценностных ориентаций реализована в форме социально-психологического тренинга, который включал мини лекции, технику «мозгового штурма», групповые дискуссии, ролевые игры, психодраматические упражнения; самостоятельную работу в форме творческих домашних заданий.
Ключевые слова: девианты, социализация, десоциализация, ресоциали-зация, стадии ресоциализации, ценностные ориентации
Aktual_probl_psihol 2018, (11-17):90-114 (pdf)
УДК 159.922.73 : 614.876
Максимов Н.В. 1, Чаусова Р.Б. 2
1Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев
2Гимназия «Мелениум» № №318, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрена проблема развития рефлексивных умений учащихся. Показано, что серьезным препятствием развития рефлексии современных детей является «линейность» мышления, которая снижает умственную активность ребенка, лишает ее необходимости тренировки процессов осмысления, воображения, творчества.
Выяснено связь между восприятием музыкальных произведений и развитием творчества и рефлексии. Доказано, что вербальные средства развития рефлексии, то есть воздействие через когнитивную сферу является малоэффективным, зато влияние на эмоциональную сферу дает возможность подсознательно сформировать мотивацию к самоанализу, рефлексии и творчества, влияя на подсознание. Разработана программа развития рефлексии в ходе восприятия музыки.
Ключевые слова: развитие, рефлексивные умения, творчество, младшие школьники, восприятие музыки.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):114-124 (pdf)
УДК 159.922.73
Максимова Н.Ю.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы определения принципов терапии психологических травм детства. Показано, что психотравмирующая ситуация негативно влияет на развитие личности на нейропсихологическом уровне. Представлен опыт работы с детьми, подвергшимся психологическим травмам в детстве. Сформулированы основные принципы работы с такими детьми.
Ключевые слова: психологическая травма, детство, нейропсихология, психотерапия, принципы.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):124-134 (pdf)
УДК 159.955:615.851
Манилов И.Ф.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проведен анализ основных психотерапевтических механизмов мультимодального суггестивного воздействия. Показано, что в зависимости от этапа психотерапии (психокоррекции) запускаются разные механизмы психотерапевтического воздействия. Отмечено, что в системе мультимодальной суггестивной психотерапии весь рабочий процесс можно разбить на пять этапов – ситуативной стабилизации, диагностического зондирования, информационного накопления, конфронтационной дестабилизации, адаптационной трансформации. На каждом из этих этапов преобладают определенные механизмы психотерапевтического воздействия. Показано, что к специфическим механизмам мультимодального суггестивного психотерапевтического воздействия следует отнести два универсальных механизма – адаптогенного осмысления и спонтанной фиксации адаптивных поведенческих паттернов
Ключевые слова: суггестия, психотерапия, психологическая коррекция, девиантное поведение, психотерапевтические механизмы, адаптогенное осмысление, мультимодальная суггестивная психотерапия.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):134-148 (pdf)
УДК 159.9
Мельничук О.Б.
Национальный педагогический Университет имени М.П.Драгоманова, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы актуальные вопросы применения профессионального интеллектуального коучинга как средства развития профессионального интеллекта в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы. Очерчена программа профессионального интеллектуального коучинга для студентов будущих специалистов социальной сферы, включающая пять смысловых модулей: профессиональное мышление и интуиция в профессиональной работе социального работника; социальный интеллект в профессиональной деятельности социального работника; эмоциональный интеллект в социальной работе: эффективные взаимоотношения с клиентами; эффективная самоорганизация личности; самокоучинг эффективности в профессии социального работника. Приведены примеры коучинговых заданий в рамках каждого модуля. Сделан анализ оценки эффективности коучинговых занятий студентами.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы, профессиональный интеллект будущих специалистов социальной сферы, интеллектуальный коучинг, профессиональный интеллектуальный коучинг.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):148-163 (pdf)
УДК 159.923.2
Павлюк М.М.
Межрегиональная академия управления персоналом, г. Киев
Модель развития самостоятельности будущего специалиста
Язык статьи: украинский
Представлена модель развития самостоятельности будущего специалиста в основе которой составляющие субъектного опыта, компоненты развития самостоятельности: когнитивный, интерактивный, личностно-рефлексивный, операционный. Описаны следующие блоки предложенной модели развития самостоятельности будущего специалиста: мотивационный, теоретический, практический блоки. Единство, взаимосвязь и взаимообусловленность этих блоков определяет целостность самостоятельности как системного качества личности будущего специалиста.
Сделан вывод о том, что развитие самостоятельности будущего специалиста чрезвычайно сложный и многогранный процесс, который рассматривается в рамках как отдельных методологических подходов: личностного, деятельностного, ценностного, так и интегрированных: субъектно-экзистенциального, системно-синергетического, ресурсно-компетентностного.
Подчеркнуто, что самостоятельность играет роль пускового механизма самоопределения личности. Самостоятельная личность обладает внутренним потенциалом постоянного активного выбора, самоопределения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Ключевые слова: самостоятельность личности, модель развития, субъектность, осознание, свобода, инициативность.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):163-181 (pdf)
УДК 159. 923
Рябовол Т.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния временной перспективы у выпускников современной школы на их умение прогнозировать собственную жизнь. Выявлены особенности временной перспективы и умения прогнозировать присущи современным старшеклассникам. Экспериментально подтверждено существование связи прогностической функции и временной перспективы у молодых людей. Рассмотрено влияние временной перспективы на развитие умения прогнозировать, планировать и конструировать свою жизнь. Выявлены различия этой связи в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Исследованием подтверждено, что отсутствие или слабость этих умений вызывают сложные переживания для несформированной личности в ситуации кардинального выбора. С помощью эксперимента исследованы качественные характеристики восприятия и осмысления прошлого и настоящего и ожиданий от будущего. В исследовании была использована новая методика «Листок самоанализа», разработанная Т. Рябовол, Л. Скабой, которая может быть использована как опросник и как психокоррекционный инструмент.
Ключевые слова: подростки, временная перспектива, прогностическая функция, целеполагания, планирования, критическое мышление, жизненный выбор.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):181-197 (pdf)
УДК 378.011.3-051:364.43
Раевская Я.Н.
Каменец - Подольский университет имени Ивана Огиенка, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проведен анализ современного состояния профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе Украины. Настоящее реформирования профессионального образования выдвигает новые требования к специалистам, которые должны обладать глубокими профессиональными знаниями, определяются спецификой будущей профессии, иметь сформированы практические навыки и умения для эффективного выполнения функций в профессиональной деятельности. Среди проблем профессиональной подготовки таких специалистов в Украине выделены: трудности в адаптации к условиям профессиональной деятельности; низкий уровень конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда; несовершенство системы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы; трудности трудоустройства выпускников.
Содержание подготовки специалистов социальной сферы к межпрофессиональной взаимодействия должен включать следующие компоненты: глубокий анализ современного социального развития и формирования умения дать объективную оценку социальной политике, предложить альтернативные варианты; четкое представление и классификацию современных моделей, форм и методов самой практики социальной работы; собственно педагогический процесс подготовки специалистов социальной сферы к межпрофессиональному взаимодействию; разработку теорий, концепций, моделей и технологий, направленных на эффективное функционирование специалистов социальной сферы в межпрофессиональном взаимодействии; разработку и реализацию программ, повышающих компетентность межпрофессионального взаимодействия специалистов социальной сферы.
Подготовка специалистов социальной работы в Украине должна ориентироваться на обеспечение условий для их профессионального самоопределения, профессионально-личностного формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования, то есть на подготовку высококвалифицированных специалистов социальной работы с высоким уровнем культуры, мобильности, творчества, адаптивности к социально экономических изменений, способных обеспечивать непрерывный прогрессивное развитие общества.
Актуальность выбранной темы определяется несколькими характерными для этой ситуации тенденциями. Во-первых, особыми социальными ожиданиями межпрофессионального взаимодействия в социальной сфере и связанной с этими ожиданиями необходимостью значительно повысить уровень профессиональной деятельности современного специалиста. Во-вторых, комплексным характером исследуемой проблемы: в области гуманитарных наук практически нет дисциплины, для которой проблема взаимодействий не занимала бы центральное место. В-третьих, усилением интеграционных процессов в науке, профессиональной деятельности, а также проникновением идеи синтеза в общественную практику. Ситуации межпрофессионального взаимодействия составляют неотъемлемую часть новейших форм организации образовательного процесса.
Ключевые слова: социальная сфера, специалист социальной сферы, взаимодействие, межпрофессиональное взаимодействие, теоретическая подготовка, практическая подготовка, профессиональная подготовка, межпрофессиональное взаимодействие будущих специалистов социальной сферы.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):197-211 (pdf)
УДК 159.95
Ткач Б.Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей временной перспективы пострадавших участников антитеррористической операции в Украине. Рассмотрено человеческое понимание феномена времени. Раскрыты три уровня организации психологического времени: психофизиологический, личностный и социальный. Проивзведён анализ мозговых механизмов хроноперцепции, хронометрии и осознания времени. Освещены искажение восприятия времени в норме и при патологии. Раскрыто возрастные и гендерные особенности восприятия времени. Исследованы причины отсутствия у ветеранов модели будущего в мирной жизни. Показано нейропсихологические механизмы нарушения временной перспективы у ветеранов. Предложено направления дальнейшего совершенствования ресоциализации ветеранов в общество.
Ключевые слова: перцепция времени, посттравматические стрессовые состояния, мозговые дисфункции, биоритмология, нейропсихология.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):211-231 (pdf)
УДК 159.9+316.6
Филоненко Л.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье освещена проблема адаптации подростков к современной социокультурной среде. В частности показано, что поведение подростков отклоняющегося от социальной нормы и имеет признаки агрессивности, требует к себе интегрального подхода с учетом психологических, социальных и личностных факторов.
Рассмотрены общенаучные подходы к описанию мотивационной сферы личности. Проанализированы ряд поведенческих стереотипных реакций, свойственных подросткам, совершающих асоциальные и антиобщественные поступки.
Выявлены особенности мотивов подростков-девиантов, провоцирующие их к асоциальному поведению. Это, в частности, желание получить поддержку, одобрение, положительные эмоциональные переживания и избежать осуждения, особенно группового, выраженного гнева, физического наказания, угроз в соответствующей среде; завышенные претензии к деятельности и поведения подростка, лишние ограничения или гиперопека, неуважение к интересам подростка со стороны взрослых и окружения; ограничение или отсутствие возможности межличностного общения в соответствующей среде (семья, школа и т.д.).
Обоснована необходимость прохождения этапа ресоциализации для подростков-девиантов и условия эффективности этого процесса.
Ключевые слова: подросток-девиант, мотив, социальная дезадаптация, асоциальное поведение, ресоциализация.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):231-244 (pdf)
УДК 159.92
Чайка Г.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проведен анализ зарубежной литературы, посвященной проблеме психологического благополучия. Рассмотрены как наиболее цитируемые статьи последнего десятилетия, так и новейшие научные публикации за последний год. Показано, что проведенные исследования касаются различных аспектов психологического благополучия, факторов, влияющих на него. Однако работ, в которых исследуется, как психологическое благополучие имеет обратное влияние на повседневную жизнь человека, значительно меньше. Почти отсутствуют работы, в которых исследуются особенности психологического благополучия дошкольников, детей младшего школьного возраста. Другие возрастные категории также изучены недостаточно. Результаты определенных работ противоречат друг другу. Все это указывает на то, что исследования психологического благополучия еще далеко до завершения.
Ключевые слова: психологическое благополучие, евдемонический подход, самореализация личности
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):244-262 (pdf)
УДК 159.9.316.472.42
Шиделко А. В.
Львовский государственный университет внутренних дел, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: Осуществлён анализ научных изысканий домашнего насилия над женщиной некоторых исследователей – Т. Харьковой, Я. Юркив, С. Шаргородской, Г. Мустафаева. Представлены статистические показатели ВОЗ, ООН и Украины рассматриваемого явления. Отражено авторское определение домашнего насилия над женщиной и его видов: психологическое, физическое, медицинское, сексуальное, экономическое, досуговое, бытовое. Обоснована их трактовка, содержание и суть.
Ключевые слова: домашнее насилие, женщина-жертва, насильник, тиран, обидчик, «стокгольмский синдром», психологические аспекты, принуждение.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):262-273 (pdf)
УДК 159.923:17.022.1]:004
Щербатюк В.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматриваются ценности личности, которые репрезентируются с помощью современного явления селфи. Фотографии являются инструментом социальных сетей, с помощью которых осуществляется межличностное общение. Селфи является не только визуальным сообщением, но и средством репрезентации личностных ценностей, зеркалом общественных тенденций. Достаточно посмотреть на селфиснимки конкретного пользователя сети, чтобы дать ему психологическую характеристику, понять чем наполнена его жизни, где он бывает, с кем общается, его социальный статус, материальные возможности, интересы и т. д. В работе проанализирована теоретическая и литературная база по данной проблематике. Выявлены основные причины возникновения и теории популярности селфи. Определены негативные последствия чрезмерным увлечением селфи, к которым можно отнести рост проявления нарциссизма и появления новой формы зависимости - селфизму.
Ключевые слова: селфи, социальные сети, ценности личности, причины селфи, теории селфи, нарциссизм, селфизм.
Aktual_probl_psihol 2018, 11(17):273-290 (pdf)