Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 52 – 2019

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 159.98:005.73:316.48
Карамушка Л.М.
Карамушка Людмила Николаевна , член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, Киев, Украина. 

Последствия социальной напряженности в образовательных организациях

Язык публикации: украинский

В статье проанализировано состояние разработки проблемы последствий социальной напряженности на уровне общества и на уровне организации. Осуществлена классификация основных последствий социальной напряженности в образовательных организациях. Выделены три группы последствий социальной напряженности в образовательных организациях (на уровне организации в целом и отдельных подразделений, на уровне отдельных работников). В процессе эмпирического исследования установлено, что третья группа последствий социальной напряженности значительно превосходит выраженность последствий первой и второй группы. Обоснована необходимость специальной работы со стороны руководителей и психологов образовательных организаций по профилактике и преодолению социальной напряженности у персонала образовательных организаций.
Ключевые слова: образовательные организации, социальная напряженность в организации; последствия социальной напряженности на уровне общества; последствия социальной напряженности в образовательных организациях; классификация последствий социальной напряженности в образовательных организациях

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 3-10 (pdf)


 

УДК: 159.98:005.73:316.48
Карамушка Л.М., Креденцер О.В., Терещенко К.В., Івкін В.М., Лагодзінська В.І., Ковальчук О.С.
Карамушка Людмила Николаевна , член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной и социальной психологии Института психологии имени Г. С. Костюка АПН Украины, г.. Киев, Украина.
Креденцер Оксана Валерьевна , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..>
Терещенко Кира Владимировна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Ивкин Владимир Николаевич , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Лагодзинский Валентина Ивановна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Ковальчук Александр Сергеевич , научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина. .

Факторы социальной напряженности в образовательных организациях: основные виды и методики исследования.

Язык публикации: украинский

В статье представлена классификация психологических факторов социальной напряженности в образовательных организациях, касающихся: особенностей функционирования украинского общества; деятельности образовательной организации; особенностей деятельности и взаимодействия образовательного персонала. Показано, что для эмпирического исследования выделенных психологических факторов авторами разработан диагностический комплекс «Диагностика социальной напряженности в образовательных организациях», который включает три группы методик для изучения: а) основных видов социальной напряженности в образовательных организациях; б) психологических факторов социальной напряженности, которые относятся к деятельности организаций в целом; в) психологических факторов, которые касаются особенностей деятельности и взаимодействия образовательного персонала.

Ключевые слова: образовательные организации, социальная напряженность в организации; факторы социальной напряженности в образовательных организациях; методики для исследования социальной напряженности в образовательных организациях

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 10-18 (pdf)


 

УДК: 656.13-051:159.9:316.614
Панченко О.А., Кабанцева А.В., Сердюк І.О.
Панченко Олег Анатольевич , заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор вузов «Межрегиональная академия управления персоналом», академик Европейской академик естественных наук (Ганновер, Германия), директор ГУ «Научно -практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины », президент общественной организации« Всеукраинская профессиональная психиатрическая лига », г. Киев, Украина..
Кабанцева Анастасия Валерьевна , кандидат психологических наук, ученый секретарь, старший научный сотрудник государственного зак ада ""Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины» (г.. Константиновка, Донецкая область), доцент кафедры психологии Межрегиональной академии управления персоналом, г. Киев, Украина.
Сердюк Ирина Александровна , младший научный сотрудник, практический психолог Государственного учреждения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр Министерства здравоохранения Украины», г. Константиновка, Донецкая обл., Украина.

Парадоксы понимание социализации и развития личности водителя-профессионала

Язык публикации: украинский

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изменениями условий дорожного движения, стремительным ростом количества автотранспортных средств и интенсивности дорожного движения. Это актуализирует новые повышенные требования к процессу социализации и развития личности водителя-профессионала. Освещаются вопросы реформирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, прогрессивные технологии развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Акцент сделан на внедрении новейших технических средств управления транспортными средствами, прежде всего автоматизации систем управления и навигации. Приводятся примеры несовершенства автоматизированных систем, что приводит к трагическим последствиям. Предлагаются методы прогноза профессиональной и функциональной надежности водителей-профессионалов.

Ключевые слова: водитель-профессионал, социализация, дорожное движение, дорожно-транспортная инфраструктура, автотранспортные средства, автоматизированные системы, технические средства, психодиагностика, надежность

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 19-24 (pdf)


 

УДК: 316.454.2:159.9.07
Соломка Т.М.
Соломка Тамара Николаевна , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Учебно-научного института международных отношений и социальных наук Межрегиональной Академии управления персоналом., Г. Киев, Украина.

Стратегии формирования индивидуального стиля в процессе личностного самоконструирование персонала организаций.

Язык публикации: украинский

В статье осуществлен анализ основных теоретико-методологических подходов к проблеме стратегиально-стилевой вариативности как проявления многообразия принципов организации деятельности, поведенческих ролей, групповых норм и ценностей. Содержательно-процессуальное единство стратегий и стилей ЛСПО (личностного самоконструирования персонала организаций) идентифицируется в рамках пространственно-временной метапарадигмы в структуре авторской полипарадигмальной модели ЛСПО. Подчеркнуто, что в профессионально-конструктивистской парадигме создаются стратегии ценностей перспектив профессии; в парадигме организационных структур – относительно цели, миссии и ценностей организации – стратегии лидерства и карьеры; в субъектно-конструктивистской парадигме – широкое поле для развертывания творческой стратегии и эксклюзивных стилей субъекта ЛСПО. Обоснована стратегиально-стилевая окрашенность парадигмы детерминант и предикторов ЛСПО как полистилевые стратегии адаптации, получения профессиональных компетенций, контекстно-стилевые стратегии ЛСПО в системе «Lifelong Learning»

Ключевые слова: личностное самоконструирование персонала организаций (ЛСПО), субъект ЛСПО, стратегии, стили, стратегиально-стилевой подход, вариативность, цель и ценности организации, парадигмы

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 24-28 (pdf)


 

УДК: 159.944.4:355.133.4
Черевичний С.В.
Черевичный Сергей Васильевич , адъюнкт кафедры общественных наук гуманитарного института Национального университета обороны Украины имени Ивана Черняховского, г. Киев, Украина.

Принятие решения командиром в ситуации неопределенности и амбивалентного влияния

Язык публикации: украинский

В статье рассмотрена проблема принятия решения командирами в условиях неопределенности и амбивалентного влияния. Показана связь невозможности принятия решения и ситуацией неопределенности, которая, в свою очередь, приводит к стрессовым ситуациям. Проанализирован ряд копинг-стратегий на пути преодоления неопределенности и стресса. Представлены результаты эмпирического исследования амбивалентности личности командира в стрессовых условиях обстановки, реагирования на сложную ситуацию неопределенности, борьбу со стрессом, получивших отражение в трех основных сферах психической деятельности, а именно: когнитивной, аффективной и поведенческой. Сделаны выводы о влиянии амбивалентности на принятие решения в условиях неопределенности по очерченными составляющими

Ключевые слова: решение, неопределенность, амбивалентность личности, стрессовая ситуация, командир

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 29-34 (pdf)


 

УДК: 316.6
Дембицька Н.М., Рябовол Т.А., Голяка С.Г.
Дембицкая Наталья Николаевна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Костюка АПН Украины, г.. Киев, Украина
. Рябовол Татьяна Анатольевна , старший научный сотрудник лаборатории социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Голышом Сергей Григорьевич , психолог лицея № 198 «Эко», г. Киев, Украина..

Софтизация личной собственности учащейся молодежи в условиях виртуализации экономики

Язык публикации: украинский

В статье показаны основные изменения в направлениях экономической социализации молодежи в контексте постепенной глобализации экономических отношений, виртуализации собственности и интенсивного развития информационных технологий (софтизации объектов владения). Обосновываются теоретически и показываются эмпирически новейшие тенденции в становлении экономической культуры молодежи, которые определят новые по характеру и механизмами реализации отношения собственности. Констатируется тенденция к осознаванию учениками процесса софтизации, оцифровки собственности, ее социально-психологической функции. Показывается, что в сознании учеников актуализируется эмоционально-оценочная составляющая отношения к виртуализации объектов владения. В частности, констатируется наличие переживаний учащихся, связанных с ощущением изолированности и уединения, которым чревато введение в жизнь современных технологий

Ключевые слова: экономическая культура молодежи, экономическая социализация, личность, отношения личной собственности, софтизация, оцифровка собственности

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 35-39 (pdf)


 

УДК: 316.6
Зубіашвілі І.К.
Зубиашвили Ирина Константиновна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..

Монетарная культура как составляющая экономической культуры личности

Язык публикации: украинский

В статье анализируются результаты теоретического исследования монетарной культуры личности как условия ее экономической социализации. Проведенное исследование дало возможность определить монетарную культуру как монетарный аспект экономической культуры, который является сложным социокультурным феноменом и проявляется как особенный способ хозяйствовання в монетарной сфере общества через совокупность финансово-экономических мировоззрений, норм, ценностей, монетарных отношений, институтов, монетарного поведения разных субъектов хозяйствовання (индивидов, социальных групп, слоев общества), представленный в результатах материального и духовного труда и выполняющий важную роль в обеспечении стабильности общества

Ключевые слова: культура, экономическая культура, монетарная культура общества, монетарная культура личности, экономическая социализация, личность, ценности, нормы

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 40-45 (pdf)


 

УДК: 17.032.1; 338.2 – 053.81
Лавренко О.В.
Лавренко Ольга Васильевна , кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.

Соотношение духовных и материальных начал в экономическом сознании студенческой молодежи

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты эмпирического исследования соотношения духовных и материальных начал в экономическом сознании студенческой молодежи. Духовное начало представлено «убеждениями и моральными принципами личности», которое предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро. Материальное – деньгами, которые влияют на формирование нравственности и образа жизни личности, ее экономическую культуру

Ключевые слова: экономическая социализация личности, экономическая культура, убеждения, моральные принципы, деньги, личная цена экономического успеха, студенческая молодежь

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 45-55 (pdf)


 

УДК: 316.6
Мельничук Т.І.
Мельничук Татьяна Ивановна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.

Социально-психологические особенности экономического самоопределения студентов в сфере занятости в условиях общественных изменений

Язык публикации: украинский

В статье осуществлен анализ теоретико-методологических особенностей экономического самоопределения студентов в сфере занятости. Выяснено, что экономическое самоопределение современной студенческой молодежи тесно взаимосвязано с целым рядом процессов – профессиональным и личностным становлением, экономической социализацией и адаптацией, формированием профессиональной идентичности. Показано, что достаточно значимыми при экономическом самоопределении являются развитие экономического сознания и субъектные свойства человека – его активность, независимость, устойчивость, ответственность, способность к произвольному поведению, саморегуляции, рефлексии. Эмпирически доказано, что элементы экономического сознания (самоопределение) детерминируются индивидуальными и социально-психологическими характеристиками личности

Ключевые слова: экономическое самоопределение, экономическая социализация, студенческая молодежь, профессионализация

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 55-61 (pdf)


 

УДК: 336:316:37.014.3 (477)
Філончук З.В.
Филончук Зоя Владимировна , кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики преподавания учебных дисциплин коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования» м. Херсон, Украина

Формирование финансовой культуры учащейся молодежи в контексте задач Новой украинской школы

Язык публикации: украинский

Статья раскрывает значение финансовой культуры как фактора экономической социализации учащейся молодежи. В статье определено содержание и соотношение понятий «финансовая культура», «экономическая культура», «финансовая грамотность», «финансовые компетенции». В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности и финансовой культуры учащихся в современных условиях реформирования школьного образования, предложены рекомендации по реализации сквозной содержательной линии «Предприимчивость и финансовая грамотность»

Ключевые слова: финансовая культура, финансовая грамотность, финансовые компетенции, экономическая культура, ключевые компетентности, сквозные содержательные линии

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 61-68 (pdf)


 

УДК: 159.9:316.6
Бриль М.М.
Брыль Марина Николаевна , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Киевского национального университета культуры и искусств, директор Государственного научно-методического центра содержания культурно-художественного образования, г. Киев, Украина.

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в психологии профессионального определения

Язык публикации: украинский

В статье приводятся результаты теоретико-методологического анализа изучения возможностей использования метафорических ассоциативных карт (МАК) как инструмента в психологии профессионального определения. Метафорические карты сегодня активно разрабатываются и внедряются в практику, но не сразу становятся известными широкому кругу специалистов. Создание наборов МАК как профориентационного психологического инструмента может дать стимул профессионалам для дальнейшей разработки авторских техник, новых карт, и в итоге, непосредственно для подростков, стать эффективным проективным инструментом для оптимизации проблемы выбора профессии в современных условиях

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, профессиональный выбор, психологический инструмент, профессиональное консультирование, профориентационная работа

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 69-76 (pdf)


 

УДК: 316:159.9-053.2
Кабанцева А.В.
Кабанцева Анастасия Валерьевна , кандидат психологических наук, ученый секретарь, старший научный сотрудник государственного учреждения ""Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины"" (г.. Константиновка, Донецкая область) , доцент кафедры психологии Межрегиональной академии управления персоналом. м. Киев, Украина.

Социализация детей с эмоциональными нарушениями

Язык публикации: украинский

Основы социализации закладываются в детстве и зависят они от совокупности различных факторов, в частности ̶ внутренних, то есть от состояния физического и психического здоровья, и психологического благополучия в целом. В статье приводятся результаты исследований эмоциональных нарушений современных детей, проживающих в условиях социально-экономической нестабильности. Детально описано влияние когнитивного диссонанса на процесс адаптации. Предложена технология социализации детей с эмоциональными нарушениями в рамках системного подхода по четко спланированной этапности действий относительно коррекции эмоциональных нарушений, лечения, реабилитации последствий. А также спланировано дальнейшее сопровождение таких детей. Реализация данной технологии работает через коллаборацию педагогов, психологов, врачей и родителей

Ключевые слова: страх войны; агрессия; тревожность; коллаборация действий психологов, педагогов, врачей; социально-экономическая нестабильность

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 76-82 (pdf)


 

УДК: 159.9:004.738.5
Назар М.М.
Назар Максим Николаевич , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории современных информационных технологий обучения Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.

Формирование суб`ектнои активности средствами интернет-тренингов

Язык публикации: украинский

В статье раскрыта эффективность обучающе-психологических интернет-тренингов развития коммуникативной компетентности для формирования субъектной активности их участников. Субъектная активность рассматривается как мера проявления в деятельности индивидуума целенаправленности по отношению к преобразованию действительности, как объективной, так и субъективной. Групповая обучающе-психологическая тренинговая работа, имеющая целью развитие компетентности в общении и основывающаяся на применении инфокоммуникационных и мультимедийных возможностей сети Интернет, также способствует формированию субъектной активности. Указанная связь объясняется, в частности, когерентными и соответствующими психологическими структурами, имеющимися у каждого из отмеченных психологических феноменов, актуализируясь и усиливаясь в процессе группового дистанционного обучения в виртуальном пространстве Интернета, интенсифицируется субъектно ориентированной средой обучения – виртуальным образовательным пространством

Ключевые слова: субъектность, субъектная активность, интернет-тренинг

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 82-86 (pdf)


 

УДК: 316:159.9:004.9
Панченко О.А.
Панченко Олег Анатольевич , Заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор вузов «Межрегиональная академия управления персоналом», академик Европейской академик естественных наук (Ганновер, Германия), директор ГУ «Научно -практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины », президент общественной организации« Всеукраинская профессиональная психиатрическая лига », г. Киев, Украина.

Социализация личности в условиях информационной турбулентности

Язык публикации: украинский

В статье рассматривается специфика социализации личности в условиях информационной турбулентности, обусловленная деструктивными факторами окружающей природной и общественно-политической сред. В таких условиях личность постоянно находится в напряжении и должна корректировать жизненный путь, чтобы адаптироваться к быстрым изменениям и не стать жертвой социализации. Акцентировано, что турбулентность, как адекватный ответ личности, играет конструктивную роль в виде формирования «турбулентного мышления», что создает предпосылки для обеспечения эффективности процесса социализации. Такое мышление создается путем формирования соответствующей социокультурной среды, в которой органично сочетаются потенциалы нового образовательного пространства, саморазвития и самоактуализации личности

Ключевые слова: информационная турбулентность, информационная социализация, социокультурная среда, медиаграмотность, эвристика, турбулентное мышление

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 87-93 (pdf)


 

УДК: 925:159.913-05
Примачок Л.Л.
Примачек Людмила Леонтьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры здоровья человека и физической реабилитации Учебно-научного института здравоохранения Национального университета водного хозяйства и природопользования, г.. Ровно, Украина.

Психологические основы исследования процесса профессионального становления личности

Язык публикации: украинский

В статье представлен анализ феномена «личностного становления» с точки зрения воздействия на человека внешних и внутренних факторов, обоснованы базовые характеристики развития личности и особенности её формирования, определены этапы социального становления личности и сделаны выводы относительно профессионального становления субъекта. Отмечено, что профессиональное становление личности должно анализироваться с точки зрения процесса и результата. В первом случае профессиональное становление субъекта характеризуется с учётом динамики социального развития человека, что определяет его формирование как социально зрелой личности. В свою очередь, под социально зрелой личностью в психолого-педагогической литературе понимается уровень сформированности установок, знаний, умений и морально-этических качеств, достаточный для умелого выполнения субъектом всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому. Отмечено, что с учётом феномена социальной зрелости, с помощью её базовых показателей можно «наполнить» содержание профессионального становления, описать его и как процесс, и как результат

Ключевые слова: личностное становление, профессиональное становление, социально зрелая личность, динамика социального развития, установки, знания, умения, морально-этические качества

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 93-99 (pdf)


 

УДК: 316.6
Пустовий О.М.
Пустовой Александр Николаевич , научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г.. Кропивницкий, Украина.

Исследование мотивационных факторов групповой сплоченности в воинском коллективе

Язык публикации: украинский

В статье акцентировано внимание на зависимости групповой сплоченности и психологической атмосферы в воинском коллективе от мотивационных факторов. Обоснована актуальность определения показателей, влияющих на интеграцию военнослужащих в воинский коллектив. Показаны преимущества исследования мотивационных факторов для укомплектования подразделений военнослужащими, для повышения группового взаимодействия во время военно-профессиональной деятельности. Проанализированы результаты эмпирического исследования мотивационных факторов группового взаимодействия военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на Востоке Украины

Ключевые слова: групповое взаимодействие, групповая сплоченность, психологический климат в коллективе, гигиенические и мотивационные факторы

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 99-104 (pdf)


 

УДК: 355:316.35
Сліпушко Г.М.
Слипушко Галина Николаевна , студентка Института последипломного образования Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина.

Профилактика негативных гендерных стереотипов личности военнослужащих-женщин

Язык публикации: украинский

В статье исследуются особенности формирования рекомендаций по психопрофилактике негативных гендерных стереотипов личности военнослужащих-женщин. Представлены рекомендации относительно адаптации после возвращения из АТО и ООС: с учетом положения Резолюции ООН от 5.10.2009 г. по более широкому вовлечению женщин в решение важных политико-экономических вопросов в конфликтных и постконфликтных ситуациях; учет и внедрение в Украине опыта стран ЕС, США, Канады по урегулированию участия женщин в армии; внедрение законодательных инициатив по преодолению дискриминации по гендерным признакам; распространение информации о военнослужащих-женщинах в СМИ; возможности для женщин получать высокие военные звания; внесение изменений в приказ Министерства обороны Украины № 46 «О введении в действие Списка должностей офицерского состава, на которые могут назначать женщин, принятых на военную службу по контракту в добровольном порядке»

Ключевые слова: психопрофилактика, гендерные стереотипы, женщина-военнослужащий, АТО (антитеррористическая операция), ООС (операция объединенных сил), равные права, Вооруженные Силы Украины (ВСУ)

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 104-110 (pdf)


 

УДК: 159.9:371.134
Стасько О.Г., Зольникова С.В.
Стасько Елена Григорьевна , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, глубинной коррекции и реабилитации Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого., Г. Черкассы, Украина
зольную Светлана Владимировна , студентка Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, специальность «Психология»

Глубинно-психологическая сущность феномена условных ценностей

Язык публикации: украинский

В статье раскрыто психологическое содержание феномена условных ценностей, установлены глубинно-психологические предпосылки их формирования. Доказана связь условных ценностей с идеализированным «Я» субъекта и психологическими защитами (базовыми и ситуативными). Определено влияние условных ценностей на формирование идеализированного «Я» личности. Раскрыта связь условных и нормативных ценностей. Показано, что групповая психокоррекция по методу активного социально-психологического познания (АСПП) помогает субъекту осознать условность ценностей и нивелировать трудности общения

Ключевые слова: условные ценности, нормативные ценности, идеализированное «Я», психологическая защита, психокоррекция, метод активного социально-психологического познания (АСПП)

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 110-115 (pdf)


 

УДК: 319.6.47:157.931.8
Сулятицький І.В., Островський І.П., Островська К.О.
Сулятицкий Иван Васильевич , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и инклюзии Львовского национального университета имени Ивана Франко., Г. Львов, Украина
Островский Игорь Петрович , доктор технических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и инклюзии Львовского национального университета имени Ивана Франко., г. Львов, Украина
Островская Екатерина Алексеевна < / em>, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и инклюзии ль овского национального университета имени Ивана Франко., г. Львов, Украина

Особенности социальной адаптированности участников АТО

Язык публикации: украинский

В статье приведены результаты экспериментального исследования показателей социальной адаптированности 30 участников АТО по методикам: шкала социальной адаптированности; шкала личностной тревожности Спилберга; шкала склонности к агрессивности и конфликтности; карта определения риска суицидальности. Представлены этапы психологического сопровождения участников военных действий, основные направления профилактики боевых психических травм и результаты проведения цикла тренингов с бойцами АТО, которые привели к положительному сдвигу показателей социальной адаптированности участников АТО

Ключевые слова: участники АТО (антитеррористической операции), ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), стрессоустойчивость, суицид, агрессивность, тревожность, социальная адаптация

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 116-122 (pdf)


 

УДК: 316.647.5
Терещенко К.В.
Терещенко Кира Владимировна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.

Толерантность личности: междисциплинарный подход.

Язык публикации: украинский

В статье дано определение толерантности личности как интегральной характеристики и активной позиции личности, которая проявляется в уважении к другим людям и к себе. Толерантность рассмотрено как философскую категорию, установку, социальную ценность, психологическую устойчивость, способность, толерантное сознание, личностное качество. Выделены функции, виды, уровни, компоненты, границы и критерии толерантности. Сделан вывод о том, что использование междисциплинарного подхода позволяет исследовать феномен толерантности во всей его сложности

Ключевые слова: толерантность, личность, междисциплинарный подход, функции толерантности, виды толерантности, компоненты толерантности, критерии толерантности

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 123-128 (pdf)


 

УДК: 159.9:316.6
Чаплак Я.В., Собкова С.І., Собков Ю.В.
Чаплак Ян Васильевич , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина
Собкова Светлана Ивановна , кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии факультета педагогики, психологии и социальной работы Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина
Собков Юрий Викторович , кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных факультетов Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина.

Манипулятивная имитационная деятельность как один из критериев определения кризисного общества

Язык публикации: украинский

В статье охарактеризовано понятие «манипулятивной имитационной деятельности» – одного из значимых критериев определения кризисного общества. Проанализировано ряд последних научных исследований и публикаций по данной проблематике и обозначена ее актуальность. В выводах обосновано, что именно манипулятивно-имитационная деятельность может выступать одной из доминантных технологий манипулятивного социально-психологического воздействия и критерием определения «стабильности-нестабильности» того или иного общества Определены перспективы дальнейших научных исследований манипулятивно-имитационных процессов в современной информационной среде

Ключевые слова: социальная имитация, манипулятивная имитационная деятельность, социально-психологическое воздействие, имитация-подражание, имитация-симулякр, психологическое заражение

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 128-135 (pdf)


 

УДК: [316.6+159.922]:343.261-052
Шаумян О.Г.
Шаумян Елена Геворкивна , кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, ЧВУЗ «Кропивницкий институт государственного и муниципального управления», г.. Кропивницкий, Украина

Особенности социально-психологической работы с лицами, лишенными свободы.

Язык публикации: украинский

Статья посвящена изучению особенностей социально-психологической работы с лицами, лишенными свободы, в условиях рыночной экономики. Рассмотрены подходы к социально-психологической работе в пенитенциарной системе, ее общие проблемы, к привлечению к труду лиц, лишенных свободы, с целью ресоциализации тех, которые готовятся к выходу из мест лишения свободы. Комплексная система мер предусматривает обеспечение процесса ресоциализации путем: создания и воплощения индивидуальных программ по социально-психологической работе; организации общеобразовательного и профессионально-технического обучения бывших, лишенных свободы; предоставления бывшим, лишенным свободы, возможности заниматься физической культурой; организации досуга; оказания духовной поддержки и помощи и тому подобное

Ключевые слова: социально-психологическая работа, пенитенциарная система, лишенные свободы, труд лиц, лишенных свободы, ресоциализация, социальная среда, социально-психологическая терапия, профессиональная ориентация

Aktual_probl_psihol 2019, 2(52): 135-141 (pdf)


 

"