Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 28 – 2016

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

 

УДК 159.922.8:[968-34]

Н.И. Антюхова

соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии, Ровенский государственный гуманитарный университет, Украина

Характеристика творческой личности и структура творческого потенциала будущего учителя иностранного языка

Язык статьи: украинский

В статье определены личностные качества будущего специалиста, которые фасилитируют становление творческого потенциала специалиста. Описаны элементы творческого потенциала специалиста с учётом результатов сравнительного акмеологического исследования, проведённого Н.В. Кузьминой. Раскрыты положительные условия творчества учителя. Дана характеристика системе творческих качеств личности, которые определяют направленность субъекта на реализацию творческой деятельности.

Также структурированы компоненты, выделенные В.А. Моляко и Н.В. Кузьминой в структуре творческого потенциала личности, которые соответствуют учителю иностранных языков. Обоснована целесообразность введения в структуру творческого потенциала учителя иностранных языков социального компонента, описаны его составляющие. В статье уточнено содержание понятий «социальная креативность» и «коммуникативная компетентность» в структуре творческого потенциала учителя иностранных языков.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, структура личности, социальный компонент, социальная креативность, коммуникативная компетентность.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 3-8 (pdf)


 

УДК 159.922.62: 316.473: 316.362:316.4.051.2

Г М. Бевз

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей та практической психологии ДВНЗ «Университет менеджменту образования» НАПН Украины; г. Киев, Украина

Молодая семья и замещающий уход за ребёнком: адаптация или этап жизненного цикла?

Язык статьи: украинский

Статья посвящена анализу представлений о детях у взрослых в возрасте до 30 лет по сравнению с другими возрастными категориями. Доказано, что молодые люди рассматривают уход за детьми природно-соответствующим признаком семейной жизни. На примере изменений у супругов восприятия друг друга доказывается, что возраст, стаж семейной жизни (в том числе в статусе замещающей) есть значимой характеристикой замещающего родительства. Статистически обосновывается, что независимо от возраста супругов замещающее родительство формируется согласно стадии жизненного цикла - рождение и взросление детей (стадия экспансии за классификацией Д. Хейли). Утверждается, что опыт замещающего ухода за ребёнком усиливает социальную активность взрослых, снижая чувство социальной и культурной зависимости и усиливая просоциальное взаимодействие.

Ключевые слова: представление, родители, замещающий уход за ребёнком, молодежь, супруги, взаимопредставления, стадии жизненного цикла.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 17-26 (pdf)


 

УДК 159.91

Безверхий О. С., Коломиец Т. Н.

кандидат психологических наук, старший преподаватель, працює на кафедрі психологии, Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского, Украина; лікар-фтизіатр дитячий, Винницкий обласний протитуберкульозний диспансер №2, г. Винница, Украина

Тревожность у школьников, которые переболели туберкулезом

Язык статьи: украинский

Статья описывает экспериментальное исследование тревоги у школьников подросткового и юношеского возраста, которые переболели туберкулезом легких. В г. Виннице в 2014-15 годах проходили лечение с диагнозом «туберкулез» более 100 детей школьного возраста. Больным этой категории свойственны психологические проблемы, причиной которых является высокий уровень тревожности, поэтому они нуждаются в психологической помощи. Авторы статьи в эксперименте сравнивали тревожность здоровых школьников (контрольная группа) и школьников, которые переболели туберкулезом (экспериментальная группа). Был использован квазиэкспериментальный план ex-роst-fасtо, в соответствии с которым экспериментатор использует событие жизни исследуемого как экспериментальное влияние, поскольку иной вид эксперимента невозможен по этическим причинам. Обнаружено, что уровень личностной тревожности школьников контрольной и экспериментальной групп существенно не отличаются. Существенные отличия были обнаружены в уровне физиологической сопротивляемости против стресса, которая в экспериментальной группе оказалась значительно ниже. Это повлекло за собой существенно более высокий уровень тревоги в экспериментальной группе во время переживания ее участниками отдельных видов ситуаций. Это были ситуации публичного оценивания с высоким риском негативного оценивания. Авторы пришли в выводу, что участникам экспериментальной группы может существенную помощь оказать психотерапия, направленная на формирование психологических алгоритмов защиты от травмирующих ситуаций и реабилитации после их завершения.

Ключевые слова: тревога, тревожность, туберкулез, психическая травма, астенический синдром, методика Спилберга, методика Филлипса.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 26-36 (pdf)


 

УДК 159.923:316.46

Билинская О.О., Черпак М.В.

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии НПУ имени М.П. Драгоманова;

аспирантка кафедры психологии НПУ имени М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина

Феномен лідерства у зарубіжній та вітчизняній психологии

Язык статьи: украинский

Феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии

В статье описаны психологические подходы к проблеме изучения лидерства. Проанализирован ряд направлений в зарубежной психологии (теории героев, теории черт, ситуационные, поведенческие, интегративные теории), в которых с той или иной позиции описывается феноменология и специфика лидерства. Указывается на деятельностную природу в основе изучения этого феномена в отечественной психологии. Сделан вывод о необходимости комплексного рассмотрения всех аспектов лидерства при его изучении: личности самого лидера, социальной ситуации, особенностей последователей, целей, вида деятельности группы и т.п.

Ключевые слова: лидер, лидерство, теория героя, теория черт, ситуационные и поведенческие теории, интегративные теории.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 36-47 (pdf)


 

УДК 15.21.41.13:159.953

В.О. Волошина, Т.А. Довгалюк

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии та педагогіки, керівник научно-исследовательского лаборатории когнитивной психологии, Национальный университет «Острозька академия»; аспирант, преподаватель, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории когнитивной психологии, Национальный университет «Острозька академия», Украина

Оптимизация метапамяти студентов как проблема психолого-педагогического взаимодействия

Язык статьи: украинский

В статье осуществлен теоретический анализ проблемы организации психолого-педагогического взаимодействия преподавателя и студента с позиции как повышения эффективности процессов метапамяти студента, так и коррекции деятельности преподавателя для повышения эффективности учебного процесса. Авторами предложена классификация системы психолого-педагогических принципов оптимизации метапамяти в усвоении знаний студентами. Определено, что в учебном процессе инструктирование преподавателем студентов относительно выбора эффективных способов и техник решения задач, правильного целеполагания, тестирование с предоставлением обратной связи являются одними из факторов оптимизации метапамяти.

Ключевые слова: метапамять, психолого-педагогическое взаимодействие, оптимизация.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 47-58 (pdf)


 

УДК 159.955

Гильман А.Ю.

 

К проблеме овладения саногенным мышлением в процессе решения жизненных задач студенческой молодежи

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрено саногенное мышление как методика, позволяющея успешно двигаться в профессиональном становлении, сохранять здоровье и решать проблемы, связанные с постановкой целей и жизненных задач студенческой молодежи. Жизненные задачи представлены как способ, благодаря которому молодая особа моделирует собственное будущее. Охарактеризованый патогенный характер эмоций, который может возникать у студенческой молодежи в процессе преодоления трудностей в обучении и решении жизненных задач. Обосновано, что постановка жизненных задач требует от молодой особы Я-усилий, и выстраивая определенную перспективу, студенчество сталкивается с трудностями, связанными с состоянием напряжения и стресса. Показано, что саногенное мышление способствует более благополучному решению жизненных задач, которые могут становиться фактором самореализации в семейной, профессиональной и других сферах жизни у студенческой молодежи.

Ключевые слова: саногенное мышление, патогенное мышление, жизненные задачи, саморазвитие, психологическое благополучие, студенты.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 58-69 (pdf)


 

УДК 159.973

C.Л. Грабовская, В.В. Бабенко, Е.А. Островская

 

Диагностика стабильности организации: опросник «состояние дел в организации»

Язык статьи: украинский

В статье представлены опросник «Состояние дел в организации», что позволяет описать жизнеспособность организации или ее структурного подразделения по ответам работников и руководителей.

Опросник позволяет отнести диагностированную организацию к одному из трех типов: «сплоченная команда», «работоспособная организация (структурное подразделение) с определенными проблемами» и «проблемная организация (структурное подразделение)» и на основе этого определить стратегию действий по оптимизации стабильного развития организации или ее части.

Ключевые слова: опросник, организация, команда, стабильность, факторный анализ

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 69-81 (pdf)


 

УДК 159.9

Е. М. Грединарова

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ЗНУ, Приватный комплекс непрерывного образования «Школа «ЕйдоС», м. Запоріжжя, Украина

Методика формирования у учеников исследовательского стиля мышления посредством умения задавать вопросы

Язык статьи: украинский

В статье изложена идея и опыт внедрения в учебно-воспитательный процесс метода формирования у учеников исследовательского стиля мышления посредством умения задавать вопросы.

Материал подходит для проведения учебного семинара для учителей с целью дальнейшего введения в учебно-воспитательный процесс. Приведены примеры наиболее рациональных, с точки зрения автора, приемов для отработки с детьми типологии вопросов и снятия психологического напряжения в ситуации неопределенности. Также приведены примеры применения метода на уроках в начальной школе и в среднем звене обучения по предметам гуманитарного и природно-математического цикла. Результаты внедрения опыта в Школе «ЭйдоС» свидетельствуют о том, что возможность начать урок собственными вопросами (даже на заданную тему) активизирует умственную деятельность учеников, улучшает психологический климат на уроке, налаживает атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, и между самими учениками, повышает уровень ответственности ученика за результаты роботы на уроке.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, исследовательский тип мышления, вопросы, урок, познавательная деятельность, приемы.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 81-101. (pdf)


 

УДК 159.923.2

Я.Г. Григорьева

аспирантка Института психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина

Конструирование смысла жизни в контексте постнеклассической психологии

Язык статьи: украинский

Статья посвящена теоретическому исследованию процесса конструирования личностью смысла собственной жизни. Проблема рассмотрена в контексте постнеклассического подхода в психологии. Личность, согласно этому подходу, находится в постоянном диалоге с внешним миром и является активным субъектом построения собственной жизни. В статье рассмотрены особенности конструктивистского подхода в психологии, определены взгляды на личность согласно данному подходу. Проанализированы взгляды на определение понятия смысла жизни личности. Конструирование смысла жизни рассматривается как активность личности, направленная на удовлетворение её потребности в смысле жизни. В результате такой активности смысл жизни конструируется самой личностью в процессе интерпретации собственного социокультурного опыта и взаимодействия с другими людьми.

Ключевые слова: постнеклассическая психология, конструктивизм, смысл жизни, конструирование смысла жизни.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 101-109 (pdf)


 

УДК 159.923.2

Гуменюк Г.В.

 

Саморазвитие как ценностно-смысловая детерминанта профессионального становления человека

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрено проблему эффективного использования трудового потенциала Украины в современных условиях социально-политического кризиса. Отмечено, что одним из путей её решения есть создание благоприятных условий для профессионального становления человека, которое следует рассматривать как продуктивный процес его развития и саморазвития в качестве субъекта труда. Обозначено проблемное поле феномена саморазвития, в частности в профессии с позиции субъектно-деятельностного подхода. Роскрыто основную идею профессионального саморазвития через детерминацию развития личности профессиональной деятельностью. Определена роль ценностно-смысловой детерминации саморазвития человека в профессии. Обоснованно, что личностный смысл и ценности субъекта труда есть определяющими и системообразовательными компонентами успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: субъект, профессионализм, саморазвитие, профессиональное развитие, личностный смысл, ценности.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 110-120 (pdf)


 

УДК 159.9

Данилюк И.В., Шиковец С.А.

доктор психологических наук, профессор, декан факультету психологии, завідувач кафедры общей психологии, Киевский Национальный университет имени Тараса Шевченка, м.Киев, Украина

Психологические особенности ментальности представителей региональных сообществ Украины

Язык статьи: украинский

В статье содержится методологическое обоснование и опыт практического исследования поля ментальности представителей региональных сообществ Украины. Предмет исследования обусловливает его особую актуальность, ведь среди совокупности психологических особенностей именно через менталитет и ментальность открывается удобная возможность проследить способы восприятия, интерпретации реальности и реагирования на неё, процессы унификации способов мировосприятия, мироощущения, миропонимания и идентичных паттернов поведения. Данные факты дают возможность глубже понять этнопсихологические особенности региональных сообществ и использовать знания с целью консолидации украинского общества и противодействия «региональному сепаратизму». Однако явления сепаратизма и призывы к разнообразным региональным делениям Украины уже стали нашей историей. В статье на основе результатов эмпирического исследования выдвигается предположение о том, что корень регионализма в Украине заключается не в естественных этнопсихологических особенностях населения, а в «политико-экономических играх» с украинцами, которые проводят заинтересованные стороны регионального, государственного и мирового масштаба. Наряду с этим приведен перечень ментальных черт украинцев, типичных для всех региональных сообществ, и перечень векторов развития, способствующих консолидации украинской нации.

Ключевые слова: этнопсихология, психологическая проблематика регионалистики, региональные сообщества Украины, ментальность, менталитет.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 120-130 (pdf)


 

УДК 75.011:316.613.42

Жеребцов С.Н.

 

Творчество Леонардо да Винчи как созидание культурных органов переживания

Язык статьи: російська

В статье на основе культурно-исторического анализа показано, что новые средства и художественные приёмы, которые использовал Леонардо да Винчи, способствовали становлению субъекта – свободного и ответственного человека, который глубоко переживает своё бытие. Данные средства позволяют в едином исполнении выразить целостность эстетических, нравственных и познавательных ценностей. Усилием сознания (субъектности), которое вооружено средствами, человек развивает в себе и художественно-этическую установку – способность чувствовать себя вовлечённым (субъективность). Единство субъектности и субъективности обеспечивается смыслом – «сознаваемой ценностью жизни». Такой идеал самобытия человека, при котором он свободно, вовлечённо и ответственно оперирует в своём внутреннем мире культурными средствами, предлагается называть игровым переживанием.

Ключевые слова: Леонардо, переживание, культура, субъектность, субъективность, игровое переживание.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 131-145 (pdf)


 

УДК 159. 922 : 336. 74

И. Зубиашвили

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев, Украина

Монетарная культура современного общества: социально-психологический аспект

Язык статьи: английский

В статье в русле экономической социализации рассматриваются особенности монетарной культуры в условиях современного украинского общества, закономерности ее формирования и развития, социальные функции, которые она выполняет. Анализируются компоненты исследуемого феномена – когнитивный, афективный, конативный.

Понятие «монетарная культура» определеятся в качестве самостоятельного структурного компонента общей культуры. В любой культуре сущность человека отображена в нормативном образе человека, который в каждый исторический период имеет конкретно-исторические проявления. В соответствии с этим монетарняа культура общества несет в себеі образ «человека экономического», соответчтвующего определенному типу культуры экономического общества, построенного на развитиых монетарных отношениях.

В контексте исследования деньги рассматриваются как специфический социокультурный феномен, особенный символ социокультурной жизни, подчеркивается важность изучения их социальной сущности. В процессе приспособления общества к новой реальности рынка и товарно-денежных отношений значительно изменяется отношение индивидов и груп к деньгам, нормам монетарного поведения. Деньги являются средством включения личности в связи с другими участниками монетарны отношений и непосредственно влияют на поведение людей, на изменение их личностных экономико-психологических качеств. В условиях же переоринтации украинской экономики на рыночные ценности особенно актуальной становится проблема рационального отноршения к деньгам и эффективного оперирования ими представителями разних соиіальных групп.

Ключевые слова: культура, монетарная культура, функции монетарной культуры, деньги, монетарное поведение, человек экономический.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 145-161 (pdf)


 

УДК 159.920.7:[965-12]

Ивашкевич И.В.

соискатель кафедры возрастной и педагогической психологи Ровенского государственного гуманитарного университета, Украина

Психологическая характеристика подходов к определению профессиональной компетентности специалиста

Язык статьи: украинский

В статье обозначены особенности компетентностного подхода в образовании. Описаны принципы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Выделены компетенции, которые входят в структуру профессиональной компетентности специалиста любой сферы деятельности. Среди ключевых профессиональных компетенций специалиста выделяются: политические и социальные компетентности, мультикультурные компетентности, коммуникативные компетентности, информационные компетентности и др. Определена структура профессиональной компетентности специалиста и выделены «ключевые мегакомпетенции».

Ключевые слова: профессиональная компетентность, политические и социальные компетентности, мультикультурные компетентности, коммуникативные компетентности, информационные компетентности, ключевые мегакомпетенции.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 161-173 (pdf)


 

УДК 925 : 159.923

Э.З. Ивашкевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психодиагностики Ровенского государственного гуманитарного университета (Ровно, Украина)

Феноменологический, измерительный, генетический, текстологический и факторный психологические подходы как основа структуры социального интеллекта педагога

Язык статьи: украинский

В статье проанализировано понятие «интеллект». Интеллект определён как своеобразная система психических механизмов, которые фасилитируют возможность построения индивидом субъективной картины мира. Описаны два основных подхода к интеллекту, которые выделены в психологии – когнитивный и категориальный. Определены сущность и содержание категориальных подходов к определению понятия «интеллект», а именно феноменологического, измерительного, генетического, тестологического и факторного подходов. Предложена и описана авторская концепция социального интеллекта, которая предусматривает, что социальный интеллект содержит когнитивную, мнемическую и эмпатийную подструктуры.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, феноменологический, измерительный, генетический, тестологический и факторный психологические подходы, когнитивная, мнемическая и эмпатийная подструктуры социального интеллекта.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 173-186 (pdf)


 

УДК 159.9.072

Каплуненко Я.Ю., Ленг Т.М.

психолог-психодиагност, научный консультант проекта «Профориентатор-Украина», Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», Киев, Украина; магистр психологии, руководитель проекта «Профориентатор-Украина», Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», Киев, Украина.

Современные методы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения: опыт использования профориентационного комплекса «профориентатор-Ua»

Язык статьи: украинский

В статье проанализированы современные задачи и вызовы профильного обучения в старшей школе, факторы формирования успешной готовности школьников к профильному распределению. Опубликованы данные об использовании профориентационного комплекса «Профориентатор-UA» для эффективного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников

Ключевые слова: профильная ориентация, профориентационная диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, «Профориентатор-UA».

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 186-208 (pdf)


 

 

УДК 159.922

З.Я. Ковальчук

Доктор психологических наук, доцент, заступник декана факультету психологии з учебно-методической работы Львовского государственного университету внутренних дел, Львов, Украина

Влияние стиля педагогического взаимодействия на эффективность руководства и способы решения конфликтных ситуаций

Язык статьи: украинский

В статье раскрыта проблема влияния педагогического взаимодействия на эффективность руководства и способы решения конфликтных ситуаций. В частности, проведено эмпирическое исследование по определению стиля руководства педагогического коллектива, мотивации к работе, способов и методов поведения в конфликтной ситуации с ученическим коллективом, детерминант эффективности деятельности руководства и отношения руководителя к коллективу. На основе проведённых статистических анализов доказано, что особенности оценки взаимодействия связаны с эффективностью руководства, стилями управления, способами поведения в конфликтной, проблемной ситуации.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, учителя, ученики, стили управления, эффективность руководства, конфликты, мотивация.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 208-216 (pdf)


 

УДК 159.923.2 – 053.6

Н. О. Кордунова, Л. В. Потапчук

 

Теоретический анализ проблемы становления личностной зрелости в студенческом возрасте

Язык статьи: украинский

В статье представлены основные подходы к пониманию личностной зрелости, которые есть в современной науке. Обоснована актуальность проблемы, отмечена её недостаточная разработанность. Осуществлён обзор научных исследований отечественных и зарубежных ученых в этой области. Основное внимание сконцентрировано на изучении личностной зрелости как сложного и динамического процесса, который характеризуется своими особенностями на каждом возрастном этапе. Становление личностной зрелости рассматривается как последовательное овладение личностью своим внутренним миром. Данный процесс происходит с помощью осознания себя как субъекта собственной жизни, развитого чувства ответственности, самостоятельности, самодостаточности, креативности, толерантности, жизненной философии, стремления к участию в жизни общества. Расширены теоретические представления о становлении личностной зрелости в студенческий период жизни. Становление личностной зрелости в этот период рассматривается нами как характеристика состояния личности студента, которая проявляется в высокой степени его личностной конструктивной активности, а также личностной функциональной продуктивности. Раскрываются профессионально значимые характеристики личностной зрелости, которые обеспечивают успешное становление будущего профессионала. Доказано, что личностная зрелость является результатом усвоения социально-культурных норм в учебном процессе высшего учебного заведения и становится в будущем фактором профессионального становления.

Ключевые слова: личность, личностная зрелость, зрелая личность, растущая личность, проприум зрелой личности, жизненная стратегия, самоутверджение, духовное «Я».

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 217-225 (pdf)


 

УДК 159.9

Н.П. Кулеша

 

Экспериментальная программа улучшения психологической адаптации студентов-первокурсников с дистантных семей к условиям обучения в высшем учебном заведении

Язык статьи: украинский

Статья посвященная использованию психологического тренинга улучшение психологической адаптации студентов-первокурсников с дистантных семей к условиям обучения в высших учебных заведениях. Рассматривается структура тренинговой программы учитывая определенные особенности компонентов психологической адаптации к обучению в вузе (эмоциональный, поведенческий, когнитивный, учебно-мотивационный). Программа включает в себя две взаимосвязанные части: теоретическую и практическую, также в программе представлены цели, задачи тренинговой программы, упражнения для развития психологической адаптации студентов к обучению Програма может использоваться в практике психологического сопровождения студентов.

Ключевые слова: адаптация, студенты-первокурсники с дистантных семей, тренинг, программа.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 226-234 (pdf)


 

УДК 159.9

О.В. Кухарчук

ст. лейтенант полиции, ст. инспектор Винницкого ВП ГУНП в Винницкой области, магистр психологии Винницкого социально-экономического института университета «Украина», г. Винница, Украина

Анализ индивидуально-психологических детерминант подверженности птср военнослужащих

Язык статьи: украинский

Статья посвящена анализу индивидуально-психологических детерминант подверженности военнослужащих ПТСР. Рассмотрение проблемы осуществляется на основе феноменологии посттравматических последствий и психологической травмы. Выясняются психологические состояния, которые являются наиболее уязвимыми к посттравматическому стрессу. Доказывается необходимость психологической подготовки военнослужащих к экстремальным ситуациям с целью увеличения стрессоустойчивости.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, стресс, психологическая травма, экстремальная ситуация.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 234-242 (pdf)


 

УДК 81'233:159.946.3

Кордонец В.В.

асистент кафедры логопедії та спеціальної психологии, ДВНЗ

«Донбаський государственный педагогический университет», м. Слов’янськ, Украина

Теоретико-методологические основы исследования коммуникативно-речевой сферы

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты теоретико-методологических аспектов коммуникативно-речевой сферы. Общение в которой выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. Определена роль коммуникативной функции речи в общем развитии ребенка, связанная с ее направленностью на формирование системы знаний и рассуждений путем присвоения социального опыта в различных видах деятельности.

Ключевые слова: коммуникативно-речевая сфера, коммуникативная функция речи, коммуникативное развитие, речь, общение, коммуникативная деятельность.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 243-251 (pdf)


 

УДК 159.923 (043.5)

Ю.В. Норчук

 

Детерминация заблаговременной устойчивости личности: эмпирическое измерение проблемы

Язык статьи: украинский

В статье проведен научно-теоретический анализ основных подходов к изучению проблемы устойчивости личности. Автор исходит из предположения о том, что спецификой данного понятия является его интегративность, что выражается в стабильности и согласованности личностных компонентов, способствующих успешности профессиональной деятельности. Определено, что морально-психологический фактор является важнейшим компонентом боеготовности и боеспособности и профессионального потенциала современного офицера. Представлены результаты эмпирического исследования заблаговременной устойчивости личности в контексте ее жизненных перспектив.

Ключевые слова: заблаговременная устойчивость личности, временные перспективы, жизненные перспективы.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 251-263 (pdf)


 

УДК 159. 923.2

Марьяненко Л.В.

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии имени Г.С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины; старший научный сотрудник, г. Киев, Украина

Психологическая структура самореализации ученика в учебно-познавательнойдеятельности

Язык статьи: украинский

Выделяются три этапа познавательной деятельности: информационно-познавательный; идеально-конструктивный, реально-конструктивный. Определяется, что познавательный компонент самореализации имеет в себе такие составляющие: теоретико-познавательную, экспериментальную, аналитико-структурную. Выделены такие звенья деятельностной самореализации именно в познавательной деятельности: формирование проблемы; поисково-познавательная активность, духовно-творческийетап. Самореализация зависит от таких критериев: организационных; деятельностно-творческих; субъектно-личностных; результативно-познавательных. На этой основе строится и психологическая структура самореализации: мотивационная; операциональная; личностная; результативная.

Ключевые слова: Структура познавательного компонента в самореализации: теоретико-познавательная, экспериментальная и аналитико-структурная составляющие. Диагностические критерии самореализации; самореализация в структуре познавательной деятельности; звенья самореализации в процессе творческой познавательной деятельности; психологическая структура самореализации.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 264-275 (pdf)


 

УДК 159.923:377 – 053.6

М.М. Мельничук

кандидат психологических наук, доцент, Полтавский Национальный педагогический университет имени В.Г. Короленка, м. Полтава, Украина

Проблема развития толерантности учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба

Язык статьи: украинский

Системный анализ структуры толерантности выделяет уровни её детерминации: социально-психологический, индивидуально-психологический и психофизиологический. Выявлено, что ведущим является первый уровень (ценностные ориентации), значительно меньшее значение имеет индивидуально-психологический (дивергентное мышление, эмпатия), и наименьшую роль в детерминации толерантности играет психофизиологический уровень. Показано, что киноискусство обладает воспитательными возможностями, которые целесообразно использовать для повышения уровня развития толерантности у подрастающего поколения. Содержание работы по развитию толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба рассмотрено через структурные компоненты этого морально-этического качества личности.

Ключевые слова: толерантность, системный подход, киноискусство, кинофильм, киноклуб.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 275-286 (pdf)


 

УДК 159.9:167.33

И.В. Михайлюк

аспирант лаборатории методологии и теории психологии Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина

Эмпирическое исследование структурно-функциональных компонентов диалогической компетентности будущих психологов

Язык статьи: украинский

В статье анализируется экспериментальное исследование структурно-функциональных компонентов диалогической компетентности будущих психологов. Описаны методические аспекты программы экспериментального исследования. Приведены результаты исследования состояния сформированности структурно-функциональных компонентов диалогической компетентности студентов-психологов. Сравниваются результаты студентов первого и третьего курсов. Определено, что в условиях традиционного обучения показатели структурно-функциональных компонентов диалогической компетентности указывают на недостаточный уровень их сформированности. Установлена необходимость организации специального обучения с целью формирования диалогической компетентности будущих психологов, что будет одновременно обеспечивать чёткое ориентирование в профессиональной деятельности и способствовать решению поставленных задач.

Ключевые слова: диалог, структурные компоненты, функциональные компоненты, диалогическая компетентность, профессиональная деятельность, будущие психологи.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 286-295 (pdf)


 

УДК 159.92

М.Ю. Панасенко

аспирантка Институту психологии имени Г.С. Костюка Национальной академии педагогических наук Украины, преподаватель кафедры иностранных языков Института природно-географического образования и экологии НПУ им. М.П. Драгоманова г. Киев, Украина

Развитие творческого мышления подростков в процессе изучения иностранного языка с помощью лингвистических интеллектуально-развивающих игр

Язык статьи: украинский

Статья посвящена анализу проблемы развития творческого мышления подростков в процессе изучения иностранного языка. В ней делается вывод, что развитие творческого мышления подростков возможно не только традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса, но и нестандартным способом посредством изучения иностранного языка. Автор изучает вопрос возможностей лингвистической игры как средства развития интеллекта и творческого мышления. Особое внимание уделяется такому средству развития мышления, как иноязычные пословицы, поговорки, басни, метафоры и другие устойчивые словосочетания. Рассматриваются методы развития художественно-творческих и креативных интеллектуальных способностей ребёнка. Среди них такие, как метод конструирования новых образов и метафор, метод составления рассказов на темы обобщений, которые содержатся в пословицах, метод тематического рисования и другие. Активизация мышления происходит также путем «декодирования» семантического содержания пословиц. Все эти методы и средства применяются с целью стимулирования у подростков творческого уровня учебной и познавательной активности.

Ключевые слова: творческое мышление, творческие способности, мышление подростков, игра, лингвистическая игра.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 295-305 (pdf)


 

УДК 159.9.07:370.17

Н.В. Перегончук

 

Психологические особенности профессиональной направленности будущих психологов

Язык статьи: украинский

В статье проведен анализ таких понятий, как «личностная направленность» и «профессиональная направленность», а также определены основные компоненты, с помощью которых формируется профессиональная направленность личности будущего психолога. Раскрыта содержательная и динамическая характеристика понятия «профессиональная направленность». Определены основные группы мотивов, детерминирующих профессиональную направленность будущих психологов. Установлено, что компоненты профессиональной направленности становятся более стойкими за счет глубокого познания перспектив будущей профессиональной деятельности и связаны с процессами самопрогнозирования и самопланирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего психолога.

Ключевые слова: профессиональная направленность, компоненты профессиональной направленности, отношение к профессии, ценности, мотивы, профессиональные мотивы, профессиональная компетентность будущих психологов.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 306-314 (pdf)


 

УДК 004.946:159.9.072

Т.А. Пода

к.ю.н., Фонд культуры и инноваций "Футура", зам. главы правления

г. Киев, Украина

Перспективы применения технологий виртуальной реальности и специальных виртуальных сред в психологических исследованиях и экспериментальной психологии

Язык статьи: украинский

В статье исследуются перспективы применения технологий виртуальной реальности (ВР) в экспериментальной психологии, а также проанализированы преимущества их использования. В отличие от традиционных методов, эксперименты в ВР позволяют достичь максимальной экологической валидности при гибкой контролируемости условий эксперимента. Приведены основные направления исследований, в рамках которых использование специальных виртуальных сред является наиболее эффективным и точным. ВР позволяет успешно изучать большинство психических процессов (сенсорное восприятие, ориентация в пространстве и др.), а также память, когнитивные процессы. Не решённой на сегодня проблемой является отсутствие стандартизации и единых требований к созданию специальных виртуальных сред, применяемых в экспериментальных и терапевтических целях.

Ключевые слова: виртуальная реальность, экспериментальная психология, психологический эксперимент, специальные виртуальные среды, внимание, восприятие, психологические образы, когнитивные функции, экологическая валидность.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 315-329 (pdf)


 

УДК 159.942-057.36 (043.2)

М.П. Полухіна

 

Особенности переживания кризисных состояний молодыми сотрудниками правоохранительных органов

Язык статьи: украинский

В статье поданы результаты теоретико-эмпирического анализа проблемы переживания кризисных состояний молодыми сотрудниками правоохранительных органов. Теоретический анализ проблемы показал, что кризис – это внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления. Человек в состоянии кризиса может чувствовать одно из трех доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество. Ученые отмечают роль характерологических особенностей личности (эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, незрелость личности, а также акцентуации характера) в генезисе кризисных состояний. Полученные эмпирические данные свидетельствуют, что к особенностям переживаний кризисных состояний можно отнести: низкий уровень рефлексии, высокий уровень тревожности, неадекватные эмоциональные и поведенческие проявления, социальную дезадаптацию личности, склонность к депрессии и одиночеству.

Ключевые слова: молодые сотрудники правоохранительных органов, кризис, кризисное состояние, переживания, возрастной кризис, профессиональный кризис, травматическая кризис.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 330-338 (pdf)


 

УДК 159.9: 355.2

Павлюк Т. Г.

Государственная пограничная служба Украины, заместитель начальника отделения инспекторов пограничной службы отдела пограничной службы «Казачья Лопань», г. Харьков, Украина

Формирование коллективного мнения в пограничном подразделении

Язык статьи: украинский

В статье описаны формы воздействия на коллективное мнение в пограничном подразделении. Пашем выделено влияние корпоративной культуры на коллективное мнение в пограничном подразделении.

Коллективным мнением в пограничном подразделении называется единственная позиция, делится всеми его членами, с конкретного, значимого для всех вопрос. Коллективное мнение выступает в форме знания, мысли о предмете этого знания, отношение к нему в форме коллективного решения и решения, решения, то есть намерения сделать определенную коллективное действие. Для большинства людей мнение окружающих, относительно себя чрезвычайно важна, поскольку носит оценивающий характер. Через эту призму отношений человек осмысливает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нег. Кроме этого, коллективное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива.

На формирование коллективного мнения подразделения влияют: традиции, единство, социально-психологический климат, социальная и профессиональная зрелость подразделения.

Ключевые слова: коллективное мнение, корпоративная культура, пограничное подразделение, традиции, единство, социально-психологический климат, социальная и профессиональная зрелость.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 339-350 (pdf)


 

УДК 159.9:159.94

Потапчук Н.Д.

кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; научно-исследовательского отдела Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, г. Хмельницкий, Украина

Теоретические основы исследования проблемы возникновения слухов среди населения в условиях чрезвычайной ситуации

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрены теоретические основы исследования проблемы возникновения слухов среди населения в условиях чрезвычайной ситуации. Установлено, что слухи как явление зародились с появлением человеческой цивилизации и являются одним из самих мощных средств распространения информации. На основе анализа исторических фактов выяснены первые случаи появления феномена слухов и исследована их роль в чрезвычайных ситуациях, в частности во время войны, военных действий, техногенных катастроф, экономических кризисов, политических беспорядков.

Сделана попытка проанализировать основные теории массовых коммуникаций как главного фактора возникновения слухов, поскольку считаем, что слухи – модель массового общения и коммуникации. На основе анализа и сравнения теорий исследователей массовых коммуникаций установлены основные причины возникновения и распространения слухов (удовлетворения своих интересов, соответствие информации установкам и убеждениям человека), каналы распространения слухов (телевидение, радио, средства связи, книги, журналы, сами люди), направление распространения слухов (задается СМИ, за счет чего они превращаются в инструмент манипулятивного воздействия). Установлено, что распространению слухов будет способствовать среда, в которой они зародились, и указано вероятные случаи возникновения слухов, в частности аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии, пожары. Сделан вывод, что слухи в условиях чрезвычайной ситуации возникают в связи с информационным вакуумом.

Учитывая основные исследования феномена слухов, описывается базовый закон, отражающий зависимость их интенсивности от важности событий и неоднозначности информации. Определены масштабы распространения слухов среди различных групп населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: слухи, исследования, феномен, массовые коммуникации, теории коммуникаций, причины возникновения, чрезвычайная ситуация.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 351-363 (pdf)


 

УДК 159.923.2

Пророк Н.В.

доктор психологических наук, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина

Психологические проблемы профессиональной социализации практических психологов

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния профессионального образца (Учителя, Мастера, значимого Другого, транслятора, вдохновляющего примера) на процесс профессионального становления и профессиональной социализации. Показано, что этот фактор есть чрезвычайно важным для формирования такого мотивационно-целевого образования, как стремление к профессиональному совершенствованию. Выделены особенности личности Мастера и его профессиональной деятельности, которые осуществляют большое влияние на практических психологов, в частности: эффективность профессиональной деятельности Учителя; разнообразие вариантов решения профессиональных ситуаций, новые психологические технологии, которые демонстрирует Мастер; реальный образец его личного самосовершенствования и др.. Определены психологические механизмы влияния «встречи» с Мастером. Показано, что на глубину понимания профессионального мастерства другого человека влияет профессиональный опыт практического психолога.

Ключевые слова: профессиональное развитие, «встреча» з Мастером, стремление к профессиональному самосовершенствованию, психологические механизмы, профессиональный опыт, ценности, профессиональная рефлексия.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 363-374 (pdf)


 

УДК 159.9:369.223

О.П. Проскурняк, Ю.Г. Андрейчук

 

Психологическая готовность к материнству как аспект ролевой самореализации женщины

Язык статьи: украинский

В статье изучается феномен материнства как гендерное явление. Рассмотрена структура психологической готовности к материнству. Исследовано влияние материнства на развитие личности женщины на протяжении всей жизни и на её самореализацию.

Ключевые слова: гендерные особенности самореализации женщины, психологическая готовность к материнству, ролевой подход в теории личности.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 374-386 (pdf)


 

УДК 159.9.01

Росийчук Т.А.

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории методологии и теории психологии, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПНУ, Киев, Украина

Философско-психологический анализ подходов к проблеме языка и мышления в связи с психологическим видением субъекта

Язык статьи: украинский

Философия предложила две парадигмы познания, в зависимости от которых определялись объект, идея субъекта и соотношение мышления и языка. Естественно-научная парадигма опиралась на образ субъекта как пассивного приемника воздействий физической реальности, которые перерабатывает мышление, а уже готовую мысль транслирует язык. Культурно-историческая парадигма, воспринявшая феноменологический подход И. Канта, признала активность субъекта, подчеркнула роль воображения в познании и создании картины мира и пересмотрела роль языка в его отношении к мышлению. В статье рассматривается, как наследие этих парадигм отражается на видении психологией путей решения проблемы языка и мышления.

Ключевые слова: познание, субъект, язык, мышление, внутренняя речь, культура, развитие, феноменология.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 386-396 (pdf)


 

УДК 159.972

Сурена Сардарзаде

аспирант кафедры психодиагностики та клинической психологии Киевского Национального университета имени Тараса Шевченка, Киев, Украина

Психологическая оценка когнитивных схем при тревожных расстройствах

Язык статьи: украинский

Цель этого исследования – изучение роли когнитивных и эмоциональных схем при объяснении тревожных расстройств. Нами были отобраны (методом случайного отбора) 109 пациентов, направленных с различными типами тревожных расстройств к психиатрам и психологам (частных и государственных учреждений) в Тегеране (Иран). Для оценки результатов «Опросника схем Янга» (Young Schema Questionnaire) нами применены дисперсионный анализ и тест Тьюки. Результаты показали значимые различия между сферой «отстранение-отторжение» при панических расстройствах с агорафобией или без нее, панических атаках, посттравматическом стрессе и социальных фобиях, обсессивно-компульсивном расстройстве и генерализированном тревожном расстройстве так же, как и при специфических фобиях. Отличие заключается в том, что в случае панического расстройства сфера схемы «отстранение-отталкивание» считается неэффективной. На основании наших результатов по тревожным расстройствам сфера «травма-отторжение», «направленность на других» и «чрезмерная бдительность» относятся к дисфункциональным схемам в настоящей группе.

Ключевые слова: тревожные расстройства, "травма-отторжения", "направленность на других", "чрезмерная бдительность", "опросника схем Янга".

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 396-404 (pdf)


 

УДК 159.99

О.А. Сидоренко

 

Волонтёрское движение в мире и в Украине

Язык статьи: украинский

В статье рассматривается исторический путь появления и формирования волонтёрства и волонтёрского движения в мире и в Украине до сегодняшнего дня. Приведены примеры, как волонтёрское движение выглядит в современной жизни разных стран мира, рассмотрены факторы влияния на его формирование, совершенствование и распространение на территории конкретной страны, проведена сравнительная характеристика благотворительности среди стран мира. При анализе и сравнении благотворительности среди стран мира произведён анализ ситуации в Украине, рассмотрено, как появлялось и развивалось волонтёрское движение в нашей стране, как оно выглядит сегодня, и какие могут быть перспективы в ближайшем будущем.

Ключевые слова: история волонтёрства, волонтёр, волонтёрство, волонтёрское движение, благотворительность, всемирный индекс благотворительности.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 404-412 (pdf)


 

УДК 159.923

Слободяник Н.В.

к. психол. н., ст. н. сотрудник, Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев, Украина

Личностное развитие украинской молодёжи как субъекта образования в условиях кризисной нестабильности

Язык статьи: украинский

В статье анализируются место и роль украинской молодежи в обществе, которое находится в условиях кризисной нестабильности. Рассмотрено образование как стратегический социальный институт развития общества, который благодаря своим функциям выступает той приоритетной сферой, в которой украинская молодежь может разворачивать свою производительную деятельность, осуществлять самоактуализацию своего потенциала, оптимально удовлетворять свои потребности в самореализации. Осмысливаются проблемы личностного развития молодежи в современном образовательном пространстве, в частности отмечается, что личностное развитие следует рассматривать как единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни, результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Раскрыта сущность понятия личностного развития и роли в нем самоактуализации, а именно: а) личностное развитие определено как сознательная деятельность человека, направленная на наиболее полную реализацию себя как личности; как форма жизнетворчества человека, культивирование собственной уникальности путем расширения собственных возможностей; б) акцентировано внимание на важном моменте личностного развития в учебной деятельности – взаимопереходе потенциального, возможного в актуальное, настоящее, и наоборот, то есть на зарождении и приведении в действие механизмов самоактуализации. Предложены векторы совершенствования функционирования образовательного пространства современных учебных заведений, в котором молодежь будет иметь возможность открывать для себя новые смыслы, порождать новую реальность.

Ключевые слова: общественно-политический кризис, образование, личностное развитие, субъект образования, самоактуализация, образовательное пространство учебных заведений.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 412-423 (pdf)


 

УДК 159.9.018.7

Теплицкая А.А.

преподаватель Висшего учебного заведения „Международный гуманитарно-педагогический Институт „Бейт-Хана”, Киев, Украина

Модель и моделирование в профессиональном образовании будущих учителей

Язык статьи: украинский

В статье дан общий анализ педагогического моделирования как метода педагогических исследований, раскрыты некоторые подходы к классификации, представлены основные позиции применения педагогического моделирования в теории и практике профессионального образования учителей. Доказано, что любое моделирование предполагает использование абстрагирования и идеализации (особенно это относится к моделированию сложных педагогических систем, поведение которых зависит от большого числа взаимосвязанных факторов различной природы). В педагогическом моделировании чаще всего востребованы структурно-функциональные модели, при построении которых объект рассматривается как целостная система, включающая составные части, компоненты, элементы, подсистемы. Построение такой модели позволяет получить новую информацию о поведении объекта, выявить взаимосвязи и закономерности, которые не удается обнаружить при других способах анализа.

Ключевые слова. Модель, педагогическое моделирование, проектирование, профессиограмма учителя, структурно-функциональная модель.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 424-433 (pdf)


 

УДК 159.95

Б.Н. Ткач

к. психол. н., докторант НАПН Украины, Институт психологии им. Г.С.Костюка, лаборатория психологии обучения им. И.О. Синиці, Киев, Украина

Нейропсихология религиозного и идеологического фанатизма

Язык статьи: украинский

Рассмотрены религиозный и идеологический фанатизм с позиции нейропсихологического подхода. Охарактеризованы нейропсихологические особенности деятельности мозга религиозных/идеологических адептов. Раскрыто, благодаря каким функциональным ограничениям когнитивных процессов человека религия/идеология интегрируется в структуру личности. Выявлено, что наиболее вероятной причиной перехода от поклонения к фанатизму является нарушение когнитивного здоровья. Предложен нейропсихологический ресурс защиты от религиозного/идеологического насилия: развитие когнитивных способностей, культуры мышления, умения преодолевать страх отличаться от толпы и ознакомление с принципами критического рационализма, доступ к разным мировоззренческим концепциям и свободам выбора. Определён дальнейший поиск исследования в создании новых правил и норм для общества, которые бы основывались на врожденной морали и учитывали нейропсихологические особенности человека.

Ключевые слова: религия, фанатизм, нейропсихология, личность, лобные доли мозга, функциональные ограничения когнитивных процессов.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 433-444 (pdf)


 

УДК 159.964.3

Турбан В.В.

доктор психол. наук, Институт психологии им. Г.С.Костюка НАПН Украины, Киев, Украина

Семейный конфликт как предмет исследования в практической психологии

Язык статьи: украинский

В статье описано психологическую природу семейного конфликта. Выделены типы семейных конфликтов, способы их предупреждения и преодоления. Семейный конфликт рассматривается как психологический феномен, который влияет на социальную, психологическую и физическую стороны развития всех членов семьи. Семейные конфликты рассматривается, как противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Семейные отношения формируются в большинстве случаев на основе опыта родительской семьи каждого из супругов и чрезвычайно редко на основе зрелых представлений и реалистичных пожеланий каждого из партнеров. Это становится поводом для большинства семейных конфликтов. Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного его преодоления. Последовательное, продуманное поведение, чаще всего, направлено на преодоление конфликта в целом. Также, отдельно выделяется мозаичный конфликт и формы его преодоления.

Ключевые слова: конфликт, семейный конфликт, типы конфликтов, классификация конфликтов, предупреждения конфликтов, преодоления конфликтов, мозаичность конфликта.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 444-453 (pdf)


 

УДК 159.972:316.6

Я.В. Чаплак, Г.В. Чуйко

 

Виктимность как социально-психологическая проблема современности

Язык статьи: украинский

Статья посвящена изучению социально-психологического феномена виктимности как склонности личности (обусловленной специфическим сочетанием комплекса диспозиционных и ситуационных составляющих) становиться жертвой обстоятельств или лиц, когда ситуация этому способствует, хотя и существует возможность этого избежать. Проанализированы понятия жертвы (и их классификации в юриспруденции и психологии), виктимности (её виды и уровни), виктимной личности. Эмпирически исследованы личностные характеристики, связанные со склонностью к виктивному поведению, основные из которых – утрата жизнестойкости, неверие в справедливость и благосклонность мира, в собственные силы и возможности; эмоциональная неустойчивость и неспособность адекватно справляться со стрессом.

Ключевые слова: виктимология, виктимность, жертва, тип виктимности, жизнестойкость, копинг-стратегия, удовлетворенность жизнью, чувство безопасности.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 454-466 (pdf)


 

УДК 159.922.8: 159.923.2: 159.922.2

А.В. Шамне

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей та возрастной психологии КШ ДВНЗ «Криворізький Национальный университет», г. Кривой Рог, Украина

Опыт эмпирического исследования кризиса подростково-юношеского возраста

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрены особенности проблеми возрастного кризиса в психологии. Представлены результаты эмпирического исследования динамики, симптоматики, феноменологии и течения подростково-юношеского кризиса. Осуществлен сравнительный анализ результатов анкетирования разных групп респондентов: учителей, студентов, современных украинских подростков, их учителей и родителей. Использованы разные аспекты оценивания (ретро- и актуал-оценивание, объективное и субъективное оценивание) и определены особенности восприятия разными группами информантов симптоматики и феноменологии возрастных проявлений кризиса взросления. Описаны разные типы его динамики и содержания у современных подростков.

Ключевые слова: подростковый возраст, феноменология, признаки подростково- юношеского кризиса, Л.С.Выготский, родители, учителя, современные подростки, факторный анализ, кризис личности, кризис субъекта.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 466-475 (pdf)


 

УДК 159.923.2

И.В. Шевчук

аспирантка, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина

Нарративная психология как направление современных исследований

Язык статьи: украинский

В статье раскрывается вопрос нарративной психологии. В основе этого подхода лежит представление о том, что реальность не существует объективно, а непрерывно конструируется во взаимодействии людей друг с другом. В результате этого взаимодействия отдельными сообществами людей создаются убеждения, ценности, законы, представления, которые находят выражение в языке. Сквозь призму этих представлений люди интерпретируют мир, наделяют смыслом те или иные явления, события, процессы их жизни.

Термин «нарратив» подразумевает рассказывание историй о людях и их проблемах. Поэтому основной целью нарративной терапии является создание вокруг клиента пространства для развития альтернативных историй, которые дадут ему возможность почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни, стать непосредственно автором своей истории.

Ключевые слова: нарративная психология, нарратив, автобиография, идентичность, нарративный анализ, жизненный опыт.

Aktual_probl_psihol 2016, 10(28): 475-483 (pdf)