Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 11. Психология личности. Психологическая помощь личности. Выпуск 14 – 2016
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 159.923.2
Богдан Л. М.
преподаватель кафедры отраслевой психологии и психологии управления, Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В данной статье проанализировано психологическую готовность как составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, как необходимое условие эффективного осуществления профессиональной помощи некоторым категориям лиц. Описаны компоненты психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к профессиональной деятельности. Рассмотрено влияние психологической готовности на формирование профессионального самосознания студентов – будущих специалистов социальной сферы. Рассматриваются основные структурные компоненты исследуемого понятия, представлено их обобщенную характеристику (мотивационный компонент, когнитивный компонент личностный компонент, рефлексивный компонент, саморегулятивный компонент, ориентационной компонент, познавательно-оперативный компонент, эмоционально-волевой компонент, психофизиологический компонент, оценивающий компонент).
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы, психологическая готовность, мотивационный компонент, ориентационной компонент, познавательно-оперативный компонент, эмоционально-волевой компонент, психофизиологический компонент, оценивающий компонент.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 5-14 (pdf)
УДК 159.923.2
Грысь А. М.1, Голубнюк В. О.2
1доктор психологических наук, профессор, заведующая лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
2студентка Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье освещена проблема социальной дезадаптации школьников общеобразовательного учебного заведения, которая характеризует современные тенденции нарушения процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой в условиях системных изменений в обществе.Раскрыты особенности самосознания современных подростков как фактора их социальной дезадаптации. Проведен анализ характеристик Образа Я, отражающие влияние различных институтов социализации на подрастающее поколение. В частности, в смысле самоописаний обнаружено чрезмерную включенность подростков в виртуальную среду, которая сегодня выступает ведущим институтом социализации подрастающей личности: идентификации себя с персонажами мультфильмов и фильмов, виртуальной жизнью. Выявлен высокий уровень тревожности школьников из неблагополучных семей, что является показателем нарушения эмоционального благополучия детей и фактором дезадаптации.
Ключевые слова: Образ Я, характер, психологические механизмы, социально дезадаптированные несовершеннолетние, самоидентичность, самоуважение, чувство self.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 15-26 (pdf)
УДК 159.922
Лищина Н. В.
аспирант кафедры общей и дифференциальной психологии Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, Одесса, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье предоставлены эмпирические данные о взаимосвязях между показателями эмоциональной направленности и шкалами личностного кризиса, базирующегося на жизненных ролях личности. Дана информация о наличии и направленности статистических связей между изучаемыми явлениями, которые в статье представлены корреляционными плеядами по результатам двух выборок, женской и мужской. Обнаружены неоднозначные связи (прямые, обратные) между большинством изучаемых показателей. Установлены сходства и различия в количестве и направленности связей между показателями у представителей женского пола в сравнении с мужским.
Ключевые слова: личность, кризис, социально-психологические роли, жизненные роли, структура личности, эмоциональная направленность, личностный кризис.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 27-37 (pdf)
УДК 159.922.73-053.6-056.49
Литвинчук Л. М.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье раскрывается проблема анозогнозии наркологических больных, которая рассматривается в трех основных аспектах – биологическом, психологическом и социальном. При систематическом употреблении наркотических средств происходят биологические изменения в организме, когда психоактивное вещество, став привычным, активно участвует в физиологических процессах. Мы считаем, что серьезных качественных изменений в понимании природы наркотизма и повышения эффективности ресоциализации можно будет достичь при условии, что наркомания будет рассматриваться как сложное явление, имеет специфическую представленность на физиологическом, психологическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Статья раскрывает вопросы психологических и личностных изменений наркозависимой личности как следствие хронической интоксикации и психологической адаптации.
Ключевые слова: анозогнозия, хроническая интоксикация, психическое расстройство, соматоневрологические нарушения, реабилитация, наркотическая зависимость, психоактивное вещество, психологическая структура.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 38-49 (pdf)
УДК 159.922.73:614.876
Максимов Н. В.
Кандидат психологических наук, асистент кафедры психологии развития факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития творческого потенциала как ресурса позитивной социализации. Показано, что восприятие музыки является творческой деятельностью. Сейчас официальные институты социализации не всегда выполняют свои функции, что приводит к нарушениям процесса социализации. В свою очередь, развитие потенциала человека также сейчас не есть приоритетом социальной политики. В частности, использование такого мощного ресурса творческого развития личности как восприятие музыки сейчас практически отсутствует. Музыкальное восприятие характеризуется целым рядом качеств, в которых оказывается его благоприятное, развивающее воздействие на психику человека, в том числе на социальный интеллект. Доказано, что раннее включение ребенка в музыкальную среду способствует развитию его творческих способностей и социализации.
Ключевые слова: личность, социализация, творчество, музыка, восприятие, развитие, способности, воспитание, ребенок.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 50-60 (pdf)
УДК 159.922.73
Максимова Н. Ю.
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы деятельности службы пробации. Показано, что сложность процесса ресоциализации предусматривает необходимость внедрения в Украине института пробации - системы надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых к лицам, которые привлечены к уголовной ответственности. Доказано, что разработка форм и методов надзорной пробации, порядок ее осуществления требует серьезного научного анализа, психологического обоснования и апробации результатов исследований на экспериментальных площадках. Мероприятия социально-воспитательной работы проводятся с учетом оценки рисков совершения повторных уголовных преступлений и предусматривают дифференцированный подход при предоставлении консультативной, психологической и других видов помощи.
Ключевые слова: служба пробации, личность, социальная дезадаптация, программы пробации, ресоциализация.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 61-69 (pdf)
УДК 159.955:615.851
Манилов И. Ф.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: русский
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты психотерапевтической конфронтационной суггестии. Выявлено сходство отдельных положений психотерапевтической конфронтационной суггестии и когнитивной психотерапии. Установлено, что общим для психотерапевтической конфронтационной суггестии и традиционной когнитивной психотерапии является приоритет работы с дисфункциональными мыслями. Констатировано, что психотерапия является способом обучения и воспитания. Показано, что в отличие от традиционной когнитивной психотерапии, в психотерапевтической конфронтационной суггестии связь между чувством, поведением и мыслью не постулируется, а представляется как гипотеза. Отмечено, что при реализации психотерапевтической конфронтационной суггестии у клиента формируются адаптивные убеждения, которые постепенно разрушают дисфункциональные мысли. Показано, что психотерапевтическая конфронтационная суггестия является важнейшей составляющей мультимодальной суггестивной психотерапии.
Ключевые слова: суггестия, психотерапия, психотерапевтическая конфронтационная суггестия, когнитивная психотерапия, дисфункциональные мысли, коррекция убеждений, мультимодальная суггестивная психотерапия.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 70-81 (pdf)
УДК 159.923.2
Мельниченко Л. Н.
преподаватель кафедры отраслевой психологии и психологии управления Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализирована социально-психологическая реабилитация детей с зоны АТО средствами арт-терапии. Социально-психологическая реабилитация является необходимым условием эффективного осуществления профессиональной помощи детям с зоны АТО средствами арт-терапии. Приведены формы и особенности арт-терапевтической работы с детьми с зоны АТО. Рассмотрена модель ресурсов арт-терапевтической деятельности в работе с данной категорией лиц: 1) творческие (художественная деятельность, продукция, инструменты в работе с детьми с зоны АТО); 2) методологические (связи арт-терапии с другими дисциплинами в практической деятельности социально-психологической реабилитации); 3) технологические (системность и концептуальность в процессе оказания помощи детям с зоны АТО); 4) терапевтические (многофункциональность арт-терапии в работе с проблемными ситуациями данной категории лиц).
Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтическая деятельность, социально-психологическая реабилитация, дети с зоны АТО, индивидуальная арт-терапия, групповая арт-терапия, особенности арт-терапевтической работы.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 81-90 (pdf)
УДК 159.9.072
Мельничук О. Б.
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой отраслевой психологии и психологии управления Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы вопросы формирования профессионального интеллекта будущих специалистов социальной сферы в контексте профессиональной подготовки к оказанию первичной психологической помощи кризисным клиентам. Специалисты социальной сферы при условии специальной подготовки могут обеспечить первичную психологическую помощь кризисной личности, что значительно усилит эффективность их профессиональной деятельности. Определены аспекты формирования профессионального интеллекта будущих специалистов социальной сферы в контексте определенной проблемы: 1) обеспечение осведомленности; 2) формирование практических навыков оказания первичной психологической помощи; 3) формирование интеллектуально-личностных качеств профессиональной саморегуляции. Очерчена система психологических условий реализации определенных основ в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы.
Ключевые слова: профессиональная деятельность специалистов социальной сферы, профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы, профессиональный интеллект, профессиональный интеллект будущих специалистов социальной сферы, кризисная личность, психологическая помощь кризисной личности, первичная психологическая помощь кризисной личности.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 91-99 (pdf)
УДК 159.944
Некиз Т. А.
студентка Института естественно-географического образования и экологии НПУ им. М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье освещены особенности применения психодрамы в процессе разрешения конфликтов в студенческом возрасте. Обоснованно целесообразность его применения при возникновении конфликтов в студенческой группе и осознании доминирующих стратегий поведения в конфликте студентов. Охарактеризованы стили конфликтного поведения и предпосылки создания и поддержки в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства. Эмпирическим путем выявлено средний уровень конфликтности студентов I-го и III-го курсов, а также динамику в стратегиях поведения в конфликте на различных курсах обучения. Раскрыты возможности влияния на конфликтологическую компетентность студентов.
Ключевые слова: конфликт, психодрама, стиль поведения, групповая психотерапия, студенческая группа.
Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 171-178 (pdf)
УДК 159.923.3
Павлюк М. М.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МАУП, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проведен анализ научных подходов к интерпретации понятий «субъект» и «субъектность» как психологических феноменов в контексте изучения самостоятельности личности будущих специалистов. Проанализированы отдельные аспекты развития субъектных свойств личности. Освещены основные субъектные характеристики личности и определены уровни субъектности в процессе становления самостоятельности будущих специалистов. Описаны стадии развития субъектности, как ключевые механизмы формирования ценностной системы личности. Подчеркнуто, что несформированность ценностных ориентаций приводит к состоянию личностной беспомощности, которая характеризуется отсутствием подчинения в иерархии ценностей, замещении активных действий, разрозненными нецеленаправленными невротическим фрустрационная реакциями. Ценностная неопределенность может привести к поспешным, разрушительных действий и необоснованных решений и поступков.
Ключевые слова: субъектность, самостоятельность, активность, личность, инициативность, саморегуляция.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 109-119 (pdf)
УДК 159.96
Попелюшко Р. П.
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии и педагогики, Хмельницкий национальный университет, Хмельницкий, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы социально-психологические факторы формирования посттравматических стрессовых расстройств у комбатантов, как актуальной проблемы современной Украины. Отмечено, что большое внимание теоретиков и практиков современности, уделяется совершенствованию методов и путей социально-психологической адаптации и реабилитации комбатантов. Выявлено, что нет достаточного количества исследований, которые бы освещали полный спектр возникновения и структуры факторов, приводящих к формированию посттравматического стрессового расстройства у комбатантов. Обращено внимание на то, что данная проблема, является важной и актуальной для дальнейшего изучения и внедрения в практику психологической реабилитации комбатантов, так как помогает по-новому взглянуть на различные факторы, приводящие к возникновению посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих пострадавших во время боевых действий.
Ключевые слова: комбатант, посттравматическое стрессовое расстройство, психотерапия, реабилитация, психическое здоровье, травматическое событие.
Особенности психологической реабилитации участников боевых действий средствами естественной рекреации
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 120-129 (pdf)
УДК 316.6:347.642
Раевская Я. Н.
Старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы факультета корекцийной и социальной педагогики и психологии Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко, Каменец-Подольский, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена освещению проблемы феномена социального сиротства и социально-психологическом сопровождения социальных сирот. Осуществлен анализ взглядов ученых относительно понятия «социальное сиротство», что позволило выделить несколько научных подходов в современных научных исследованиях, которые определяют сущность социального сиротства и представлено авторское определение терминов «социальное сиротство» и «социальные сироты». Приведена классификация «социальных сирот» в условиях.
Выделены условия воспитания, обязана соблюдать каждая семья для предотвращения появления социальных сирот и обеспечения психического здоровья. Проанализированы внешние факторы появления феномена социального сиротства в Украине, закладываемых в государстве и обусловлены социально-экономическими условиями и внутренние, которые образуются непосредственно в среде семьи.
Ключевые слова: сироты, сиротство, социальное сиротство, социальные сироты, воспитание, дисфункциональная семья, социально-психологические факторы, социально-психологическое сопровождение.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 130-139 (pdf)
УДК 159.922
Рябовол Т. А.1, Комарицка Е. Д.2
1старший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
2студентка факультета педагогики и психологии Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация:В статье представлены результатов эмпирического исследования особенностей страхов современных подростков. Доказано, какие именно страхи являются наиболее распространенными и проблемными для старшеклассников. Определен уровень, распространенность и иерархию актуальных страхов. Уточнение феноменологию страхов у ребят. Экспериментально подтверждено, что большинство актуальных страхов подростков связаны с жизнью в социуме. Выявлено, что сильнейшие из тех, которые отражают проблемы современного социума, это − страх войны и страх болезней. Выявлено, что у подростков страхи чаще всего проявляются в когнитивной и соматической сферах. Выявлены факторы, усиливающие страхи современных подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, особенности страхов, распространенность и иерархия, когнитивная, поведенческая и соматическая сферы.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 140-151 (pdf)
УДК 159.928.22
Соловей Я. Г.
кандидат психологических наук, тарший научный сотрудник лаборатории психологи одаренности Институт психологи имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлен анализ психологических подходов к проблеме ценностного влияния педагогов, родителей и социокультурной среды на становление музикально одаренной личности. Определено, что музикально одаренные люди, в основном, сами особенно подчеркивают роль семейного музикального окружения или избыток музикально-слуховых представлений в раннем детстве. Выделенно, что начиная занятия в раннем воздасте, большинство музыкантов выбирают не только профессию, но и способ жизни, и до определенной границы, спецыфические условия, окружение и способ личностного роста. Выделены теоретические принцыпы , которые следует использовать педагогам во время роботы над развитием музыкальных способностей юного таланта.
Ключевые слова: одаренная личность, становление, ценностное влияние, социокультурная среда, родители.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 152-160 (pdf)
УДК 316.614.034:316.624
Старков Д. Ю.
младший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы модели мотивации к терапии у химически зависимых лиц. Показано, что существует два подхода к объяснению проблемы низкой мотивации к терапии у аддиктов: патологический и санологический. Рассмотрена эволюция практических подходов мотивирования аддиктов к началу лечения: информационных подход, конфронтационный подход, мотивационное интервьюирование. Разработана комплексная модель мотивации химически зависимых лиц. В методологическую основу модели положена интеграция патогенетической модели анозогнозии и салютогенетической модели позитивного развития мотивации. Также в комплексной модели комплексная структура мотивации к терапии, процессуальность развития мотивации.
Ключевые слова: мотивация, мотивирование, химическая зависимость, анозогнозия.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 160-181 (pdf)
УДК 159.942
Терещук А. Д.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории общей психологии и истории психологии им. В. А. Роменця, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье исследованы и обоснованы теоретические подходы ученых к трактовке аффективного поведения как психологической категории в контексте различных направлений в психологической науке. Рассмотрены исторические предпосылки изучения аффектов в парадигмах современной психологии. Определены методологические основы и разработана концепция исследования проблемы аффективного поведения личности в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотрены основные направления исследования аффективного поведения личности. Определено, что аффекты имеют значительное влияние на психическое и физическое здоровье. Аффективные состояния всегда сопровождаются телесными изменениями, а стремление завершаются внешними двигательными актами, образующими в конечном итоге целостного поведения. Также теоретически подтверждено в работах многих исследователей связь аффективных состояний личности и ее общего самочувствия. Выяснено фундаментальную значимость аффективного поведения для всех психических процессов и ее влияние на эффективность жизнедеятельности и самореализации личности в целом.
Ключевые слова: личность, поведение, эмоциональная регуляция, аффект, аффективное поведение, аффективное пространство.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 181-192 (pdf)
УДК 159.95
Ткач Б. М.
кандидат психологических наук, докторант Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье описано нейронные системы интеграции отдельных отделов ЦНС при организации как простых, так и сложных форм поведения, связанных с ощущением счастья. Показано трансформацию причинности и сущности счастья в филогенезе и онтогенезе, которая происходит от удовольствия витальных нужд, продолжение рода к социальных, эстетических и духовных; от кратковременного к долговременному; от экстернальной причинности к интернальной; от реального физического/химического раздражителя к абстрактному; от висцерального к духовному. Определены требования к нейропсихокорекцийним программам девиантного поведения личности. Охарактеризованы изменения в деятельности ЦНС при медитативной сессии, которые проявляются усилением деятельности интегративных систем мозга, ростом осознанности и управляемости когнитивными процессами, эмоциональной сферой и функциональными состояниями сознания. Представлена программа коррекции девиантного поведения с применением медитативных техник в рамках когнитивно-бихевиориальной терапии.
Ключевые слова: медитация, нейропсихология, психокоррекция, счастье, префронтальная кора мозга, личность, девиантное поведение.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 193-204 (pdf)
УДК 316.47
Травенко О. С.
Психолог-эксперт по методикам MMPI-2, Org-EIQ, ООО «ОС Украина», Киев, Украина
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы психологические проблемы нарушения пищевого поведения доклинических форм и их последствия. Показана роль эмоций и функций, которую выполняют в процессе саморегуляции. Охарактеризованы особенности эмоциональной саморегуляции у женщин с доклиническими формами нарушения пищевого поведения. Представлены результаты исследования механизмов эмоциональной саморегуляции у женщин с доклиническими формами нарушения пищевого поведения. Раскрыты механизмы эмоциональной саморегуляции у женщин с доклиническими формами нарушения пищевого поведения: механизм эмоционального регулирования взаимодействия с окружающими; механизм обработки негативных стимулов; механизм освобождения от эмоциональных нагрузок.
Ключевые слова: психологические механизмы, эмоциональная саморегуляция, доклинические формы нарушения, пищевое поведение.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 205-214 (pdf)
УДК 159.9.07
Чайка Г. В.
старший научный сотрудник лаборатории личности им. П. Р. Чаматы Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье на основе литературных источников исследуется Я-концепция как структурно-динамический аспект понятия «Я». Я-концепция возникает и развивается в процессе социального взаимодействия, является результатом культурного развития. Она изменяется под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, которые могут быть как традиционными: семья, школа, так и новыми: средства массовой информации, компьютерное виртуальное пространство. Как сложную, иерархически построенную систему, Я-концепцию можно рассматривать, исходя из различных оснований, однако Я-образы можно рассматривать как структурные элементы целостной Я-концепции, раскрывающие субъективное знание личности о себе, в которых обобщенная эмоциональная и когнитивная информация о сущности «Я».
Ключевые слова: понятие «Я», Я-концепция, Я-образы, личность, социокультурная среда.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 215-226 (pdf)
УДК 159.922.763:159.942
Щербина-Прилука В. Н.
научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье анализируется проблема развития рефлексии лиц с девиантным поведением в процессе их ресоциализации. Рассматриваются особенности рефлексии у девиантных подростков, уровень развития рефлексивности в зависимости от социально-психологических характеристик личности девиантных подростков. Определено, что девиантным подросткам свойственен не только низкий уровень рефлексивности, но также – высокий и средний. Вместе с тем особенности рефлексии у подростков с девиантным поведением не исчерпываются лишь характеристиками уровня ее развития, поскольку сам механизм рефлексии функционирует иначе чем у нормативных подростков.
Ключевые слова: рефлексия, виды рефлексии, рефлексивность, девиантное поведение, девиантные подростки, ресоциализация.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 227-235 (pdf)
УДК 159.922.763:796.342:371.83
Ярошко П. М.
Аспирант кафедры практической психологии Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, Дрогобыч, Украина
В статье рассмотрено развитие личностной идентификации девиантных подростков в процессе социально-психологической деятельности спортивного подросткового клуба настольного тенниса. Выяснено, что процесс вовлечения подростков с девиантным поведением к деятельности в спортивном подростковом клубе настольного тенниса является своеобразной реакцией, формой социально-психологической защиты подростков и молодежи в период общей личностно-социальной неопределенности. Именно такой клуб дает возможность реализации неудержимого влечения подростков к романтике, физического риска, желание испытать себя в экстремальных ситуациях и способствует профилактике влияния девиантного поведения на процесс их личностной идентификации. Показано, что психолого-педагогический эффект воздействия общественного мнения коллектива спортивного подросткового клуба настольного тенниса на подрастающую личность состоит из ряда осознанных и неосознанных актов и заключается в усвоении членом такого клуба социального опыта, общественных ценностей, норм во время его активной деятельности.
Ключевые слова: идентичность, личностная идентификация, спортивный подростковый клуб, девиантное поведение.
Aktual_probl_psihol 2016, 11(14): 236-245 (pdf)