Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 52 – 2019
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.98:005.73:316.48
Карамушка Л.М.
Карамушка Людмила Николаевна , член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье проанализировано состояние разработки проблемы последствий социальной напряженности на уровне общества и на уровне организации. Осуществлена классификация основных последствий социальной напряженности в образовательных организациях. Выделены три группы последствий социальной напряженности в образовательных организациях (на уровне организации в целом и отдельных подразделений, на уровне отдельных работников). В процессе эмпирического исследования установлено, что третья группа последствий социальной напряженности значительно превосходит выраженность последствий первой и второй группы. Обоснована необходимость специальной работы со стороны руководителей и психологов образовательных организаций по профилактике и преодолению социальной напряженности у персонала образовательных организаций.
Ключевые слова: образовательные организации, социальная напряженность в организации; последствия социальной напряженности на уровне общества; последствия социальной напряженности в образовательных организациях; классификация последствий социальной напряженности в образовательных организациях
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 3-10 (pdf)
УДК: 159.98:005.73:316.48
Карамушка Л.М., Креденцер О.В., Терещенко К.В., Івкін В.М., Лагодзінська В.І., Ковальчук О.С.
Карамушка Людмила Николаевна , член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной и социальной психологии Института психологии имени Г. С. Костюка АПН Украины, г.. Киев, Украина.
Креденцер Оксана Валерьевна , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..>
Терещенко Кира Владимировна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Ивкин Владимир Николаевич , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Лагодзинский Валентина Ивановна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Ковальчук Александр Сергеевич , научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина. .
Язык публикации: украинский
В статье представлена классификация психологических факторов социальной напряженности в образовательных организациях, касающихся: особенностей функционирования украинского общества; деятельности образовательной организации; особенностей деятельности и взаимодействия образовательного персонала. Показано, что для эмпирического исследования выделенных психологических факторов авторами разработан диагностический комплекс «Диагностика социальной напряженности в образовательных организациях», который включает три группы методик для изучения: а) основных видов социальной напряженности в образовательных организациях; б) психологических факторов социальной напряженности, которые относятся к деятельности организаций в целом; в) психологических факторов, которые касаются особенностей деятельности и взаимодействия образовательного персонала.
Ключевые слова: образовательные организации, социальная напряженность в организации; факторы социальной напряженности в образовательных организациях; методики для исследования социальной напряженности в образовательных организациях
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 10-18 (pdf)
УДК: 656.13-051:159.9:316.614
Панченко О.А., Кабанцева А.В., Сердюк І.О.
Панченко Олег Анатольевич , заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор вузов «Межрегиональная академия управления персоналом», академик Европейской академик естественных наук (Ганновер, Германия), директор ГУ «Научно -практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины », президент общественной организации« Всеукраинская профессиональная психиатрическая лига », г. Киев, Украина..
Кабанцева Анастасия Валерьевна , кандидат психологических наук, ученый секретарь, старший научный сотрудник государственного зак ада ""Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины» (г.. Константиновка, Донецкая область), доцент кафедры психологии Межрегиональной академии управления персоналом, г. Киев, Украина.
Сердюк Ирина Александровна , младший научный сотрудник, практический психолог Государственного учреждения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр Министерства здравоохранения Украины», г. Константиновка, Донецкая обл., Украина.
Язык публикации: украинский
В статье рассматриваются проблемы, связанные с изменениями условий дорожного движения, стремительным ростом количества автотранспортных средств и интенсивности дорожного движения. Это актуализирует новые повышенные требования к процессу социализации и развития личности водителя-профессионала. Освещаются вопросы реформирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, прогрессивные технологии развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Акцент сделан на внедрении новейших технических средств управления транспортными средствами, прежде всего автоматизации систем управления и навигации. Приводятся примеры несовершенства автоматизированных систем, что приводит к трагическим последствиям. Предлагаются методы прогноза профессиональной и функциональной надежности водителей-профессионалов.
Ключевые слова: водитель-профессионал, социализация, дорожное движение, дорожно-транспортная инфраструктура, автотранспортные средства, автоматизированные системы, технические средства, психодиагностика, надежность
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 19-24 (pdf)
УДК: 316.454.2:159.9.07
Соломка Т.М.
Соломка Тамара Николаевна , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Учебно-научного института международных отношений и социальных наук Межрегиональной Академии управления персоналом., Г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье осуществлен анализ основных теоретико-методологических подходов к проблеме стратегиально-стилевой вариативности как проявления многообразия принципов организации деятельности, поведенческих ролей, групповых норм и ценностей. Содержательно-процессуальное единство стратегий и стилей ЛСПО (личностного самоконструирования персонала организаций) идентифицируется в рамках пространственно-временной метапарадигмы в структуре авторской полипарадигмальной модели ЛСПО. Подчеркнуто, что в профессионально-конструктивистской парадигме создаются стратегии ценностей перспектив профессии; в парадигме организационных структур – относительно цели, миссии и ценностей организации – стратегии лидерства и карьеры; в субъектно-конструктивистской парадигме – широкое поле для развертывания творческой стратегии и эксклюзивных стилей субъекта ЛСПО. Обоснована стратегиально-стилевая окрашенность парадигмы детерминант и предикторов ЛСПО как полистилевые стратегии адаптации, получения профессиональных компетенций, контекстно-стилевые стратегии ЛСПО в системе «Lifelong Learning»
Ключевые слова: личностное самоконструирование персонала организаций (ЛСПО), субъект ЛСПО, стратегии, стили, стратегиально-стилевой подход, вариативность, цель и ценности организации, парадигмы
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 24-28 (pdf)
УДК: 159.944.4:355.133.4
Черевичний С.В.
Черевичный Сергей Васильевич , адъюнкт кафедры общественных наук гуманитарного института Национального университета обороны Украины имени Ивана Черняховского, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье рассмотрена проблема принятия решения командирами в условиях неопределенности и амбивалентного влияния. Показана связь невозможности принятия решения и ситуацией неопределенности, которая, в свою очередь, приводит к стрессовым ситуациям. Проанализирован ряд копинг-стратегий на пути преодоления неопределенности и стресса. Представлены результаты эмпирического исследования амбивалентности личности командира в стрессовых условиях обстановки, реагирования на сложную ситуацию неопределенности, борьбу со стрессом, получивших отражение в трех основных сферах психической деятельности, а именно: когнитивной, аффективной и поведенческой. Сделаны выводы о влиянии амбивалентности на принятие решения в условиях неопределенности по очерченными составляющими
Ключевые слова: решение, неопределенность, амбивалентность личности, стрессовая ситуация, командир
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 29-34 (pdf)
УДК: 316.6
Дембицька Н.М., Рябовол Т.А., Голяка С.Г.
Дембицкая Наталья Николаевна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Костюка АПН Украины, г.. Киев, Украина
. Рябовол Татьяна Анатольевна , старший научный сотрудник лаборатории социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Голышом Сергей Григорьевич , психолог лицея № 198 «Эко», г. Киев, Украина..
Язык публикации: украинский
В статье показаны основные изменения в направлениях экономической социализации молодежи в контексте постепенной глобализации экономических отношений, виртуализации собственности и интенсивного развития информационных технологий (софтизации объектов владения). Обосновываются теоретически и показываются эмпирически новейшие тенденции в становлении экономической культуры молодежи, которые определят новые по характеру и механизмами реализации отношения собственности. Констатируется тенденция к осознаванию учениками процесса софтизации, оцифровки собственности, ее социально-психологической функции. Показывается, что в сознании учеников актуализируется эмоционально-оценочная составляющая отношения к виртуализации объектов владения. В частности, констатируется наличие переживаний учащихся, связанных с ощущением изолированности и уединения, которым чревато введение в жизнь современных технологий
Ключевые слова: экономическая культура молодежи, экономическая социализация, личность, отношения личной собственности, софтизация, оцифровка собственности
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 35-39 (pdf)
УДК: 316.6
Зубіашвілі І.К.
Зубиашвили Ирина Константиновна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Язык публикации: украинский
В статье анализируются результаты теоретического исследования монетарной культуры личности как условия ее экономической социализации. Проведенное исследование дало возможность определить монетарную культуру как монетарный аспект экономической культуры, который является сложным социокультурным феноменом и проявляется как особенный способ хозяйствовання в монетарной сфере общества через совокупность финансово-экономических мировоззрений, норм, ценностей, монетарных отношений, институтов, монетарного поведения разных субъектов хозяйствовання (индивидов, социальных групп, слоев общества), представленный в результатах материального и духовного труда и выполняющий важную роль в обеспечении стабильности общества
Ключевые слова: культура, экономическая культура, монетарная культура общества, монетарная культура личности, экономическая социализация, личность, ценности, нормы
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 40-45 (pdf)
УДК: 17.032.1; 338.2 – 053.81
Лавренко О.В.
Лавренко Ольга Васильевна , кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения духовных и материальных начал в экономическом сознании студенческой молодежи. Духовное начало представлено «убеждениями и моральными принципами личности», которое предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро. Материальное – деньгами, которые влияют на формирование нравственности и образа жизни личности, ее экономическую культуру
Ключевые слова: экономическая социализация личности, экономическая культура, убеждения, моральные принципы, деньги, личная цена экономического успеха, студенческая молодежь
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 45-55 (pdf)
УДК: 316.6
Мельничук Т.І.
Мельничук Татьяна Ивановна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье осуществлен анализ теоретико-методологических особенностей экономического самоопределения студентов в сфере занятости. Выяснено, что экономическое самоопределение современной студенческой молодежи тесно взаимосвязано с целым рядом процессов – профессиональным и личностным становлением, экономической социализацией и адаптацией, формированием профессиональной идентичности. Показано, что достаточно значимыми при экономическом самоопределении являются развитие экономического сознания и субъектные свойства человека – его активность, независимость, устойчивость, ответственность, способность к произвольному поведению, саморегуляции, рефлексии. Эмпирически доказано, что элементы экономического сознания (самоопределение) детерминируются индивидуальными и социально-психологическими характеристиками личности
Ключевые слова: экономическое самоопределение, экономическая социализация, студенческая молодежь, профессионализация
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 55-61 (pdf)
УДК: 336:316:37.014.3 (477)
Філончук З.В.
Филончук Зоя Владимировна , кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики преподавания учебных дисциплин коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования» м. Херсон, Украина
Язык публикации: украинский
Статья раскрывает значение финансовой культуры как фактора экономической социализации учащейся молодежи. В статье определено содержание и соотношение понятий «финансовая культура», «экономическая культура», «финансовая грамотность», «финансовые компетенции». В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности и финансовой культуры учащихся в современных условиях реформирования школьного образования, предложены рекомендации по реализации сквозной содержательной линии «Предприимчивость и финансовая грамотность»
Ключевые слова: финансовая культура, финансовая грамотность, финансовые компетенции, экономическая культура, ключевые компетентности, сквозные содержательные линии
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 61-68 (pdf)
УДК: 159.9:316.6
Бриль М.М.
Брыль Марина Николаевна , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Киевского национального университета культуры и искусств, директор Государственного научно-методического центра содержания культурно-художественного образования, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье приводятся результаты теоретико-методологического анализа изучения возможностей использования метафорических ассоциативных карт (МАК) как инструмента в психологии профессионального определения. Метафорические карты сегодня активно разрабатываются и внедряются в практику, но не сразу становятся известными широкому кругу специалистов. Создание наборов МАК как профориентационного психологического инструмента может дать стимул профессионалам для дальнейшей разработки авторских техник, новых карт, и в итоге, непосредственно для подростков, стать эффективным проективным инструментом для оптимизации проблемы выбора профессии в современных условиях
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, профессиональный выбор, психологический инструмент, профессиональное консультирование, профориентационная работа
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 69-76 (pdf)
УДК: 316:159.9-053.2
Кабанцева А.В.
Кабанцева Анастасия Валерьевна , кандидат психологических наук, ученый секретарь, старший научный сотрудник государственного учреждения ""Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины"" (г.. Константиновка, Донецкая область) , доцент кафедры психологии Межрегиональной академии управления персоналом. м. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
Основы социализации закладываются в детстве и зависят они от совокупности различных факторов, в частности ̶ внутренних, то есть от состояния физического и психического здоровья, и психологического благополучия в целом. В статье приводятся результаты исследований эмоциональных нарушений современных детей, проживающих в условиях социально-экономической нестабильности. Детально описано влияние когнитивного диссонанса на процесс адаптации. Предложена технология социализации детей с эмоциональными нарушениями в рамках системного подхода по четко спланированной этапности действий относительно коррекции эмоциональных нарушений, лечения, реабилитации последствий. А также спланировано дальнейшее сопровождение таких детей. Реализация данной технологии работает через коллаборацию педагогов, психологов, врачей и родителей
Ключевые слова: страх войны; агрессия; тревожность; коллаборация действий психологов, педагогов, врачей; социально-экономическая нестабильность
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 76-82 (pdf)
УДК: 159.9:004.738.5
Назар М.М.
Назар Максим Николаевич , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории современных информационных технологий обучения Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье раскрыта эффективность обучающе-психологических интернет-тренингов развития коммуникативной компетентности для формирования субъектной активности их участников. Субъектная активность рассматривается как мера проявления в деятельности индивидуума целенаправленности по отношению к преобразованию действительности, как объективной, так и субъективной. Групповая обучающе-психологическая тренинговая работа, имеющая целью развитие компетентности в общении и основывающаяся на применении инфокоммуникационных и мультимедийных возможностей сети Интернет, также способствует формированию субъектной активности. Указанная связь объясняется, в частности, когерентными и соответствующими психологическими структурами, имеющимися у каждого из отмеченных психологических феноменов, актуализируясь и усиливаясь в процессе группового дистанционного обучения в виртуальном пространстве Интернета, интенсифицируется субъектно ориентированной средой обучения – виртуальным образовательным пространством
Ключевые слова: субъектность, субъектная активность, интернет-тренинг
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 82-86 (pdf)
УДК: 316:159.9:004.9
Панченко О.А.
Панченко Олег Анатольевич , Заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор вузов «Межрегиональная академия управления персоналом», академик Европейской академик естественных наук (Ганновер, Германия), директор ГУ «Научно -практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины », президент общественной организации« Всеукраинская профессиональная психиатрическая лига », г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье рассматривается специфика социализации личности в условиях информационной турбулентности, обусловленная деструктивными факторами окружающей природной и общественно-политической сред. В таких условиях личность постоянно находится в напряжении и должна корректировать жизненный путь, чтобы адаптироваться к быстрым изменениям и не стать жертвой социализации. Акцентировано, что турбулентность, как адекватный ответ личности, играет конструктивную роль в виде формирования «турбулентного мышления», что создает предпосылки для обеспечения эффективности процесса социализации. Такое мышление создается путем формирования соответствующей социокультурной среды, в которой органично сочетаются потенциалы нового образовательного пространства, саморазвития и самоактуализации личности
Ключевые слова: информационная турбулентность, информационная социализация, социокультурная среда, медиаграмотность, эвристика, турбулентное мышление
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 87-93 (pdf)
УДК: 925:159.913-05
Примачок Л.Л.
Примачек Людмила Леонтьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры здоровья человека и физической реабилитации Учебно-научного института здравоохранения Национального университета водного хозяйства и природопользования, г.. Ровно, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье представлен анализ феномена «личностного становления» с точки зрения воздействия на человека внешних и внутренних факторов, обоснованы базовые характеристики развития личности и особенности её формирования, определены этапы социального становления личности и сделаны выводы относительно профессионального становления субъекта. Отмечено, что профессиональное становление личности должно анализироваться с точки зрения процесса и результата. В первом случае профессиональное становление субъекта характеризуется с учётом динамики социального развития человека, что определяет его формирование как социально зрелой личности. В свою очередь, под социально зрелой личностью в психолого-педагогической литературе понимается уровень сформированности установок, знаний, умений и морально-этических качеств, достаточный для умелого выполнения субъектом всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому. Отмечено, что с учётом феномена социальной зрелости, с помощью её базовых показателей можно «наполнить» содержание профессионального становления, описать его и как процесс, и как результат
Ключевые слова: личностное становление, профессиональное становление, социально зрелая личность, динамика социального развития, установки, знания, умения, морально-этические качества
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 93-99 (pdf)
УДК: 316.6
Пустовий О.М.
Пустовой Александр Николаевич , научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г.. Кропивницкий, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье акцентировано внимание на зависимости групповой сплоченности и психологической атмосферы в воинском коллективе от мотивационных факторов. Обоснована актуальность определения показателей, влияющих на интеграцию военнослужащих в воинский коллектив. Показаны преимущества исследования мотивационных факторов для укомплектования подразделений военнослужащими, для повышения группового взаимодействия во время военно-профессиональной деятельности. Проанализированы результаты эмпирического исследования мотивационных факторов группового взаимодействия военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на Востоке Украины
Ключевые слова: групповое взаимодействие, групповая сплоченность, психологический климат в коллективе, гигиенические и мотивационные факторы
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 99-104 (pdf)
УДК: 355:316.35
Сліпушко Г.М.
Слипушко Галина Николаевна , студентка Института последипломного образования Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье исследуются особенности формирования рекомендаций по психопрофилактике негативных гендерных стереотипов личности военнослужащих-женщин. Представлены рекомендации относительно адаптации после возвращения из АТО и ООС: с учетом положения Резолюции ООН от 5.10.2009 г. по более широкому вовлечению женщин в решение важных политико-экономических вопросов в конфликтных и постконфликтных ситуациях; учет и внедрение в Украине опыта стран ЕС, США, Канады по урегулированию участия женщин в армии; внедрение законодательных инициатив по преодолению дискриминации по гендерным признакам; распространение информации о военнослужащих-женщинах в СМИ; возможности для женщин получать высокие военные звания; внесение изменений в приказ Министерства обороны Украины № 46 «О введении в действие Списка должностей офицерского состава, на которые могут назначать женщин, принятых на военную службу по контракту в добровольном порядке»
Ключевые слова: психопрофилактика, гендерные стереотипы, женщина-военнослужащий, АТО (антитеррористическая операция), ООС (операция объединенных сил), равные права, Вооруженные Силы Украины (ВСУ)
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 104-110 (pdf)
УДК: 159.9:371.134
Стасько О.Г., Зольникова С.В.
Стасько Елена Григорьевна , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, глубинной коррекции и реабилитации Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого., Г. Черкассы, Украина
зольную Светлана Владимировна , студентка Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, специальность «Психология»
Язык публикации: украинский
В статье раскрыто психологическое содержание феномена условных ценностей, установлены глубинно-психологические предпосылки их формирования. Доказана связь условных ценностей с идеализированным «Я» субъекта и психологическими защитами (базовыми и ситуативными). Определено влияние условных ценностей на формирование идеализированного «Я» личности. Раскрыта связь условных и нормативных ценностей. Показано, что групповая психокоррекция по методу активного социально-психологического познания (АСПП) помогает субъекту осознать условность ценностей и нивелировать трудности общения
Ключевые слова: условные ценности, нормативные ценности, идеализированное «Я», психологическая защита, психокоррекция, метод активного социально-психологического познания (АСПП)
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 110-115 (pdf)
УДК: 319.6.47:157.931.8
Сулятицький І.В., Островський І.П., Островська К.О.
Сулятицкий Иван Васильевич , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и инклюзии Львовского национального университета имени Ивана Франко., Г. Львов, Украина
Островский Игорь Петрович , доктор технических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и инклюзии Львовского национального университета имени Ивана Франко., г. Львов, Украина
Островская Екатерина Алексеевна < / em>, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и инклюзии ль овского национального университета имени Ивана Франко., г. Львов, Украина
Язык публикации: украинский
В статье приведены результаты экспериментального исследования показателей социальной адаптированности 30 участников АТО по методикам: шкала социальной адаптированности; шкала личностной тревожности Спилберга; шкала склонности к агрессивности и конфликтности; карта определения риска суицидальности. Представлены этапы психологического сопровождения участников военных действий, основные направления профилактики боевых психических травм и результаты проведения цикла тренингов с бойцами АТО, которые привели к положительному сдвигу показателей социальной адаптированности участников АТО
Ключевые слова: участники АТО (антитеррористической операции), ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), стрессоустойчивость, суицид, агрессивность, тревожность, социальная адаптация
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 116-122 (pdf)
УДК: 316.647.5
Терещенко К.В.
Терещенко Кира Владимировна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье дано определение толерантности личности как интегральной характеристики и активной позиции личности, которая проявляется в уважении к другим людям и к себе. Толерантность рассмотрено как философскую категорию, установку, социальную ценность, психологическую устойчивость, способность, толерантное сознание, личностное качество. Выделены функции, виды, уровни, компоненты, границы и критерии толерантности. Сделан вывод о том, что использование междисциплинарного подхода позволяет исследовать феномен толерантности во всей его сложности
Ключевые слова: толерантность, личность, междисциплинарный подход, функции толерантности, виды толерантности, компоненты толерантности, критерии толерантности
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 123-128 (pdf)
УДК: 159.9:316.6
Чаплак Я.В., Собкова С.І., Собков Ю.В.
Чаплак Ян Васильевич , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина
Собкова Светлана Ивановна , кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии факультета педагогики, психологии и социальной работы Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина
Собков Юрий Викторович , кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных факультетов Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье охарактеризовано понятие «манипулятивной имитационной деятельности» – одного из значимых критериев определения кризисного общества. Проанализировано ряд последних научных исследований и публикаций по данной проблематике и обозначена ее актуальность. В выводах обосновано, что именно манипулятивно-имитационная деятельность может выступать одной из доминантных технологий манипулятивного социально-психологического воздействия и критерием определения «стабильности-нестабильности» того или иного общества Определены перспективы дальнейших научных исследований манипулятивно-имитационных процессов в современной информационной среде
Ключевые слова: социальная имитация, манипулятивная имитационная деятельность, социально-психологическое воздействие, имитация-подражание, имитация-симулякр, психологическое заражение
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 128-135 (pdf)
УДК: [316.6+159.922]:343.261-052
Шаумян О.Г.
Шаумян Елена Геворкивна , кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, ЧВУЗ «Кропивницкий институт государственного и муниципального управления», г.. Кропивницкий, Украина
Язык публикации: украинский
Статья посвящена изучению особенностей социально-психологической работы с лицами, лишенными свободы, в условиях рыночной экономики. Рассмотрены подходы к социально-психологической работе в пенитенциарной системе, ее общие проблемы, к привлечению к труду лиц, лишенных свободы, с целью ресоциализации тех, которые готовятся к выходу из мест лишения свободы. Комплексная система мер предусматривает обеспечение процесса ресоциализации путем: создания и воплощения индивидуальных программ по социально-психологической работе; организации общеобразовательного и профессионально-технического обучения бывших, лишенных свободы; предоставления бывшим, лишенным свободы, возможности заниматься физической культурой; организации досуга; оказания духовной поддержки и помощи и тому подобное
Ключевые слова: социально-психологическая работа, пенитенциарная система, лишенные свободы, труд лиц, лишенных свободы, ресоциализация, социальная среда, социально-психологическая терапия, профессиональная ориентация
Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 135-141 (pdf)
"