Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 44 – 2016
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 316.647.5:005.32:373
Карамушка Л.Н., Баранова В.А.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, заступник директора з науково-організаційної роботи та міжнародних наукових зв‘язків Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ,Україна. Баранова Вікторія Анатоліївна, науковий кореспондент лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, Київ, Україна.
Уровень развития типов организационной культуры внешкольных учебных заведений: связь с характеристиками управленческой деятельности руководителей
В статье на основе эмпирического исследования проанализированы уровень развития основных характеристик управленческой деятельности руководителей внешкольных учебных заведений (компетентности, эмоциональности, требовательности и справедливости). Показана представленность во внешкольных учебных заведениях различных типов организационной культуры (культуры «власти», культуры «роли», культуры «заданий», культуры «личности»), как в «реальной», так и «идеальной» форме. Констатирована ориентация персонала внешкольных учебных заведений на усиление «прогрессивных» типов организационных культур (культуры «личности» и культуры «заданий»). Выявлена взаимосвязь между характеристиками управленческой деятельности руководителей и уровнем развития различных типов организационных культур. Ключевые слова: внешкольные учебные заведения; характеристики управленческой деятельности руководителей; организационная культура; типы организационной культуры; развитие организационной культуры внешкольных учебных заведений.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 3-9 (pdf)
УДК: 159,923
Гнускина Г.В.
Гнускіна Ганна Володимирівна, аспірантка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м.Київ, Україна.
Содержание и особенности проведения тренинга «Профилактика и преодоление профессионального выгорания у предпринимателей»
В статье раскрыта общая структура тренинга для подготовки предпринимателей к профилактике и преодолению профессионального выгорания, включающая пять разделов, касающихся содержания, структуры профессионального выгорания, факторов микро- и мезоуровня, которые обуславливают его возникновение. Каждый из разделов тренинга, в соответствии с технологическим подходом, состоит из трех блоков (содержательно-смыслового; диагностического; коррекционно-развивающего). Представлен объем тренинга и подробно описано содержание тренинга, которое включает различные интерактивные техники (заполнение рабочих листов, ""мозговой штурм"", групповые дискуссии, деловые игры, работа с интернет-ресурсами, психологические практикумы, домашние творческие задания и др.). Ключевые слова: предприниматели, профессиональное выгорание, структура профессионального выгорания, факторы профессионального выгорания, тренинг, профилактика и преодоление профессионального выгорания.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 10-15 (pdf)
УДК: 316.647.5:005.32:373
Терещенко К.В.
Терещенко Кіра Володимирівна, кандидат психологічних наук, науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Влияние организационных факторов на уровень толерантности персонала учебных заведений
В статье описаны уровни развития основных видов толерантности (этническая, социальная толерантность и толерантность как черта личности) и индекса толерантности персонала общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована связь между толерантностью педагогов и организационными факторами (количество лиц, работающих в организации, время существования организации, место нахождения организации). Установлено совокупное влияние нескольких организационных факторов на уровень толерантности как черты личности и индекс толерантности персонала учебных заведений. Ключевые слова: толерантность, виды толерантности, индекс толерантности, организационные факторы, совокупное влияние факторов, персонал учебных заведений.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 16-20 (pdf)
УДК: 316.6
Дембицкая Н.Н.
Дембицька Наталія Миколаївна, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, кандидат психологічних наук, м. Київ, Україна
Социально-психологическое обеспечение экономической социализации школьника: от традиций к креативу
Статья посвящена обоснованию методологических подходов к исследованию социально-психологического обеспечения экономической социализации школьника в образовательном пространстве школы. Это обеспечение показано с точки зрения традиционного детерминистского и конструкционистского подходов к исследованию социально-психологических явлений. Ключевые слова: социально-психологическое обеспечение экономической социализации личности, школьник, детерминизм, конструкционизм, социально-психологическое пространство, экономическая социализация, экономическая культура личности, субъект, экономическая субъектность.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 21-25 (pdf)
УДК: 316.6
Дембицкая Н.Н., Новосядлая Е.Н.
Дембицька Наталія Миколаївна, кандидат психологічних наук старший науковий співробітник, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, м. Київ, Україна. Новосядла Олена Миколаївна, науковий кореспондент лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, заступник директора спеціалізованої школи № 274 з поглибленим вивченням іноземних мов м.Києва.
Теоретико-методологические подходы к изучению экономической социализации ребенка в малообеспеченной семье
Статья посвящена обоснованию основных теоретико-методологических подходов к анализу экономической социализации ребенка в пространстве малообеспеченной семьи. С точки зрения культурно-деятельностного, структурно-функционального, субъектно-поступкового и интерсубъектного подходов объясняются особенности социализирующего влияния межличностных отношений в малообеспеченной семье на развитие экономической культуры ребенка. Ключевые слова: экономическая социализация личности, субъект, малообеспеченная семья, культура малообеспеченности, бедность, малообеспеченность, материальное самообеспечение, приватность личности.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 25-31 (pdf)
УДК: 316.6
Зубиашвили И.К.
Зубіашвілі Ірина Костянтинівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Концептуальные основы изучения монетарной социализации
В статье рассматриваются основные исторически сформированные подходы исследования денег как феномена социализации. В результате теоретического анализа научных источников выявлена и обоснована социально-психологическая роль денег в развитии монетарной социализации. Подчеркивается значительная социальная роль денег в обществе, описываются социальные значения, содержащиеся в деньгах. Институт денег, выступая одним из самых сложных и многофункциональных явлений, требует дальнейшего изучения, что позволит раскрыть роль денежных отношений для любого общества. Ключевые слова: деньги, ценность, монетарная социализация, функции денег, психология денег, денежные отношения, теории денег, социальное взаимодействие
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 31-35 (pdf)
УДК: 17.032.1; 338.2 – 053.81
Лавренко О.В.
Лавренко Ольга Василівна, кандидат філософських наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Жизненные практики как институт экономической социализации личности
В статье определена сущность и проанализированы содержательные характеристики социально-психологических жизненных практик как института экономической социализации личности. Они рассматриваются как сфера взаимопроникновения социального и индивидуального, как форма жизни, традиционный способ поведения, который осуществляет регулятивную функцию, синтезирует опыт и наглядность, обеспечивает актуальное восприятие конкретной жизненной ситуации и содействует самоидентификации индивида. Выделены основные признаки практик, четыре уровня экономических форм социализации, которые обеспечивают экономическую социализацию личности на разных возрастных этапах. Ключевые слова: экономическая социализация, личность, жизненные практики, признаки и уровни жизненных практик
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 36-41 (pdf)
УДК: 316.6
Креденцер О.В., Абдуллаева И.Б.
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна. Абдуллаєва Ірина Бахтіарівна, аспірант лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Тренинг «Развитие самоэффективности предпринимателей сферы торговли»: структура, особенности проведения и оценка эффективности
В статье представлены результаты проведения тренинга «Развитие самоэффективности предпринимателей сферы торговли». В том числе представлена структура тренинга, раскрыты особенности проведения тренинга, проанализировано восприятие его участниками методов работы и их влияния на продуктивность и интенсивность развивающего компонента. Также проведена оценка эффективности тренинга на основе изучения ответов на специально разработанную анкету. Ключевые слова: самоэффективность, предпринимательская самоэффективность, тренинг, проблемная ситуация, анкетирование.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 42-47 (pdf)
УДК: 316.6
Репка А.А.
Рєпка Аліна Олександрівна, викладач кафедри педагогіки та загальної психології Миколаївського національного університету імені В.О.Сухомлинського, аспірант лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України
Особенности экономической социализации молодых ученых: аффективный аспект
В статье изложены особенности отношения современного молодого ученого к результатам интеллектуального труда в условиях развития креативной экономики. Обосновано понятие «экономическая социализация молодого ученого». Показаны эмоционально-ценностные особенности отношения молодых ученых к своему и чужому интеллектуальному труду. Ключевые слова: экономическая социализация, личность молодого ученого, аффективный компонент экономической социализации, интеллектуальная собственность, отношение к интеллектуальному труду
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 48-52 (pdf)
УДК: 159.922:316.362.4:364-782.44
Бевз Г.М., Мельничук Т.И.
Бевз Галина Михайлівна, доктор психологічних наук, доцент; професор кафедри загальної та практичної психології ДВНЗ «Університет менеджменту освіти» НАПН України; м. Київ, Україна. Мельничук Тетяна Іванівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Мотивация к усыновлению и приемному родительству как фактор прогностики их успешности
Статья посвящена изучению возникновения мотивации в семье к усыновлению и приемному родительству, как средству активизации их желания «иметь» ребенка. Мотивация рассматривается как фактор прогностики эффективности усыновления, которая предусматривает уважение субъектности ребенка и согласованности нормативных задач принятия некровного ребенка в семью с ожиданиями взрослых. Подтверждено, что этот процесс является двунаправленным: со стороны взрослых ориентирован на удовлетворение потребности в ребенке и родительстве, а со стороны ребенка – на его потребность в уходе и защите. Установлено, что мотивация к усыновлению и приемному родительству является одним из основных факторов дальнейшего обеспечения эффективности всего процесса. Прохождение тренинговой программы будущими приемными родителями рассматривается как положительная практика организации у них рефлексивного процесса. Ключевые слова: усыновление, приемная семья, мотивация, тренинговая подготовка, эффективность, автобиографическая память ребенка.
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 53-57 (pdf)
УДК: 159.98; 364-362
Бондаренко Н.Б.
Бондаренко Наталія Борисівна, магістр соціальної роботи; психолого-медико-педагогічний консультант, старший викладач кафедри «Школа соціальної роботи ім. В. Полтавця» Національного Університету «Києво-Могилянська академія», м.Київ, Україна
Группы самопомощи как дополнительный ресурс социально-психологической поддержки лиц с проблемами психического здоровья
В статье рассмотрен феномен деятельности групп самопомощи в качестве дополнительного ресурса социальной поддержки для лиц с проблемами психического здоровья. Отмечается важность осуществления поддержки таким лицам в рамках групп самопомощи вне психиатрии и медикаментозного лечения. Осуществлено теоретическое обоснование термина «группа самопомощи». Описаны взаимный характер поддержки, решения личных проблем в форме общего дела. Обсуждаются теоретические подходы к пониманию групп самопомощи: принцип равной взаимности, помощник терапии, идея эмпирического знания, альтернативная точка зрения на самопомощь, теория социального научения. Ключевые слова: группа самопомощи, взаимопомощь, социальная поддержка, копинг, лица с проблемами психического здоровья
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 58-62 (pdf)
УДК: 159.9
Брыль М.Н.
Бриль Марина Миколаївна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри індустрії моди факультету режисури та шоу-бізнесу Київського національного університету культури і мистецтв, старший науковий співробітник сектору стратегічних проблем і світового досвіду культурної політики відділу культурної політики Українського центру культурних досліджень, м. Київ, Україна
Селфи как социально-психологическое явление
В статье приведены результаты теоретического анализа научной литературы, посвященной аспектам изучения визуальных репрезентаций человека, а именно, такого современного феномена массовой культуры как селфи с точки зрения социальной психологии. Раскрыта история, причины появления и распространения селфи, проведено сравнение понятий «селфи» и «автопортрет», выделены типы селфи и негативные последствия увлечения им, а также раскрываются перспективные направления использования селфи в разных отраслях жизни человека. Особенно отмечается коммуникативная составляющая селфи как социально-психологического явления и его роль в самопрезентации личности. Ключевые слова: автопортрет, визуализация, внешний облик, коммуникация, самопрезентация, cелфи, самоидентичность, субъект
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 62-67 (pdf)
УДК: 159.9
Володарская Н.Д.
Володарська Наталія Дмитрівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник, провідний науковий співробітник лабораторії психології особистості імені П.Р. Чамати Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Восстановление личостного ресурса клиента в кризисных ситуациях методами гештальттерапии
В статье раскрыты принципы диалогово–феноменологического подхода в решении проблем личности, которая оказалась в кризисной ситуации. Определены методы гештальт–подхода в терапии преодоления последствий психотравматизации личности. Уточнено значение формирования жизненных перспектив личности в восстановлении личностного ресурса и преодоления последствий психотравматизации. Приведен пример психотерапевтических стратегий в работе с проблемами психотравматизации членов семей вынужденных переселенцев. Расписаны этапы применения методов диалога между терапевтом и клиентом в парадигме гештальт-подхода. Описаны возможности применения методов диалога между терапевтом и клиентом в парадигме гештальт- подхода. Ключевые слова: гештальт-подход, самодетерминация, психотравматизация, гештальттерапия, психотерапевтические стратегии
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 67-71 (pdf)
УДК: 316.663.5+159.99
Гайсонюк Н.А.
Гайсонюк Наталія Артемівна, асистент кафедри психології, факультету педагогіки, психології та соціальної роботи Чернівецького національного університету імені Юрія Федьковича, аспірант лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м.Чернівці, Україна
Гендерные и культурные отличия ролевых моделей самопрезентации
В статье рассмотрены теоретические и эмпирические основания для определения ролевых моделей поведения, как составляющей личностной самопрезентации. Ролевые модели определены как формы опыта, усвоенные личностью на этапе первичной социализации, при помощи которых человек может структурировать опыт социальных взаимодействий и определить личностные границы. В данной статье базовые ролевые модели определены на основе теоретического обоснования опросника к методу позитивной психотерапии Н. Пезешкиана. На основании эмпирического исследования отмечено наличие гендерных и культурных отличий в базовых ролевых моделях респондентов. Ключевые слова: самопрезентация, базовые ролевые модели, гендерные отличия, социо-культурные особенности, модели самопрезентации, ролевые взаимодействия
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 72-76 (pdf)
УДК: 159.922.27
Данильченко Т.В.
Данильченко Тетяна Вікторівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри загальної, вікової та соціальної психології, Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г.Шевченка, 14013, м. Чернігів, Україна
Социально-демографические факторы субъективного социального благополучия
В статье исследуется эффект влияния социально-демографических характеристик (возраста, пола, уровня образования, брачного статуса, наличия детей) на детерминацию субъективного социального благополучия. На выборке 401 человек (ранняя, средняя, поздняя взрослость) выявлено, что совместное влияние объективных характеристик социальной ситуации сравнительно невелико. Оно обуславливает выраженность определенных компонентов субъективного социального благополучия. Переживание социальной дистантности связано с местом проживания и брачным статусом. Повышение социальной заметности наблюдается у людей с высшим образованием, а позитивность социальных убеждений возрастает у родителей с двумя детьми по сравнению с родителями одного ребенка и бездетными. Наиболее значимыми детерминантами субъективного социального благополучия выступают размер социальных сетей, наличие высшего образования и возраст. Ключевые слова: субъективное социальное благополучие, субъективное благополучие, гедонистический подход, социальная сеть, социальная связность, социальная заметность, социальная дистантность
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 77-83 (pdf)
УДК: 152.4+155.2+616.891
Демьяненко Ю.А., Лещенко М.Е., Мазур Т.В., Филипович В.М.
Дем’яненко Юлія Олександрівна – кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології і соціології Чернігівського національного технологічного університету, Чернігів, Україна. Лещенко Марина Євгеніївна – старший викладач кафедри психології і соціології Чернігівського національного технологічного університету, Чернігів, Україна Мазур Тамара Василівна – кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології і соціології Чернігівського національного технологічного університету, Чернігів, Україна Філіпович Вікторія Миколаївна – старший викладач кафедри психології і соціології Чернігівського національного технологічного університету, Чернігів, Україна
Особенности эмоциональных состояний социальных работников в профессиональном взаимодействии
Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных состояний социальных работников, которые возникают в ситуациях взаимодействия с клиентами. Показано, что характерными негативными эмоциональными состояниями социальных работников является неудовлетворенность, напряженность, эмоциональная слабость, неуверенность, растерянность. Приводятся результаты контент-анализа, который показал, что в трудных ситуациях взаимодействия с клиентами у социальных работников эмоциональные состояния осознаются как проявление их собственной психологической профессиональной несостоятельности, сопровождаются: нарушениями самоидентичности, негативным наполнением структурных звеньев самосознания Ключевые слова: социальные работники, эмоциональные состояния, профессиональное взаимодействие, тяжелая ситуация, рефлексивный метод, эмоциональный профиль
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 84-88 (pdf)
УДК: 376.091.214:159.922.76-056.49.004.14(045)
Железнякова Ю.В.
Железнякова Юлія Володимирівна, аспірант, старший викладач Класичного приватного університету, м. Запоріжжя, Україна
Внедрение программы психологической коррекции субъективного чувства одиночества как фактора аддиктивного поведения младших подростков и доказательство ее эффективности
В статье предоставлены результаты исследования, которые подтверждают предположение о наличии статистически значимых связей между чувством одиночества и аддиктивным поведением в раннем подростковом возрасте. Доказано, что аддиктивное поведение детерминируется такими факторами, которые, в свою очередь, являются факторами чувства одиночества, как социальная беспомощность, отчуждение, коммуникативные барьеры, разделение ценностей и интересов. С целью оказания помощи практическим психологам по совершенствованию коррекционной работы с младшими подростками разработана специальная программа «Психологическая коррекция субъективного чувства одиночества как фактора аддиктивного поведения младших подростков», которая предусматривает коррекционную работу с ними в течение года. Доказана эффективность программы экспериментальным путем. Ключевые слова: одиночество, подростки, аддикция, психологическая коррекция, поведение
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 89-94 (pdf)
УДК: 925 : 159.923
Ивашкевич Э.З.
Івашкевич Едуард Зенонович – кандидат психологічних наук, доцент кафедри загальної психології та психодіагностики Рівненського державного гуманітарного університету, м. Рівне, Україна
Образовательный и информационный подходы к определению социального интеллекта педагога
В статье проанализировано понятие «интеллект». Интеллект определѐн как своеобразная система психических механизмов, которые фасилитируют возможность построения индивидом субъективной картины мира. Определены сущность и содержание образовательного и информационного подходов к определению понятия «социальный интеллект». Предложена и описана авторская концепция социального интеллекта педагога, которая предусматривает, что социальный интеллект содержит когнитивную, мнемическую и эмпатийную подструктуры. Подчѐркнуто, что, в частности, когнитивная подструктура социального интеллекта включает в себя совокупность достаточно устойчивых знаний, оценок, правил интерпретации событий, поведения людей, их взаимоотношений и т.д. на основе сложившейся системы интерпретаций на микроструктурном и макроструктурном уровнях, детализировано содержание этих уровней Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, образовательный подход, информационный подход, когнитивная, мнемическая и эмпатийная подструктуры социального интеллекта
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 95-100 (pdf)
УДК: 159.920.7:[965-12]
Ивашкевич И.В.
Івашкевич Ірина Владиславівна, пошукач кафедри вікової та педагогічної психології Рівненського державного гуманітарного університету, м. Рівне, Україна
Рецепция структуры профессиональной компетентности специалиста
В статье описаны особенности компетентностного подхода и проанализированы существующие в научной литературе теории и концепции, которые предлагают различные компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста. Охарактеризован психологический подход, который подчѐркивает связь профессиональной компетентности и понятия социализации личности. Отмечено, что с этой точки зрения компетентность можно рассматривать как высокий уровень обучаемости индивида, овладения ним социальными формами активности, что позволяет субъекту успешно выполнять профессиональную деятельность; как высокий уровень понимания окружающего мира и умение адекватно взаимодействовать с ним. В статье описан интегративный подход к определению профессиональной компетентности специалиста. Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, компетенции, социализация личности, социальные формы активности, интегративный подход
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 100-105 (pdf)
УДК: 316.614
Курцева Т.В.
Курцева Тетяна Володимирівна, пошукач кафедри прикладної психології Харківського Національного Університету імені В.Н. Каразіна, м. Харків, Україна
Социально-психологические аспекты компьютерной зависимости подростков
Статья посвящена исследованию формирования компьютерной зависимости подростков. Рассматриваются отдельные виды компьютерной зависимости. Определяются факторы и последствия возникновения компьютерной зависимости несовершеннолетних, ее формы. В контексте предложенной статьи речь идет не только о компьютерной зависимости, как таковой, но и о том, каким образом она развивается в подростковом возрасте и какие существуют риски нарушения процесса становления личности подростка в условиях чрезмерного увлечения компьютером Ключевые слова: компьютерная зависимость, игровая зависимость, подростки, социальная сеть, интернет общение, компьютерные игры
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 106-110 (pdf)
УДК: 32.019.5.372.881.1.59.99
Лунев В.Е.
Луньов Віталій Євгенійович, кандидат психологічних наук, доцент, провідний науковий співробітник, Інститут психології імені Г.С.Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Психология этно-социальной дистанции групп юго-восточного пограничья Украины в контексте осознания проблемы безопасности
В статье приведены результаты исследования изменения социальной дистанции в осознании жителей зоны проведения антитеррористической операции (АТО) и вынужденных переселенцев в отношении отдельных регионов Украины и других стран. Вопрос об изменении социальной дистанции рассматривается в контексте переживания проблемы безопасности. Автор высказывает мнение о том, что при проведении военных действий и в конфликтах с признаками гражданского противостояния вопросы социально-культурной, религиозной, языковой и другой детерминации имеют, вероятно, декларативный характер, в то время как групповое поведение регулируется в основном вопросами осознания безопасности группы, с которой у индивида существует устоявшаяся положительная идентификация. Результаты наблюдений и анализа исследований позволяют сделать вывод о существовании специфической пограничной этнической идентичности и локуса ориентации этноса в пограничных регионах. Ключевые слова: пограничная психология, социальная дистанция, жители АТО, вынужденные переселенцы, восточное украинское пограничье, южное украинское пограничье
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 110-116 (pdf)
УДК: 159.9:008
Москаленко В.В.
Москаленко Валентина Володимирівна – доктор філософських наук, професор, головний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, Київ, Україна
Социализация как инкультурация
В статье анализируется проблема инкультурации, в частности, выясняется сущность этого феномена, рассматриваются характеристики его структурных компонентов. Показана связь инкультурации с процесом социализации личности. Определены теоретические подходы в изучении инкультурации. Основное внимание уделено анализу содержательных характеристик когнитивного, аффективного и конативного компонентов инкультурации, рассматривается их конфигурация, в которой доминирующую функцию выполняет конативный компонент. Сделан вывод, что процесс инкультурации в большей степени детерминируется изменениями, связанными с культурной идентичностью, которая определяет стратегии усвоения новой культуры, а также типы кросс-культурных процессов в обществе. Описаны модели изменений культурной идентичности: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация Ключевые слова: социализация, иммиграция, переселенцы, инкультурация, культурная трансмиссия, аккультурация, межкультурная адаптация, интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 116-122 (pdf)
УДК: 316.6:159.9
Низовец Е.Н.
Низовець Олена Миколаївна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології Академії Державної пенітенціарної служби, м.Чернігів, Україна
Условия и факторы социально-психологической подготовки к освобождению несовершеннолетних осужденных
В статье социально-психологическая подготовка рассматривается как система условий и факторов, способствующих восстановлению позитивных социальных связей и взаимоотношений несовершеннолетних, развитию у них социально полезных умений и навыков, необходимых для возвращения в общество и полноценного существования в нем. Ключевые слова: ресоциализация, социально-психологическая подготовка, доверие, искренность, диалог, несовершеннолетний осужденный, социально-психологическая компетентность
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 122-127 (pdf)
УДК: 159.922; 923
Новицкий Ю.В.
Новицький Юрій Володимирович, кандидат педагогічних наук, доцент, завідувач кафедри Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут», м. Київ, Україна
Сопряжѐнность психических свойств в проявлениях коммуникативности
На примере студентов экспериментальным путѐм определялась сопряжѐнность психических проявлений в структуре темперамента на основе методики В.М. Русалова. С помощью корреляционного анализа определены гендерные особенности в зависимостях склонности к лидерству и доминированию, к социальной пассивности – от психомоторных, интеллектуальных, коммуникативных и эмоциональных проявлений у студентов. Определены свойства, которые доминируют в формировании структуры темперамента в период приобретения профессионального образования. Ключевые слова: социализация, коммуникативные свойства, склонность к лидерству, социальная пассивность, корреляция Спирмена
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 127-131 (pdf)
УДК: 159.923:37.011.31
Пиковец Н.В.
Піковець Наталія Вікторівна, практичний психолог Уманського гуманітарно-педагогічного коледжу ім.Т.Г.Шевченка, м.Умань, Україна
Категория психологического здоровья личности в контексте профессиональной деятельности педагога
В статье рассмотрена проблема психологического здоровья человека как основы для его полноценного развития. Сделана попытка систематизировать и обобщить дефиниционный ряд понятия «психологическое здоровье», представленного в современной психологической теории и практике. Профессиональная деятельность человека влияет на состояние его психического здоровья, и это влияние может быть как конструктивным, способствовать развитию, так и вызывать деструктивные изменения в личности. К разряду сложных, наиболее психологически напряженных относится профессия педагога. Психическое здоровье исследователи рассматривают как динамический процесс психической деятельности, придающий человеку способность к саморегулированию, планированию и построению своего жизненного пути. Ключевые слова: психическое здоровье, профессиональная деятельность, стресс-факторы, профессиональные деструкции, эмоциональное выгорание, личностный ресурс
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 132-138 (pdf)
УДК: 316.6/.47:159.923.2
Попович И.С.
Попович Ігор Степанович, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри педагогіки, психології й освітнього менеджменту Херсонського державного університету, м. Херсон, Україна
Социальные ожидания личности как регулятор социально-психологической реальности
В статье осуществлена попытка теоретико-методологического обоснования социальных ожиданий личности как регулятора социально-психологической реальности. Проанализированы особенности образования системы социальных ожиданий личности. Отмечено, что социальные ожидания личности способны реализоваться при условии наличия объекта, предмета и содержания деятельности. Схематически показано дерево социальных ожиданий личности, представляющее собой сложную разветвленную систему социальных ожиданий, которая выстраивается в иерархическом порядке. Доказано, что перманентная взаимообусловленная трансформация социальных ожиданий и социальных норм является двусторонним механизмом регуляции социального поведения личности. Ключевые слова: ожидания, социальные ожидания личности, дерево социальных ожиданий, объект ожиданий, предмет ожиданий, социальное давление
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 138-143 (pdf)
УДК: 37.091.212.8:37.015.311
Рашковская И.В.
Рашковська Ілона Владиславівна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри практичної психології факультету педагогіки і психології НПУ імені М.П.Драгоманова, м.Київ. Україна
Проблема жизненного успеха и ее составляющие
В статье анализируются психологические теории развития успешной личности классических и современных ученых. Так же рассматриваются составляющие достижения состояния успешности личности. Представлены данные изучения взглядов выпускников средней школы на проблему формирования личностной успешности, на содержание успеха как такового. Обоснованы важность изучения данного вопроса в дальнейшем, необходимость создания специальных условий для становлення успешной личности. Ключевые слова: психологические теории развития личности, успешность, факторы становлення успешной личности, уровень притязаний
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 143-148 (pdf)
УДК: 316.42
Рудская М.И.
Рудська Маргарита Ігорівна, аспірантка факультету психології Київського національного університету імені Тараса Шевченка, м. Київ, Україна
Социальная активность молодежи: основные направления и факторы развития
В статье раскрыта степень включенности молодежи в социальную активность. Проанализированы основные направления социальной активности молодежи (в научной и образовательной сфере, помощь участникам АТО и вынужденным переселенцам, в культурно-художественной, спортивной, экологической сферах и др.). Проанализированы факторы, способствующие развитию социальной активности молодежи в Украине в современных социально-экономических условиях (сложность социально-экономической и политической ситуации в стране, стремление к саморазвитию, поддержка социальных институтов и возможность получения грантов для социальных проектов, активность общественных организаций, влияние СМИ, интернет-ресурсов и др.). Выделены факторы, которые мешают развитию социальной активности молодежи в Украине в современных социально-экономических условиях (отсутствие необходимых психологических качеств, поддержки со стороны государства, финансирования, наличия других дел и обязанностей и др.). Ключевые слова: молодежь, социальная активность молодежи, основные направления социальной активности молодежи, факторы развития социальной активности молодежи, психологические качества социально активной молодежи
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 149-154 (pdf)
УДК: 159.9-057.19
Рудюк О.В.
Рудюк Олег Володимирович, кандидат психологічних наук, доцент кафедри загальної психології та психодіагностики Рівненського державного гуманітарного університету, м. Рівне, Україна
Исследование содержательных характеристик детерминации профессиональных кризисов у безработных
В статье представлен опыт эмпирической разработки концептуального потенциала понятия «профессиональный кризис», которое позволяет содержательно охватить всю феноменологическую представленность кризисного профессиогенеза личности, прежде всего обусловленного нормативной и ненормативной логикой проявления противоречивых отношений занятости. Качественный анализ индивидуальной ситуации профессионального исключения молодежи, а также обстоятельств и событий, которые привели к профессиональной невостребованности и определили их статус безработных, позволил определить и эмпирически исследовать детерминирующие факторы (объективные, субъективные) и типы профессиональных кризисов (нормативные, ненормативные) у безработных. Ключевые слова: личность, безработица, безработная молодежь, профессиональный кризис, переживание профессиональных кризисов, детерминирующие факторы профессиональных кризисов, типы профессиональных кризисов
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 154-160 (pdf)
УДК: 159.923:316.614
Сторож Е.В.
Сторож Олена Василівна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри практичної психології та психотерапії Рівненського державного гуманітарного університету, м. Рівне, Україна
Тревожность как детерминанта творческой социализации личности
Статья посвящена исследованию тревожности как детерминанты творческой социализации личности. Осуществлен анализ научной литературы, раскрывающей содержание понятия «творческая социализация». Обоснованы основные исследования тревожности как проявления фрустрации в психологической науке. Раскрыта важная роль тревожности в творческом развитии личности. Установлена сущность творческой социализации личности. Ключевые слова: тревожность, фрустрация, социализация, творческая социализация личности
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 160-165 (pdf)
УДК: 159.95/612.8
Ткач Б.Н.
Ткач Богдан Миколайович, кандидат психологічних наук, докторант Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Нейропсихологические подходы к коррекции суицидального поведения
В статье проанализированы современные подходы к коррекции суицидального поведения и представлены собственные наработки. Раскрыты нейропсихологический аспект психодинамики суицидального процесса и нейрохимические особенности суицидального мозга. Показано причастность нарушения нейрогенеза к появлению суицидального поведения. Описаны направления работы когнитивно-бихевиориальной терапии с телом, эмоциями, когнитивной сферой и поведением потенциального суицидента. Рассмотрена психодинамика суицидального процесса, возможность применения бригадной модели оказания психологической помощи лицам, склонным к суициду. Представлены поэтапные задачи когнитивно-концептуальной терапии с лицами, потенциально склонными к суициду. Показана важность работы со сновидениями и применения антисуицидальных факторов. Ключевые слова: суицидальное поведение, личность, префронтальная кора, серотонин, депрессия, нейрокоррекция
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 166-171 (pdf)
УДК: 159.9.072:159.922.7
Удовенко Ю.Н.
Удовенко Юлія Миколаївна, кандидат психологічних наук, асистент кафедри соціальної роботи Київського університету імені Тараса Шевченка, м.Київ, Україна
Практическое использование модифицированной проективной методики «Восприятие ребенком личного жизненного опыта»
В статье представлена модифицированная автором проективная методика «Восприятие ребенком собственного жизненного опыта» для проведения психодиагностической работы с детьми, подвергшимися воздействию влияния неблагоприятных условий социализации. Указанная методика является действенным инструментарием в работе с детьми, так как дает возможность определить восприятие ими собственного жизненного опыта на следующих уровнях: самоощущение ребенка; взаимодействие «ребенок - ребенок»; «ребенок - взрослый». В статье раскрывается ход практического применения проективной методики «Восприятие ребенком собственного жизненного опыта» в профессиональной деятельности практическими психологами. Ключевые слова: восприятие, жизненный опыт, проективная методика, неблагоприятные условия социализации
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): 171-178 (pdf)
УДК: 316.6
Фоменко А.Г.
Фоменко Андрій Григорович, психолог-інструктор Центру медико-психологічної реабілітації «КОМ-ПАС» м. Кіровоград, Україна
К проблеме социально-психологической адаптации мобилизованных на военную службу
В статье рассмотрена актуальность исследования проблемы социально-психологической адаптации мобилизованных на военную службу. Осуществлен теоретический анализ проблемы адаптации, ее форм, уровней и разновидностей с учетом существующих научных подходов. Показано, что социально-психологическая адаптация пронизывает все сферы жизнедеятельности военнослужащего. Осуществлено описание сущности пространства социально-психологической адаптації мобилизованных на военную службу в рамках теории гештальт-терапии. Ключевые слова: мобилизованный на военную службу, военно-профессиональная адаптация, социальная адаптация, мобилизация, вторичная адаптация, социально-психологическая адаптация мобилизованных
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): (pdf)
УДК: 159.922.2 : 316.613.5
Черкасский А.В.
Черкаський Андрій Володимирович – кандидат історичних наук, керівник «Центру психологічної підтримки», доцент кафедри соціології, філософії і права Одеської Національної Академії харчових технологій, м. Одеса, Україна
Психологические аспекты адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды
В статье рассматриваются психологические аспекты социальной адаптации личности в трудовом коллективе, анализируются основные формы адаптации, исследуются те элементы социальной ситуации, которые оказывают существенное влияние на эффективность адаптации человека. Отмечено, что основным способом социально-психологической адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношениях в коллективе, отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Подробно рассмотрены также критерии социально-психологической адаптации. Ключевые слова: психологическая адаптация личности, профессиональная среда, социальное поведение, ценностные ориентации, социально-психологическая совместимость, процедуры адаптации персонала
Aktual_probl_psihol 2016, 1(44): (pdf)