Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 49 – 2018

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 159.922:658.3
Гура Н.А.
Гура Наталія Анатоліївна, аспірант ВНЗ «Університет економіки та права «КРОК», засновник і керівник Центру ментальної генетики, м. Київ, Україна

Прерывание профессиональной карьеры как проблема организационной психологии

Язык публикации: украинский

Статья содержит теоретический обзор проблемы прерывания карьеры. Описана феноменология профессиональных кризисов как закономерных этапов развития, объективные и субъективные факторы их протекания. Выяснена роль опыта преодоления кризисов в определении дальнейшей траектории и темпа профессионального становления личности. Рассмотрено профессиональное содержание возрастного кризиса середины жизни. Выделены и проанализированы ситуативные кризисы, особую важность среди которых имеет ситуация вынужденной безработицы. Дана информация о разновидностях прерывания карьеры, способствующих психологическому благополучию личности. Очерчены нежелательные варианты карьерного развития, их причины
Ключевые слова: карьера, профессиональное развитие, нормативный кризис, жизненный кризис, прерывание карьеры, профессиональная стагнация

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 3-7 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.32:373
Карамушка Л.М.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Тренинговая программа «Психология социальной напряженности в образовательных организациях на уровне организации в целом»: задачи, основные тематические сессии и интерактивные техники ..

Язык публикации: украинский

В статье на основе научных разработок автора и практического опыта работы представлено тренинговую программу «Психология социальной напряженности в образовательных организациях на уровне организации в целом». Раскрыты цели, задачи и объем тренинговой программы. Подробно описаны три тренинговые сессии («Социальная напряженность как междисциплинарный феномен и его проявления в различных социальных субъектов», «Социальная напряженность в образовательных организациях и ее проявления на мезо- и микроуровне», «Основные виды социальной напряженности в образовательных организациях на уровне организации в целом»), которые составляют содержание тренинговой программы. Представлены разнообразные интерактивные техники, которые используются в процессе проведения тренинговых сессий (работа в малых группах, межгрупповое обсуждения, психологические практикумы, деловые игры, творческие задания и т.д.)
Ключевые слова: образовательные организации; социальная напряженность; виды социальной напряженности в образовательных организациях; социальная напряженность на уровне организации в целом; тренинговая программа; структура тренинговой программы; тренинговые сессии; интерактивные техники

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 8-14 (pdf)


 

УДК: 316.42:316.647.5
Карамушка Л.М., Терещенко К.В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Терещенко Кіра Володимирівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Связь между толерантностью образовательного персонала и уровнем социальной напряженности в образовательных организациях.

Язык публикации: украинский

Связь между толерантностью образовательного персонала и уровнем социальной напряженности в образовательных организациях. В статье рассмотрена связь между толерантностью образовательного персонала и уровнем социальной напряженности в учебных заведениях. Представлены результаты эмпирического исследования уровней развития основных видов толерантности образовательного персонала, а также основных видов и индекса социальной напряженности учебных заведений. Проанализирована связь основных видов толерантности образовательного персонала с видами и индексом социальной напряженности учебных заведений. Установлена негативная связь межличностной и междупоколенной толерантности образовательного персонала с большинством видов социальной напряженности и индексом социальной напряженности образовательных организаций
Ключевые слова: толерантность, виды толерантности, социальная напряженность, виды социальной напряженности, индекс социальной напряженности, образовательный персонал

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 14-22 (pdf)


 

УДК: 159.92:37015.3(045)
Кот Г.М.
Кот Галина Миколаївна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри психології Київського національного університету культури і мистецтв, м. Київ, Україна

Гендерные особенности личностного потенциала менеджеров сферы досуга.

Язык публикации: украинский

Статья посвящена исследованию личностного потенциала менеджеров сферы досуга с целью учета гендерного фактора в психологической подготовке будущих специалистов. Формирование профессиональной готовности будущих менеджеров сферы досуга предусматривает необходимость определения личностных детерминант, личностных потенциалов, компонентов и структуры гендерных характеристик личности эффективных менеджеров сферы досуга. Использование и учет гендерного фактора в процессе психологической подготовки, конструирование и проведение социально-психологического тренинга развития личностных потенциалов ускоряет формирование психологической готовности будущих менеджеров сферы досуга к профессиональной деятельности
Ключевые слова: личностный потенциал, психологическая подготовка, гендерные особенности, формирование специальных психологических умений, профессиональная готовность, менеджеры сферы досуга

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 22-29 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.32:373
Креденцер О.В.
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Тренинговая программа «Организационно-психологические факторы развития организационной культуры в образовательных организациях в условиях социальной напряженности»: структура и содержание.

Язык публикации: украинский

В статье представлены содержание и структура тренинговой программы «Организационно-психологические факторы развития организационной культуры в образовательных организациях в условиях социальной напряженности». Раскрыты ее цели, задачи, основные структурные компоненты. Приведены целевая аудитория, организация и форма проведения тренинга. Представлены основные интерактивные техники. Содержание тренинга разворачивается путем объединения основных структурных элементов (тренинговых сессий), основных компонентов каждой из тем тренинга (содержательно-смысловой, диагностический и коррекционно-развивающий компоненты) и интерактивных техник, используемых для представления каждого из компонентов. В статье приведено подробное содержание тренинговой программы
Ключевые слова: психологическая подготовка, психологический тренинг, образовательные организации; персонал образовательных организаций; факторы развития организационной культуры; социальная напряженность

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 29-33 (pdf)


 

УДК: 159.9.019/.07:373.5
Снігур Ю.С.
Снігур Юлія Сергіївна, аспірантка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Методики для исследования организационно-психологических факторов выбора копинг-стратегий руководителями учреждений общего среднего образования

Язык публикации: украинский

В статье представлен комплекс методик для исследования организационно-психологических факторов выбора копинг-стратегий руководителями учреждений общего среднего образования. Комплекс включает четыре группы методик, позволяющих диагностировать следующие показатели: а) уровень организационного стресса у руководителей учреждений общего среднего образования; б) копинг-стратегии, которые используют руководители учреждений общего среднего образования в стрессовых ситуациях на работе; в) организационно-психологические факторы (мезоуровня) выбора копинг-стратегий руководителями учреждений общего среднего образования; г) организационно-психологические факторы (микроуровня) выбора копинг-стратегий руководителями учреждений общего среднего образования
Ключевые слова: учреждения общего среднего образования, организационный стресс, копинг-стратегии руководителей учреждений общего среднего образования, организационно-психологические факторы выбора копинг-стратегий, методики для исследования организационно-психологические факторов выбора копинг-стратегий

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 33-38 (pdf)


 

УДК: 001.891.54:331.108:316.46
Черкаський А.В.
Черкаський Андрій Володимирович, кандидат історичних наук, керівник «Центру психологічної підтримки», доцент кафедри соціології, філософії і права Одеської національної академії харчових технологій, науковий кореспондент Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Психологические модели лидерства и руководства в управленческой команде

Язык публикации: украинский

В статье рассматриваются психологические модели лидерства и руководства в управленческой команде, анализируются основные теории лидерства в современной науке. Главное внимание уделяется тем моделям лидерства, которые наиболее отвечают командной работе. Раскрываются также основные принципы командного лидерства, которые позволяют лидеру команды сформировать и сохранить сильное чувство социальной идентификации у членов команды, повысить самоуважение и сплочённость среди них. Отмечено также, что наличие командного лидера, сформированные отношения доверия к нему со стороны других членов команды являются необходимыми социальными признаками эффективной управленческой команды
Ключевые слова: лидерство, руководство, управленческие команды, наделение полномочиями, групповая сплочённость, социальная идентификация

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 38-43 (pdf)


 

УДК: 159.923:338.242.2:338.48
Березовська Л.І.
Березовська Лариса Іванівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри психології Мукачівського державного університету, м. Мукачів, Україна

Психологическая характеристика конкурентоспособности будущего специалиста туристической отрасли ..

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты исследования конкурентоспособности будущих специалистов туристической отрасли. Эмпирически определено, что будущие специалисты туристической отрасли в основном высоко мотивированы на успех в профессиональной деятельности; готовы идти на разумный, взвешенный риск. Показано, что у опрошенных студентов с высоким уровнем мотивации к успеху оказывается высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Психологическими характеристиками конкурентоспособности будущего специалиста туристической отрасли является высокая мотивированность на успех, готовность к разумному, взвешенному риску, коммуникабельность и организованность. Отмечено, что для формирования и развития конкурентоспособного специалиста туристической отрасли в системе подготовки используют социально-психологические тренинги
Ключевые слова: конкурентоспособность, специалисты туристической отрасли, мотивация к успеху, риск, коммуникативные способности, организационные способности

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 44-49 (pdf)


 

УДК: 159.9:[005.953.2:334.726](043.3)
Птуха І.С.
Птуха Інна Степанівна, аспірантка кафедри психології Київського національного торговельно-економічного університету, м. Київ, Україна

Требования к профессионально важных качеств и психологической готовности к деятельности менеджеров международных торговых организаций.

Язык публикации: украинский

В статье представлен теоретико-методологический анализ требований к профессионально важным качествам и психологической готовности к деятельности менеджеров международных торговых организаций
Ключевые слова: профессионально важные качества, менеджеры, международные торговые организации, психологическая готовность

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 50-54 (pdf)


 

УДК: 159.923
Станишевская Ж.Ю.  
Станішевська Жанна, докторант Опольського університету, Ополє, Польща

Влияние эмоционально-стрессовой групповой психотерапии на изменение качества супружеской коммуникации в ее участников

Язык публикации: русский

В статье представлены результаты исследования изменений качества супружеской коммуникации у участников групп эмоционально-стрессовой психотерапии. Представлены проблематика, и анализ исследований, а также основные направления работы над супружеской коммуникацией. Дано краткое описание методов воздействия в эмоционально-стрессовой психотерапии. Описаны цель и этапы исследования, целевая группа, использованные методики. Представлено описание проведения и результаты фокус-группы, а также выводы исследования общей коммуникативной компетентности участников группы. Основная часть исследования была проведена в форме пилотного исследования с помощью анкеты «Опросник супружеской коммуникации» М. Плопа, М. Казьмерчак
Ключевые слова: коммуникация, интерперсональная коммуникация, супружество, семья, пара, эмоционально-стрессовая психотерапия

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 55-58 (pdf)


 

УДК: 159.923
Станишевский М.
Станішевський Мирослав, докторант Опольського університету, Ополє, Польща

Явление созависимости в украинских семьях: характерные признаки и оценка распространенности

Язык публикации: русский

В статье уделяется внимание проблеме распространенности явления созависимости, или межличностной зависимости. Феномен рассматривается с трех перспектив: уровня распространенности явления, влияния на семью и краткого анализа существующих мероприятий по профилактике и терапии созависимости в Украине. Уровень распространенности явления исследуется с помощью анализа и синтеза литературы по теме, в частности статистических данных сопутствующих явлений, например, алкоголизма, наркомании и домашнего насилия. Для освещения ситуации в созависимых семьях и анализа существующих профилактических и терапевтических мероприятий использованы методы интерпретации текста, аналогии и сравнения доступных источников
Ключевые слова: эмоционально-стрессовый подход, межличностная зависимость, зависимость, аддикция, созависимость, групповая психотерапия

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 59-64 (pdf)


 

УДК: 159.95
Ткач Б.М.
Ткач Богдан Миколайович, кандидат психологічних наук, докторант лабораторії психології навчання ім. І.О. Синиці Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Особенности нейропсихологических механизмов актуализации девиантного поведения в зависимости от нейроперсонологичних характеристик личности

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты эмпирического изучения ЭЭГ паттернов в зависимости от нейроперсонологических характеристик личности при встрече/мыслях с девиантным аттракторов. Применив длительный ЭЭГ мониторинг, выявлено, что у лиц контрольных групп в основном активно левое полушарие в течение дня и достаточный уровень активности мозга, тогда как у лиц с девиацией в течение дня доминирует правое полушарие, а в момент ожидания и реализации девиантных действий активизируется левое. Выявлено, что для лиц с дисфункцией орбитофронтальной части префронтальной коры мозга аттрактором является новизна, гедонистическая мотивация, поиск эйфоризирующего эффекта. Для лиц с дисфункцией дорсолатеральной части префронтальной коры мозга аттрактором является псевдокультурная и субмиссивная мотивация. Для лиц с дисфункцией передней цингулярной коры мозга аттрактором является мотивация сохранения стабильности в структуре Я-концепции и среде. Для лиц с дисфункцией вентромедиальной части префронтальной коры мозга аттрактором является меркантильная и эгоцентрическая мотивация
Ключевые слова: девиантное поведение, психодиагностика, длительный ЭЭГ мониторинг, мотивация, мозговые дисфункции, дезадаптация

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 64-70 (pdf)


 

УДК:
Карамушка Л.М., Сняданко І.І., Креденцер О.В., Івкін В.М., Терещенко К.В., Лагодзінська В.І., Ковальчук О.С.

Научно-практический семинар «Психологические технологии подготовки образовательного персонала к развитию организационной культуры в условиях социальной напряженности» (в рамках серии научно-практических семинаров «Технологии работы организационных психологов») 30-31 марта 2018, г. Львов

Язык публикации: украинский


Ключевые слова:

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 70-78 (pdf)


 

УДК:
Карамушка Л.М., Терещенко К.В., Креденцер О.В., Лагодзінська В.І., Ковальчук О.С., Івкін В.М.

XІІІ Международная научно-практическая конференция по организационной и экономической психологии «Организационная и экономическая психология в Украине: современные проблемы и перспективы развития» (12-13 апреля 2018 года, г. Киев)

Язык публикации: украинский


Ключевые слова:

Aktual_probl_psihol 2018, 2(49): 78-84 (pdf)