Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 45 – 2016

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 316.42
Карамушка Л.Н.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Социальная напряженность в организации: сущность, подходы к изучению, основные виды
В статье введено понятие «социальная напряженность в организации», которая рассматривается как один из видов социальной напряженности, возникающих на мезоуровне. Обоснована целесообразность использования при анализе социальной напряженности в организации в рамках социологического, психологического и интегрального подходов. Проанализированы особенности каждого из подходов. Определены содержание, основные индикаторы и уровни выраженности социальной напряженности в организации. Выделены критерии для анализа видов социальной напряженности в организации. Разработана классификация видов социальной напряженности в организации. Охарактеризовано содержание каждого из видов социальной напряженности в организации

Ключевые слова: социальная напряженность, социальная напряженность в организации, подходы к изучению социальной напряженности в организации, уровни выраженности социальной напряженности в организации, виды социальной напряженности в организации

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 3-11 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.32:373
Баранова В.А.
Баранова Вікторія Анатоліївна, науковий кореспондент лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Связь между уровнем развития педагогических коллективов и типами организационной культуры внешкольных учебных заведений
В статье на основе эмпирического исследования проанализированы уровень интегральных характеристик (ценностно-организационной зрелости, организованности, сплоченности) и общего показателя деятельности педагогических коллективов внешкольных учебных заведений. Показана представленность во внешкольных учебных заведениях таких типов организационной культуры, как культуры «власти», культуры «роли», культуры «задач», культуры «личности», как в «реальном», так и в «идеальном» измерениях. Констатировано стремление коллективов внешкольных учебных заведений к развитию культуры «задач». Выявлена положительное и отрицательное связь между интегральным характеристикам и общим показателем деятельности педагогических коллективов и уровнем развития определенных типов организационных культур внешкольных учебных заведений.

Ключевые слова: внешкольные учебные заведения; общий показатель деятельности педагогического коллектива; интегральные характеристики педагогического коллектива; ценностно-организационная зрелость, организованность, сплоченность; организационная культура; типы организационной культуры

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 11-17 (pdf)


 

УДК: 005.32:373
Брюховецкая А.В.
Брюховецька Олександра Вікторівна, кандидат психологічних наук, доцент, докторант кафедри загальної та практичної психології, Державний вищий навчальний заклад «Університет менеджменту освіти» НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Организационно-психологические факторы сформированности профессиональной толерантности руководителей общеобразовательных учебных заведений: сущность и уровни анализа
В публикации систематизированы организационно-психологические факторы, которые влияют на сформированность профессиональной толерантности руководителей общеобразовательных учебных заведений на макроуровне (уровень общества), мезоуровне (уровень организации) и микроуровне (уровень личности). К факторам макроуровня отнесен регион, в котором расположены общеобразовательные учебные заведения, к факторам мезоуровня отнесен тип общеобразовательных учебных заведений, которыми руководят респонденты, к факторам микроуровня отнесены несколько подгрупп: стаж управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учебных заведений, пол руководителей общеобразовательных учебных заведений, возраст руководителей общеобразовательных учебных заведений. Подчеркнута необходимость учета в процессе формирования профессиональной толерантности руководителей общеобразовательных учебных заведений влияния всех выше отмеченных факторов

Ключевые слова: руководители общеобразовательных учебных заведений, профессиональная толерантность, организационно-психологические факторы, факторы макроуровня, факторы мезоуровня, факторы микроуровня

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 17-23 (pdf)


 

УДК: 005.32
Гуменюк О. Г.
Гуменюк Оксана Григорівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри філософії та соціально-гуманітарних наук Хмельницького університету управління і права, м. Хмельницький, Україна

Язык статьи: украинский

Анализ основных форм лидерства государственных служащих
В статье осуществлен теоретический анализ основных форм лидерства. Определены и охарактеризованы такие формы лидерства, как лидерство руководителя, лидерство команды и самолидерство. Лидерство руководителя рассмотрено как осуществление индивидуально-психологического, направленного, но не директивного воздействия на членов коллектива. Лидерство команды проказано как эффективное проявление реализации более сложных и важных организационных задач. Отмечено, что самолидерство проявляется, когда лидерские функции осуществляет индивидуальный субъект, то есть государственный служащий, по отношению к своей профессиональной деятельности

Ключевые слова: государственные служащие, лидерство, формы лидерства, лидерство руководителя, лидерство команды, самолидерство

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 23-29 (pdf)


 

УДК: 159.923:338.242.2:338.48
Жовнер В.Ю.
Жовнер Віталій Юрійович, аспірант кафедри психології Київського національного торговельно-економічного університету, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Конкурентоспособность как психологическая составляющая в профессиогенезе личности
Активное развитие конкурентоспособности в професиогенезе личности происходит благодаря взаимодействию и приспособлению, с одной стороны – человека как субъекта деятельности к условиям деятельности, требующей развития организационных, экономических, технических характеристик внешней среды. С другой стороны – каждый период онтогенетического и профессионального развития специалиста рассматривается в единстве и взаимодействии внешних и внутренних факторов (биологической, социальной, профессиональной, познавательной подсистем структуры личности), а также имеет свои особенности в индивидуально-психологической сфере, которые в совокупности определяют качество и успешность деятельности профессионала, что дает основания рассматривать конкурентоспособность как психологическую составляющую в професиогенезе личности

Ключевые слова: конкурентоспособность, психологическая составляющая, професиогенез, личность, условия, развитие

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 29-34 (pdf)


 

УДК: 159.923.3
Карамушка Л.Н., Груби Т.В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, заступник директора з науково-організаційної роботи та міжнародних наукових зв’язків Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Грубі Тамара Валеріївна, кандидат психологічних наук, старший викладач кафедри психології освіти Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, м. Кам’янець-Подільський, Україна.

Язык статьи: украинский

Диагностический инструментарий исследования перфекционизма личности
В статье проанализированы основные методики диагностики перфекционизма личности. Подчеркнуто, значительное количество диагностического инструментария существует потому, что в основу опросников заложены различные модели перфекционизма. В хронологическом порядке рассмотрены основные опросники для исследования перфекционизма: «Шкала перфекционизма» Д. Бернса, «Многомерная шкала перфекционизма» Р. Фроста и др., «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта, «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта, «Почти совершенная шкала» Р. Слэйни и Д. Джонсона, «Пересмотренная шкала перфекционизма» Р. Слэйни, М. Мобли и др., «Опросник перфекционизма» Р. Хилла, Т. Хьюлсмана и др., «Большая трехмерная шкала перфекционизма» М. Смита, Д. Саклофски и др., «Опросник перфекционизма» Н. Гаранян и А. Холмогоровой, «Дифференциальный тест перфекционизма» А. Золотаревой

Ключевые слова: перфекционизм личности, модели перфекционизма личности, виды перфекционизма личности, диагностический инструментарий для изучения перфекционизма личности

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 35-40 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.32:373
Карамушка Л.Н., Заика И.В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Заіка Інна В’ячеславівна, науковий кореспондент лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, Київ, Україна.

Язык статьи: украинский

Социальная фрустрированность образовательного персонала: связь с компонентами организационной культуры общеобразовательных учебных заведений
В статье на основе эмпирического исследования констатирован высокий уровень выраженности социальной фрустрированности образовательного персонала общеобразовательных учебных заведений, прежде всего, в сфере профессиональной жизнедеятельности. Показан недостаточный уровень развития в общеобразовательных учебных заведений таких компонентов организационной культуры, как «работа». Выявлена негативная статистически значимая связь между общим показателем социальной фрустрированности образовательного персонала и такими компонентами организационной культуры, как «работа», «управление», «мотивация и мораль» и общим показателем развития организационной культуры: с повышением уровня развития данных компонентов организационной культуры уровень выраженности социальной фрустрированности снижается. Однако, данная связь касается преимущественно тех составляющих социальной фрустрированности образовательного персонала, которые имеют отношение к профессиональной сфере жизнедеятельности, и значительно меньше касаются составляющих социальной фрустрированности, которые имеют отношение к сфере межличностных отношений и социально-экономической сфере жизнедеятельности образовательного персонала

Ключевые слова: общеобразовательные учебные заведения; образовательный персонал; социальная фрустрированность; организационная культура; компоненты организационной культуры

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 40-48 (pdf)


 

УДК: 316.6
Креденцер О.В., Лагодзинская В.И., Ковальчук А.С.
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Лагодзінська Валентина Іванівна, кандидат психологічних наук, науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Ковальчук Олександр Сергійович, науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.

Язык статьи: украинский

Теоретический анализ понятия «социальная напряженность»: междисциплинарный подход
В статье проведен теоретический анализ понятия «социальная напряженность» в контексте междисциплинарных исследований. Проанализировано понятие «социальная напряженность» с точки зрения социологии, социологии труда, экономики, менеджмента, социальной философии, политологии и психологии, социальной психологии, психологии личности. Показано, что наибольшую степень разработки данная проблема имеет в социологических и психологических науках. Исследование «социальной напряженности» в русле психологического знания имеет свою специфику и особенности и исследуется на макроуровне (общество), мезоуровне (организации, малые группы), микроуровне (личность)

Ключевые слова: социальная напряженность, социально-психологическая напряженность, психическая напряженность, социальный конфликт, напряжение, социальная напряженность в организациях

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 48-55 (pdf)


 

УДК: 159.92
Куцый А.А.
Куций Олександр Анатолійович, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри практичної психології та педагогіки, Львівський державний університет безпеки життєдіяльності, м. Львів, Україна

Язык статьи: украинский

Теоретико-гипотетическая модель психологической составляющей карьеры
В статье осуществлено аналитико-синтетическое исследование, целью которого является обоснование теоретико-гипотетической модели психологической составляющей карьеры. Проведен обзор прошлых и современных научных представлений о карьере и человеке в ней. Использован системный подход, согласно которому психологическая составляющая карьеры смоделирована на основе психологической теории о структуре психики человека с учетом уровней ее развития. Модель включает два основных механизма развития полноценного профессионала, а именно процессы социализации и самоактуализации. Сделано предположение о том, что такой подход может служить решением теоретической проблемы относительно сегментарного описания содержания, сущности и основных факторов карьеры. Перспективами дальнейших исследований является апробация на практике, определение эффективности и совершенствования разработанной модели

Ключевые слова: теория карьеры, психологическая составляющая, системный подход, моделирование, уровни развития карьеры, социализация, самоактуализация

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 56-60 (pdf)


 

УДК: 159.944
Лысенко О.Г.
Лисенко Оксана Георгіївна, аспірантка Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников
В статье рассмотрены психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, в частности, психологические факторы, которые влияют на профессиональную деятельность врача. Отмечено, что длительное осуществление врачебной деятельности приводит не только к усовершенствованию конкретных профессиональных навыков, но и к ряду неблагоприятных изменений как для самой личности медицинского работника, так и успешности его деятельности, например, к профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного развития стресса на рабочем месте, характеризующийся эмоциональным, умственным и физическим истощением работника

Ключевые слова: психологические факторы, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, медицинский работник, скорая медицинская помощь, профессиональная деятельность медицинского работника

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 61-65 (pdf)


 

УДК: 159.923.2
Рутына Ю.В.
Рутина Юлія Валеріївна, аспірантка, лабораторія організаційної психології, Інститут психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Кам’янець-Подільський, Україна

Язык статьи: украинский

Профессиональная самоактуализация личности
В статье рассмотрена самоактуализация и, в частности, профессиональная самоактуализация как один из весомых факторов становления личности в современных условиях. Освещена проблема исследования явления самоактуализации и профессиональной самоактуализации зарубежными и отечественными учеными. Проанализировано содержание понятий «самоактуализации» и «профессиональной самоактуализации» личности. Рассмотрены основные категории понимания профессиональной самоактуализации: процесс, этапы, критерии, модель, структурные и мотивационный компоненты профессиональной самоактуализации личности. Охарактеризованы качества личности, которые способствуют ее самоактуализации в жизни и профессиональной деятельности

Ключевые слова: самоактуализация; самоактуализация личности; профессиональная самоактуализация; становления личности; саморазвитие; саморазвитие личности

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 66-71 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.73
Терещенко К.В.
Терещенко Кіра Володимирівна, кандидат психологічних наук, науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Роль толерантности персонала в формировании организационной культуры учебных заведений в условиях социальной напряженности
В статье проведен анализ толерантности образовательного персонала в контексте формирования организационной культуры учебных заведений в условиях социальной напряженности. Отмечено, что толерантность персонала образовательных организаций выступает как личностная характеристика и интегральная ценность, которая проявляется в миссии и задачах деятельности организации, пронизывает все уровни управления организацией, охватывает взаимодействие специалистов в процессе профессиональной деятельности внутри организации и взаимодействие с клиентами и другими организациями. Констатировано, что в условиях социальной напряженности актуализируются определенные виды и компоненты в системе толерантности педагогов, развитие которых является залогом формирования эффективной организационной культуры учебных заведений

Ключевые слова: толерантность, образовательный персонал, виды и компоненты толерантности, социальная напряженность, организационная культура, учебное заведение

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 71-76 (pdf)


 

УДК: 316.6
Дембицкая Н.Н.
Дембицька Наталія Миколаївна, кандидат психологічних наук, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Диалогический и интерсубъектный контекст становления экономической субъектности личности
Статья посвящена проблеме социально-психологической природы экномической субъектности личности. Становление экономической субъектности показано как процесс возникновения и оформления принципиально нових экономико-психологических качеств личности: способность самостоятельно и творчески полагать себя в качестве причины своего экономического бытия на основе сознательного, рефлексивного и активно-преобразующего отношения к экономической действительности, и, предже всего, к отношениям, опосредствованным объектами присвоения. Раскрыта сущность диалогово-интегративной функции экономической субъектности личности через способность субъекта к самоинтеграции и формирование специфического пространства отношений присвоения, реализующиеся в соприсутствии, событии других субъектов тех отношений, которые касаются присвоения-отчуждения экономических благ

Ключевые слова: личность; собственник; экономическая социализация личности; диалог; интесубъектность; становление экономической субъектности личности; отношения собственности

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 77-81 (pdf)


 

УДК: 159.9-07. 316.614.4
Мельничук Т.И.
Мельничук Тетяна Іванівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Экономическая социализация детей в ситуации усыновления. Анализ проблемы
Статья посвящена основам экономической социализации детей после усыновления. В результате теоретического и практического исследования, собственного социального опыта выявлены и проанализированы социально-психологические факторы влияния на формирование у детей начальных экономических представлений и знаний, выделены базовые критерии экономической социализации детей в среде семьи. Определено, что после вхождения ребенка в семью, родительство побуждает и требует умения строить личные отношения с некровними детьми, уменьшать психологическую дистанцию между людьми, развивать отношения привязанности и взаимовосприятия друг друга. Рассмотрены возможности применения и сочетания познавательных, теоретических и практических компонентов обучения экономическим знаниям в семье и их влияние на воспитательный процесс детей

Ключевые слова: усыновление, адаптация, экономическая социализация усыновленного ребенка, формирование экономической культуры, ребенок-сирота

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 82-88 (pdf)


 

УДК: 159.923:378.4
Березюк Т.П.
Березюк Тетяна Петрівна, аспірант кафедри вікової та педагогічної психології Рівненського державного гуманітарного університету, м. Рівне, Україна

Язык статьи: украинский

Психологические подходы к формированию профессиональной компетентности будущих менеджеров
В статье осуществлен комплексный интегрированный анализ психологических условий формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров в процессе обучения. В ходе анализа трудов зарубежных и отечественных ученых-практиков приведены трактовки понятий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность» и обоснована необходимость применения компетентностного подхода в высшем образовании в контексте Болонского процесса. При изучении проблемы использования компетентностного подхода в США обнаружена практическая значимость СВЕ-концепции «компетентно-ориентированного обучения», или «персонализированного обучения», что дает возможность студентам овладеть профессиональными навыками, исходя из собственных запросов

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, компетентностный подход, менеджер, Competence-based education (СВЕ), компетентно-ориентированное обучение, персонализированное обучение

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 89-95 (pdf)


 

УДК: 31.015.311
Эмишянц О.Б.
Емішянц Ольга Борисівна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри загальної психології Київського національного університету імені Тараса Шевченко, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Проблемы психотерапии с клиентами, у которых панические атаки
В статье рассматриваются методы и приемы психотерапевтической работы с клиентом, который страдает паническими атаками. Связь между опытом, впечатлениями, социальными установками детских лет и более поздними психическими проявлениями подтверждает, что психические явления представляют собой части единого целого. Склонности, которые мы наблюдаем у взрослого человека, выступают проекцией пережитого им в детстве. Основные положения метода глубинной психологии, который вытекает из теории А. Адлера о том, что стиль жизни – это кристаллизированный паттерн поведения, который формируется в детстве, на всю жизнь и реализуется в различных ситуациях, проиллюстрирован примером из практики

Ключевые слова: психотерапия, психоаналіз. панические атаки, глубинная психология, десенсибилизация, ранние воспоминания

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 95-100 (pdf)


 

УДК: 925:159.923
Ивашкевич Э.З.
Івашкевич Едуард Зенонович – кандидат психологічних наук, доцент кафедри загальної психології та психодіагностики Рівненського державного гуманітарного університету, м. Рівне, Україна

Язык статьи: украинский

Современные эмпирические исследования социального интеллекта личности и структура социального интеллекта педагога
В статье описаны результаты проведённых учёными эмпирических исследований социального интеллекта личности, сделаны выводы относительно его структуры и особенностей становления. Подчёркнуто, что результаты эмпирических исследований учёных показали, что развитие социального интеллекта личности во многом зависит от гендерных характеристик индивида, а также от этнической принадлежности субъекта социального взаимодействия. Психолого-педагогическими условиями развития социального интеллекта являются: групповое обучение, межличностное познание, социальная активность, компетентностный подход, целенаправленное поэтапное формирование компонентов социального интеллекта и др. Предложена и описана авторская концепция социального интеллекта педагога, которая предусматривает, что социальный интеллект содержит когнитивную, мнемическую и эмпатийную подструктуры

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, интеллектуальные способности, социальное познание, межличностное познание, социальная активность, когнитивная, мнемическая и эмпатийная подструктуры социального интеллекта

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 100-106 (pdf)


 

УДК: 316.46:371.8:37.013.77
Калюжная Е.Н., Дудко А.А.
Калюжна Євгенія Миколаївна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри практичної психології, факультет соціальної педагогіки та психології, Запорізький національний університет, м. Запоріжжя, Україна
. Дудко Анастасія Олександрівна, студентка факультету соціальної педагогіки та психології, Запорізький національний університет, м. Запоріжжя, Україна.

Язык статьи: украинский

Психологический анализ критериев выбора неформального лидера в школьном коллективе
В статье рассматривается лидерство как социально-психологический феномен, порожденный системой неформальных отношений в группе. Особое внимание уделяется анализу психологических особенностей личности лидера, влияющих на его поведение и стиль межличностного взаимодействия. По результатам диагностического исследования определены основные критерии выбора неформального лидера в школьном коллективе. На основании полученного эмпирического материала сделан вывод о том, что коммуникативно-организаторские способности личности выступают в качестве наиболее влиятельного фактора при выборе неформального лидера в школьной среде подростков

Ключевые слова: личность, подросток, лидерство, лидерские способности, коммуникативные способности, организаторские способности, неформальные отношения

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 107-111 (pdf)


 

УДК: 316.42
Карамушка М.И.
Карамушка Маргарита Ігорівна, аспірантка факультету психології Київського національного університету імені Тараса Шевченка, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Особенности формирующего эксперимента для развития психологических качеств социально активной молодежи
В статье раскрыто содержание тренинга, направленного на развитие психологических качеств социально активной молодежи (в научной и образовательной сферах, помощь участникам АТО и вынужденным переселенцам, в культурно-художественной, спортивной, экологической сферах и др.). Проанализированы результаты формирующего эксперимента. Представлены показатели эффективности разработанного тренинга. Выделены психологические качества, которые изменили свои показатели после проведения тренинга. Показан рост показателей по организаторским способностям, лидерству, альтруизму, достижению успеха, ассертивности, коммуникативному контролю, желанию вступать в социальный контакт и снижению уровня проявления стратегий поведения «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия»

Ключевые слова: молодежь, социальная активность, развитие психологических качеств, тренинг

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 111-115 (pdf)


 

УДК: 316.614.5
Крайлюк А.И.
Крайлюк Анна Ігорівна, аспірантка кафедри соціальної психології КНУ ім. Тараса Шевченка, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Социально-психологические условия оптимизации семейных отношений
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования влияния родительских установок на выбор брачного партнера. Описано созданную на их основе психокоррекционную программу «Профилактика семейных проблем и оптимизация семейных отношений». Программа позволяет осознать влияние родительских установок на выбор супружеской партнера, что приводит к повышению личностной ответственности за собственные отношения и влияет на их улучшение. Приведены результаты ее эффективности

Ключевые слова: родительские установки, психокоррекция, осознание, состояния Я, эмоциональная близость

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 116-119 (pdf)


 

УДК: [159.98+615.851]:159.942.5–053.6(043.3)
Лазос Г.П.
Лазос Гелена Петрівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії консультативної психології та психотерапії, Інститут психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Посттравматический рост: теоретические модели, новые перспективы для практики
В статье анализируется феномен посттравматического роста (ПТР) с разных точек зрения. Делается попытка концептуализации понятий, связанных с рассматриваемым феноменом, и производится согласование терминологии. В статье представлен анализ существующих теоретических моделей посттравматического роста как ефективного выхода из травмы: функционально-дескриптивная модель R.G. Tedeschi та L.G. Calhoun; личностно-центрированная модель S. Josef; биопсихосоциальная модель M. Christopher; психолого-философская модель R. Papadopulos. Очерчен ряд направлений для практического применения теории ПТЗ в работе с пострадавшими

Ключевые слова: посттравматический рост, теоретическая модель, психическая травма, резильентность, психологические последствия травмирования, психотерапия

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 120-127 (pdf)


 

УДК: 159.9:351.743
Лунев В.Е., Любчук О.К.
Луньов Віталій Євгенович, кандидат психологічних наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії психології навчання Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Любчук Ольга Костянтинівна, доктор наук з державного управління, кандидат психологічних наук, професор, завідувачка кафедри туризму Приазовського державного технічного університету, м. Маріуполь, Україна.

Язык статьи: английский

Социально-психологический портрет полицейского: методика и результаты исследования
В статье представлены методологические основы разработки методики «Социально-психологический портрет полицейского». Предложены критерии и показатели социально-психологического портрета современного полицейского. Представлены основные результаты исследования особенностей социально-психологического облика современного полицейского в представлениях студенческой молодежи. Обосновывается методика «Социально-психологический портрет полицейского», которая направлена на изучение таких черт личности, как: профессиональная ориентация личности полицейского; нравственные качества; профессиональные качества; коммуникативные качества. Были установлены негативные составляющие социально-психологического портрета полицейских, который связывается в представлениях респондентов со следующими ситуациями: злоупотребление властью с целью личного обогащения; неадекватное поведение, хамство; выполнение своих профессиональных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения

Ключевые слова: профессиональная направленность личности полицейского, моральные качества, профессиональные качества, коммуникативные качества

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 128-133 (pdf)


 

УДК: 159.923.2
Михайлишин У.Б.
Михайлишин Уляна Богданівна – кандидат психологічних наук, доцент, завідувач кафедри психології ДВНЗ «Ужгородський національний університет», м. Ужгород, Україна.

Язык статьи: украинский

Социально-психологические особенности системы ценностных ориентаций студенческой молодежи: к постановке проблемы
В статье рассмотрены социально-психологические особенности системы ценностных ориентаций студенческой молодежи. Рассмотрена структурно-функциональная модель системы ценностных ориентаций студентов, которая содержательно наполнена ценностями, имеющими для них разный релевантный характер (ситуационные ценности, лабильные ценности, стабильные ценности, ценности личностного ядра). Установлены специфические особенности ценностной сферы студентов на возрастном, гендерном, демографическом, социально-нормативном, экономическом уровнях. Показано, что студенты, которые учатся на разных профессиональных направлениях, имеют и разную ценностную детерминацию, которую исследователи во многом связывают с трансформационными процессами, происходящими в современном социуме. Определена имеющаяся у молодежи студенческого возраста тенденция к разобщенности и индивидуализму, а также к ослаблению преемственности между поколениями. Установлено, что в системе ценностей юношей и девушек, которые учатся в высших учебных заведениях, личностное ядро и стабильные ценности, в основном, наполняют ценности личностного измерения, которые направляют их социальную активность в русло достижения личного успеха, поиска защиты и акцентирования индивидуализма

Ключевые слова: система ценностей, социализация, самоопределение, самоактуализация, ценностные ориентации, ситуационные ценности, лабильные ценности, стабильные ценности

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 133-136 (pdf)


 

УДК: 378.371.159
Пустовалов И.В.
Пустовалов Іван Вікторович, аспірант кафедри психології управління, старший викладач кафедри загальної та практичної психології ДВНЗ «Університет менеджменту освіти», заступник директора Навчально-наукового інституту менеджменту та психології з виховної роботи ДВНЗ «Університет менеджменту освіти» НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Психологические условия развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака
В статье освещены психологические особенности развития личности подростков, где особое внимание уделено обоснованию целесообразности специального изучения ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака. Констатировано, что у подростков из семей повторного брака недостаточный, преимущественно низкий уровень развития как отдельных компонентов ценностно-смысловой сферы личности, так и ценностно-смысловой сферы в целом. Описана структура программы психологического содействия развитию ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака, в которой указана особая роль тренера-фасилитатора при работе с подростками из семей повторного брака, а также констатированы основные показатели ее эффективности

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, подростки, семья первого брака, семья повторного брака, психологическое содействие развитию ценностно-смысловой сферы, тренер-фасилитатор

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 137-143 (pdf)


 

УДК: 159.99
Хилько С.А.
Хілько Світлана Олександрівна, старший викладач кафедри загальної та практичної психології, аспірант ДВНЗ «Університет менеджменту освіти» НАПН України, м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Сущность и типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности психологов
В статье на основе теоретического анализа научной литературы освещены проблемные вопросы сущности ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности психологов. Рассмотрены особенности понимания неопределенных ситуаций и типов отношения к неопределенности, среди которых интолерантное и толерантное. Установлено, что направления деятельности психолога: психолог-теоретик/исследователь, психолог-преподаватель, психолог-практик, характеризуются определенными признаками выполнения своих профессиональных задач, в составе которых есть неопределенность ситуаций, что, в свою очередь, требует толерантного отношения к ним. Установлено, что источники возникновения ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности психологов могут быть как внутренние, так и внешние. Предложены типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности психологов в зависимости от их видов деятельности

Ключевые слова: неопределенность, ситуация неопределенности, толерантность к ситуации неопределенности, интолерантность, психолог, профицитарность

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 144-150 (pdf)


 

УДК: 159.922
Шевченко С.В.
Шевченко Світлана Вікторівна, старший викладач кафедри загальної та практичної психології Навчально-наукового інституту менеджменту та психології ДВНЗ «Університет менеджменту освіти», м. Київ, Україна

Язык статьи: украинский

Теоретическая модель развития доверия к себе у будущих психологов
В статье рассмотрена актуальная проблема особенностей развития доверия к себе будущих психологов в период профессионального обучения. В статье осуществлено описание теоретической модели развития доверия к себе у будущих психологов. Предполагаем, что доверие к себе как к будущему психологу проходит несколько стадий развития в процессе профессионального обучения и включает следующие структурные компоненты: рефлексивный (самоанализ и рефлексивное осознание своих возможностей), мотивационный (осознание своих внутренних мотивов и целей), когнитивный (обобщение внутреннего опыта и знаний о самом себе), поведенческий («выход за пределы самого себя», действия на результат) и эмоциональный (эмоциональная репрезентация в динамике профессионального становления)

Ключевые слова: будущий психолог, развитие доверие к себе, профессиональное становление, компоненты доверия к себе как к будущему психологу: рефлексивный, мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоциональный

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 150-156 (pdf)


 

УДК:

Язык статьи: украинский

До 70-річчя наукової діяльності інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 157-161 (pdf)


 

УДК:

Язык статьи: украинский

ХІ Міжнародна науково-практична конференція з організаційної та економічної психології «Психологія посттравматичного оновлення»

Aktual_probl_psihol 2016, 1(45): 162-163 (pdf)